Творческая манера Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
своеобразна и в то же время тесно связана с традициями европейской и русской
живописи. В его картинах, одухотворённых и полных тонкой изысканности, сложно
переплелись впечатления от древнерусских икон и полотен итальянского Возрождения, русского модерна и
французского фовизма. Всё это стало мощным средством для утверждения
собственных эстетических идеалов мастера.
Петров-Водкин родился на Волге, в городе Хвалынске
Саратовской губернии. Основное художественное образование он получил в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества; одним из его педагогов был
Валентин Александрович Серов. Молодой художник много путешествовал: побывал
во Франции, Италии и Северной Африке. Его первая персональная выставка в 1910
г. вызвала бурные споры среди критиков; особенно много разговоров было вокруг
картины «Сон», повторявшей сюжет полотна Рафаэля «Сон рыцаря» и близкой к
традициям французского символизма.
Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр —
написанная в 1912 г. картина «Купание красного коня». Художник работал над
ней в деревне на берегу реки Иловли, притока Дона; основой сюжета стала сцена
купания лошадей, которую мастер часто видел и здесь, и в местах, где прошло
его детство. Однако бытовой мотив Петров-Водкин превратил в символ, в замечательную
живописную метафору, выражающую романтическую мечту о красоте и гармонии
человека и окружающего мира. Композиция первого плана — юноша верхом на
красном коне — во многом близка традициям древнерусской иконописи: та же
мягкость линий и ясность цвета. Зелёные и синие тона реки резко контрастируют
с пламенеющим красным цветом коня, занимающим почти половину полотна.
Пространство передано условно, что приводит к тонкой игре между объёмными и
плоскостными формами. Эта картина своей монументальностью приближается к
фреске.
Очень важным для Петрова-Водкина был образ матери. В его
творчестве всегда присутствовала мысль о непреходящей ценности вечно
возобновляющейся жизни, о святости материнства. Одним из самых значительных
произведений на эту тему стала картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская
мадонна», 1920 г.). Молодая женщина, прижавшая к себе ребёнка, изображена на
балконе; её окружает городской пейзаж, написанный нежными, ясными красками.
Приметы трудного времени (например, группы людей, которые стоят в очереди за
хлебом) привлекают внимание не сразу — настолько сильны внутренняя
просветлённость, чистота и самоотверженность, исходящие от героини. В облике
молодой матери сочетаются черты портретов итальянского Возрождения и
древнерусских икон. Творчество Петрова-Водкина на первый взгляд кажется
погружённым в атмосферу великих эпох прошлого, однако он привнёс и нечто
новое. Мастер не подражал традициям Ренессанса, древнерусской живописи и
европейского искусства рубежа веков, а использовал их как выдающийся
интерпретатор, выражая вечные понятия — красоту, гармонию, чистоту.
|