Константина Алексеевича Коровина часто называют «русским
импрессионистом». Действительно, из всех русских художников рубежа XIX—XX вв.
он наиболее полно усвоил некоторые принципы этого направления — радостное
восприятие жизни, стремление к передаче мимолётных ощущений, тонкой игры
света и цвета.
Коровин, коренной москвич, получил образование в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Во времена его учёбы (1875—
1886 гг.) ведущими преподавателями были художники-передвижники — В. Г. Перов,
А. К. Саврасов.
Однако молодому художнику оказался чужд главный принцип
русского реализма — повышенное внимание к сюжету, содержанию произведения в
ущерб чисто живописным поискам. Для Коровина вопрос «как писать?» всегда был
важнее проблемы «что писать?». Любой мотив заслуживал внимания, если заключал
в себе хоть искру красоты. Это подтверждает ранняя работа «Портрет хористки»
(1883 г.), во многом близкая исканиям импрессионизма. Некрасивая, но
привлекающая внимание, героиня о чём-то грезит. Мастер пытается передать её
странное обаяние при помощи игры света на лице, платье, шляпке, зелёной
листве, обобщённо «набросанной» на втором плане.
Стремлением решать прежде всего живописные задачи
проникнуты портреты и жанровые сцены Коровина 80-х гг.
Большое место в творчестве Коровина занимал пейзаж. Художник
писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные
морские виды, и среднерусскую природу. Картина «Зимой» (1894 г.) изображает
скромный, неприметный уголок России. Но она притягивает внимание зрителя
своей сложной, хотя и лишённой внешних эффектов цветовой гаммой, тончайшими
переходами тонов, разнообразием приёмов наложения красок.
Совсем иной становится палитра мастера в натюрмортах. Он
пишет густыми сочными красками, крупными контрастными мазками («Рыбы, вино и
фрукты», 1916 г.).
Коровин много работал для театра, оформлял драматические,
оперные и балетные спектакли. Так, в 1909 г. художник выполнил эскизы
декораций и костюмов для постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой
петушок», осуществлённой в Большом театре.
В русском искусстве конца XIX в. были ещё очень сильны
реалистические традиции передвижников, для которых точная картина
действительности и её социальная оценка были намного важнее живописной формы
и техники. Поэтому творчество Коровина получило признание далеко не сразу. Он
же оказался одним из первых, кто блестяще продемонстрировал русской публике,
что красота живописи, передающей ощущение полноты бытия, и есть самое
глубокое содержание любой картины.
|