В марте 1907
г. в Москве по инициативе мецената, коллекционера и художника-любителя
Николая Павловича Рябушинского (1877—1951) открылась выставка группы
живописцев под названием «Голубая роза». Её основные участники — Павел
Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Мартирос Сарьян и другие — были
выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В начале XX в.
их объединило глубокое увлечение идеями символизма. Некоторые из них
сотрудничали в московских символистских журналах «Весы» и «Золотое руно». Но
самым сильным было влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Именно отталкиваясь от
его живописного стиля, молодые художники-символисты определили главную задачу
своего творчества: погружение в мир тончайших, неуловимых чувств, затаённых и
сложных внутренних ощущений, которые невозможно объяснить словами.
В отличие от других художественных группировок, для
которых первая совместная выставка становилась началом пути, для московских
символистов она оказалась итогом: вскоре после этого содружество начало
распадаться. Однако стиль «Голубой розы» во многом определил дальнейшее
творчество каждого из них.
Среди шестнадцати участников выставки особый интерес
вызывает, несомненно, Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878—1968). До начала
10-х гг. XX в. творчество художника было близко манере его учителя Борисова-Мусатова
и французских символистов группы «Наби». Пейзажи Кузнецова 1904—1905 гг.,
например «Фонтан», «Утро», выдержаны в холодных тонах: серо-голубом,
бледно-сиреневом. Очертания предметов расплывчаты, изображение пространства
тяготеет к декоративной условности. Огромное внимание мастер уделял
своеобразной передаче света, сообщающего пейзажу ощущение мягкости и
одновременно чувство пронзительной грусти. В работах Кузнецова 10-х гг.,
особенно в так называемой «Восточной серии», уже ясно виден неповторимый
творческий почерк зрелого мастера. Картина «Мираж в степи» (1912 г.) на
первый взгляд предельно проста по содержанию: степь, одинокие шатры, неспешно
идущие или беседующие люди, которые не замечают великолепного сияния,
заполнившего небо. Картина опять решена в холодных тонах, а яркие пятна
(шатры, человеческие фигуры) только подчёркивают абсолютное господство
серо-голубой гаммы. Нежное свечение миража — главное, что притягивает в
картине: именно он кажется подлинной реальностью, а люди и их жилища
воспринимаются как мираж.
Замечательная страница в истории московского символизма -раннее
творчество армянского живописца Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880—1972). Он
мог прекрасно демонстрировать тонкость ощущений и символистскую
недоговорённость, как, например, в работе «Озеро фей» (1906 г.), которая
построена на типичной для «Голубой розы» игре холодных тонов. Однако
подлинная стихия художника — это мир Востока с его темпераментностью и
обжигающей яркостью палитры. В таких картинах, как «Улица. Полдень.
Константинополь» (1910 г.), «Финиковая пальма» (1911 г.), художник лепит
форму сочными красками и энергичными мазками.
В работах Николая Николаевича Сапунова (1880—1912)
переплетаются элементы символизма и примитивизма. Его полотно «Карусель»
(1908 г.), казалось бы, типичная примитивистская «ярмарочная картинка».
Однако лёгкие короткие мазки, сложные соединения чистых (т. е. не смешанных
на палитре) красок заставляют вспомнить утончённую манеру французских
мастеров. И это превращает балаганную сценку в символистское «видение».
Немалое значение для Сапунова имели образы ушедших эпох,
что сближает его с петербургскими мастерами «Мира искусства». Такова картина
«Бал» (1910 г.), воскрешающая в памяти сцену провинциального бала пушкинских
времён.
Гораздо сильнее ностальгические настроения чувствуются в
творчестве Сергея Юрьевича Судейкина (1882 —1946). Действие картин художника,
в частности работы «В парке» (1907 г.), разворачивается, как правило, в
английских парках, среди густой листвы и теряющихся в ней лёгких беседок.
Уединяющиеся в лодках и в аллеях парка влюблённые пары словно растворяются в
нежной воздушной дымке, их крошечные фигурки становятся органичной частью
природы. Рассеянный сумрачный свет придаёт этим «сценам времён
сентиментализма» ощущение мечтательности и острой тоски по несбыточному.
Выставка «Голубая роза» не привела к созданию прочного
художественного объединения московских символистов. Но её название позднее
превратилось в метафору, определяющую основные черты их стиля: камерность,
тягу к отражению тончайших ощущений, богатство и гибкость цветовой палитры,
чуткое внимание к передаче света. Живопись этих художников создала
особый мир мечтаний и видений, пронизанный мягкой, но
хрупкой радостью, а порой столь же мягкой ностальгической грустью.
|