Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир
Северинович Малевич не получил систематического художественного образования.
Сначала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но
нигде не задерживался надолго.
Первый этап творчества художника обычно связывают с
импрессионизмом. Однако небольшой этюд «Цветочница» (1903 г.) показывает, что
Малевич пытался решать в его рамках новые задачи, такие, как сочетание
объёмности и плоскостности в изображении человеческой фигуры, поиски
декоративного эффекта в цветовых соотношениях. Фигура девушки с цветами на
переднем плане написана жёстко и статично, одежда показана отдельными крупными
пятнами, контуры чётко прорисованы.
К началу 10-х гг. Малевич сблизился с Михаилом Ларионовым
и Наталией Гончаровой. Вместе с ними он участвовал в первых выставках
объединения «Бубновый валет» (1910 г.) и «Ослиный хвост» (1912 г.), под их
влиянием обратился к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг. появилась первая из
его «крестьянских серий», свидетельствующая о том, что художник вступил в
пору настоящей творческой зрелости. Сюжеты картин просты: полевые работы
(«Уборка ржи», «Косарь»), бытовые сцены («Крестьянка с вёдрами и с
ребёнком»). Фигуры крестьян тяжеловесны, статичны и будто сложены из каких-то
условных объёмных форм. В их лицах с огрублёнными чертами, с огромными
глазами чувствуется почти иконная неподвижность. Колорит всех картин, как
правило, яркий, но от них исходит ощущение торжественной суровости, грубой
земной силы, отталкивающей и завораживающей одновременно.
Важным событием в жизни Малевича стала работа над
оформлением футуристической оперы М. В. Матюшина, А. Е. Кручёных и В. В.
Хлебникова «Победа над Солнцем», премьера которой прошла в петербургском
Луна-парке в декабре 1913 г. Рисунки к этому спектаклю оказались решающим
шагом на пути к новому стилю, который позже получил название супрематизм (от
лат. supremus — «высший»). Окончательно его черты выявились в серии картин,
показанных Малевичем на последней выставке футуристов в Петербурге в декабре
1915 г. В их числе был и знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» (1914—
1915 гг.). Отныне главными элементами живописи мастера стали простейшие геометрические
фигуры — квадрат, крест, прямоугольник. Одна из них может занимать всё
полотно. Но возможна и композиция из нескольких фигур, обычно квадратов и
прямоугольников, расположенных так, что они кажутся летящими в пространстве.
Эти формы помещены в особую среду, в которой уже не действуют земные
физические законы и обыденные представления о логике и здравом смысле.
Художник, способный к «космическому охвату» пространства,
наделён, по мнению Малевича, совершенно особой миссией. В первые годы после
Октябрьской революции он ставил задачу капитального переустройства жизни
посредством супрематизма. Именно с этой целью Малевич основал в Витебске в
1919г. группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). В неё вошли Л. М.
Лисицкий, И. Г. Чашник, Н. М. Суетин и другие мастера. Члены объединения
оформляли спектакли и революционные праздники, устраивали выставки и
выступали с теоретическими манифестами.
Переехав в 1922 г. из Витебска в Петроград, живописец
возглавил один из научных отделов только что созданного Института
художественной культуры (ИНХУК). В это время он разрабатывал оригинальную
теорию «прибавочного элемента». Анализируя наиболее крупные явления живописи
конца XIX — начала XX в., Малевич пришёл к выводу, что каждое направление
возникает под влиянием нового элемента формы (названного «прибавочным»),
который, зарождаясь в предшествующем движении, принципиально его изменяет.
Этими элементами он считал «волокнистую кривую» Сезанна, «серповидную» линию
кубизма, «прямую» линию супрематизма. Таким образом, процесс развития
искусства Малевич объяснял поисками в области абстрактных форм. Советская
художественная критика яростно обрушилась на ИНХУК, и осенью 1926 г. институт
был закрыт.
Период супрематизма, безусловно, самый яркий, но
непродолжительный этап в творчестве художника. В конце 20-х гг. он снова
вернулся к изобразительной живописи и создал свою вторую «крестьянскую
серию». Она сильно отличается от первой, поскольку вобрала в себя
предшествующий опыт. На картине «Крестьянка» (1928—1932 гг.) — плоская и неподвижная
женская фигура сложена из геометрических тел, похожих на трапеции. У неё нет
лица, что ещё более усиливает сходство с супрематическими конструкциями.
Цветовая гамма стала более яркой и просветлённой. Если раньше образы крестьян
рождали ощущение глубинной силы, идущей от земли, то теперь мастер стремился
к абстрактной бесплотности, к некому духовному началу, уводящему далеко от
реальности.
Супрематизм Малевича — это не просто новое течение в
живописи. Он подвёл своеобразный итог целому этапу в развитии искусства XX
в., экспериментам европейских и русских мастеров в области художественной
формы. Влияние супрематизма сказалось не только в живописи, но и в
архитектуре, скульптуре, дизайне, декоративном искусстве. |