Германия в
начале XIX в. переживала общественно-политический подъём, Сопротивление
завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сделали немецкий
патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств
осознали себя единым народом.
В раздробленной стране почти каждый город был столицей или
университетским центром. Немецкие государи нередко стремились восполнить свою
политическую слабость покровительством наукам и искусству.
Самым увлечённым и щедрым из этих меценатов на троне
оказался баварский король Людвиг I.
В те годы в Германии сильным было увлечение
Средневековьем, возрос интерес к национальной истории и культуре. В Нюрнберге
периодически проходили празднества памяти немецкого мастера эпохи Возрождения
Альбрехта Дюрера. Братья Буассере — Сульпиций (1783—1854) и Мельхиор (1783—
1859) — собирали памятники старинного искусства. Их галерея в Штутгарте
насчитывала свыше двухсот произведений XIV—XVI вв., большинство из которых в
1826 г. влилось в коллекцию мюнхенской Пинакотеки (ныне этот музей называется
Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятся произведения живописи
XIX—XX вв.).
Германия сыграла исключительную роль в истории романтизма
— направления в европейской культуре конца XVIII — первой половины XIX в.
Именно немецкие писатели и критики были его первыми теоретиками. Книга
Вильгельма Генриха Вакенродера (1773—1798) «Сердечные излияния монаха —
любителя искусств» (1797 г.) стала манифестом романтизма в изобразительном
искусстве: она провозгласила решительный отказ от любых «правил красоты» и
объявила основой творчества искреннее чувство. Сам термин «романтизм» был
введён Фридрихом Шлегелем (1772—1829), немецким критиком, философом и
писателем.
ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ
(1777—1810)
Филиппа Отто Рунге можно назвать одним из самых ярких
представителей романтизма в немецкой живописи первой половины XIX столетия.
Художник родился в Вольгасте (городе на территории
современной Польши) в семье судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в
Гамбург обучаться торговому делу, но почувствовал склонность к живописи и
стал брать частные уроки рисования. В 1799—1801 гг. Рунге учился в Академии
художеств в Копенгагене, затем перебрался в Дрезден, где поступил в местную
Академию художеств и познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом
Гёте. Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно
служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля.
Большую часть творческого наследия Рунге составляют
портреты. Тщательная проработка деталей, жёсткость линий и безыскусная
чистота красок некоторых его работ напоминают творения живописцев-самоучек.
Именно таковы портреты детей семейства Хюльзенбек (1805 г.) и родителей
художника с внуками (1806 г.).
Картина «Мы втроём» (1805 г., в 1931 г. погибла при
пожаре) изображала художника вместе с невестой и братом Даниэлем. Каждый из
них погружён в свои мысли, однако это не разобщает молодых людей: они не
нуждаются в словах, чтобы понять переживания друг друга. Это настроение
«молчаливого братства» усиливает лесной пейзаж, написанный в ясной, суховатой
манере; герои картины так же неразлучны, как деревья одного леса.
Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий
времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для
романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали
вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в
небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское
единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал
выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их
музыкой и стихотворным текстом.
Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из
четырёх картин закончена только одна, «Утро» (1808 г.). Она наивна и светла,
как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует
новорождённый день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей —
древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости
тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения
художника.
«Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а
подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета
росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная
волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или
в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и
тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа — так
некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в
природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, — отмечал
друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с
нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может
дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но
тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о
некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».
Рунге умер от туберкулёза в возрасте тридцати трёх лет:
всё его творчество приходится на последние семь лет жизни. В своих живописных
мифах он воплотил многогранное единство Бога, мира и человека — основную
мысль немецкой романтической философии. |