Немецкое
искусство во второй половине 19 века развивалось в одном направлении с
другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными
средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в
подражании старым мастерам, вели поиск новых тем и путей их воплощения.
Крупнейшим мастером середины XIX столетия был берлинский
живописец и график Адольф фон Менцель (1815—1905). Ещё в первой половине века
он заявил о себе как даровитый рисовальщик. Его иллюстрации к труду Франца Куглера
«История Фридриха Великого» (1839—1842 гг.) замечательны живым чувством
исторического быта. Это неудивительно: художник изучал эпоху прусского короля
Фридриха II (1740—1786 гг.) с дотошностью учёного-исследователя. Затем
внимание фон Менцеля привлекла работа на натуре. Его заинтересовали живые
впечатления, движение воздуха и света. В то время живописец создал яркие и
цельные образы повседневности («Комната с балконом», 1845 г.; «Железная
дорога Берлин — Потсдам», 1847 г.). Фон Менцель — автор первой в искусстве
Германии картины на индустриальную тему — полотна «Железопрокатный завод»
(1875 г.). Основное отличие немецкого художника от писавших на сходные сюжеты
русских передвижников — в точке зрения. Фон Менцель делает здесь своим героем
не человека, а машину: в едва освещённом цеху фигуры рабочих в монотонном
движении кажутся составными частями огромного механизма.
Искусству фон Менцеля созвучны работы Вильгельма Лейбля
(1844— 1900), жившего в Баварии и посвятившего большинство картин быту
местных крестьян. Лейбль не поверхностный художник, изображающий жанровые
сценки, — его скромные герои всегда наделены яркими личностными
характеристиками. Эти особенности и развитое чувство формы, ясная, хотя и
грубоватая манера письма сближают работы Лейбля с творениями немецких
мастеров XVI в.; их, а также французского живописца Гюстава Курбе художник
считал своими учителями.
Очень интересным был и так называемый римский кружок,
образованный в 60—70-х гг. немецкими художниками в Италии. Они стремились
создавать произведения, в основе которых лежало бы свободное творческое
мышление, подлинный «классический» дух, присущий всем великим периодам
развития искусства. Их идейный вдохновитель философ и теоретик искусства
Конрад Фидлер (1841 — 1895) считал глаз художника органом особого
чувственного восприятия, которое помогает людям открыть первозданное
совершенство форм. Художник должен не копировать повседневность, а изучать
её, постигая таящиеся в глубине «хаоса действительности» ритм и гармонию,
которые составляют суть подлинного искусства.
Взгляды Фидлера воплотил один из руководителей кружка —
живописец Ханс фон Маре (1837—1887), автор фресок, украшающих стены библиотечного
зала Зоологической станции в Неаполе (1873—1874 гг.): Фон Маре изобразил само
здание станции на морском берегу, учёных, отдыхающих под навесом, рыбаков,
развесивших сети, лодочников. В будничной тематике художник не видит ничего
случайного, его персонажи держатся со спокойным достоинством.
В 80—90-х гг. в Германии распространился импрессионизм;
это течение возглавил живописец Макс Либерман (1847—1935). Повышенный
драматизм, чёткость форм и резкость красок отличают картины Ловиса Коринта
(1858—1925), в частности «Отелло» (1884 г.). Его работы предвосхитили
искусство начала XX столетия.
|