Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье
военного юриста. С детства он интересовался искусством, поэтому брал частные
уроки рисования, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Однако профессиональным художником он стал довольно поздно. После окончания
юридического факультета Санкт-Петербургского университета в 1880 г. Врубель
поступил в Академию художеств.
К тому времени он уже был европейски образованным
человеком, владел четырьмя языками, хорошо знал современные философские
течения. В академии он брал уроки у Ильи Репина, изучал рисунок в мастерской
Павла Чистякова.
В 1884 г. Врубель получил приглашение приехать в Киев,
чтобы выполнить росписи Кирилловской церкви XII в. Он создал несколько
композиций, среди которых особое место занимает образ Богоматери. Подобно
мастерам эпохи Возрождения, живописец придал ей черты женщины, в которую был
влюблён. Это вызвало недовольство современников, не пожелавших молиться «на
знакомую даму».
Вскоре Врубель уехал в Италию. Вернувшись из Венеции в
Киев, художник попал в центр поисков большого национального стиля — этой
задачей был вдохновлён Виктор Васнецов, работавший над росписями недавно
построенного Владимирского собора. Но стиль Васнецова не привлекал Врубеля —
он искал собственный язык.
Своеобразие его живописной манеры заключалось в
бесконечном дроблении формы на грани, окрашенные как бы изнутри светом и
цветом. «Я хочу, чтобы всё тело Его лучилось, чтобы всё оно сверкало, как
один огромный бриллиант жизни», — говорил он о своём видении образа Христа.
Эскизы Врубеля из-за несоответствия канону жюри не приняло.
Осенью 1889 г. художник жил в подмосковном Абрамцеве, в
имении С. И. Мамонтова. Здесь, работая в гончарной мастерской, он открыл для
себя искусство майолики (разновидность керамики). Так возникли красочные
изразцовые камины с русскими богатырями, скамьи с русалками; играющие
переливами цвета сказочные скульптуры («Садко», «Снегурочка», «Лель»,
«Берендей» и др.).
С середины 90-х гг. Врубель работал в Частной русской
опере Мамонтова как мастер-декоратор, общался с музыкантами, певцами,
художниками. В 1895 г. на репетиции он впервые услышал молодую певицу Надежду
Ивановну Забелу, которая впоследствии стала его женой. Надежда Забела вдохновила
художника на создание многих сказочных и портретных образов в живописи,
графике, майолике. Её черты Врубель запечатлел в «Царевне-лебеди» (1900 г.),
по сути сценическом портрете певицы; она воплотилась в «Маргариту» (1896 г.);
её огромные глаза проступают сквозь сине-лиловый хаос линий и пятен «Сирени»
(1900 г.).
К экзотическим темам, историческим мотивам, фольклору,
мифологии, образам Средневековья Врубель обращался и тогда, когда оформлял
интерьеры: он выполнил панно «Суд Париса» (1893 г.) для частного особняка;
композиции «Фауст», «Маргарита» и «Мефистофель» (1896 г.) для кабинета в доме
А. В. Морозова в Москве. В 1896 г. на Нижегородской ярмарке были выставлены
два панно Врубеля: «Микула Селянинович», на тему русских былин, и «Принцесса
Грёза», по мотивам пьесы французского поэта и драматурга Эдмона Ростана
(затем копия этого панно украсила фасад московской гостиницы «Метрополь»).
Врубель нередко писал портреты знакомых и друзей: без
малейших затруднений мастер передавал портретное сходство, раскрывал сущность
характера человека.
В 1902 г. Врубель тяжело заболел, остаток жизни ему
суждено было провести в психиатрических больницах. С тех пор почти всё, что
рисовал художник, он уничтожал. Врубель делал карандашом портреты врачей,
угрюмых санитаров, изображал настольные игры больных, вид из окна больницы.
Ночами, при свете лампы, рисовал углы комнаты, диван, графин, стакан воды,
смятую постель, брошенную на спинку кровати одежду. Мастер работал, пока не
отказало зрение. В 1906 г. художник создал последнюю работу — «Портрет
Брюсова». |