Павел Николаевич Филонов — основоположник особого
направления в живописи XX в., названного им «аналитическое искусство». Он
прошёл довольно сложный путь обучения — в 1901 г. окончил малярно-живописную
мастерскую в Петербурге, в 1903—1908 гг. занимался в школе Общества поощрения
художеств и в частной мастерской, а в 1908— 1910 гг. посещал как
вольнослушатель Академию художеств, но, не доучившись, ушёл оттуда.
Начало творческой деятельности Филонова относится к 1910
г, когда работы мастера впервые появились на выставке петербургского
художественного объединения «Союз молодёжи», куда входили
мастера-авангардисты. Члены «Союза» издавали журнал, посвящённый новому
искусству, устраивали диспуты и выставки. В них участвовали представители
других направлений: К. С. Петров-Водкин, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, В. Е.
Татлин.
В 1912 г. Филонов представил свои картины на выставке
примитивистов «Ослиный хвост», позднее сблизился с футуристами. Художник
пытался в те годы теоретически обосновать свои взгляды, а незадолго до
призыва в армию в 1914 г. сделал первую попытку объединить сторонников нового
направления -«аналитического искусства».
В марте 1914 г. группа Филонова выпустила манифест
«Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». В нём говорилось: «Цель
наша — работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы,
так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа
человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу».
Творчество Филонова 10-х гг. показывает, как постепенно
создавался образ «аналитической картины». В полотне «Крестьянская семья»
(«Святое Семейство», 1914 г.), близком традициям примитивизма, крупные, чуть
неуклюжие фигуры главных героев окружены некой условной моделью пейзажа —
декоративно-яркими цветами и травами. Персонажи кажутся сложенными из
абстрактных по форме мелких деталей, образующих сложную мозаику. Фигуры людей
неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном движении крохотных
частиц.
Период зрелости «аналитического искусства» пришёлся на
20-е и начало 30-х гг. Работы Филонова стали откровенно пропагандистскими,
стандартные понятия советской идеологии художник стремился представить как
абстрактную картину великого революционного преобразования мира. Об этом
говорят их названия: «Формула мировой революции» (1923 г.), «Формула
империализма» (1925 г.), «Формула петроградского пролетариата» (конец 20-х
гг.) и др.
Однако многочисленные теоретические выступления, создание
в 1927 г. общества «Мастера аналитического искусства» (МАИ) — вся эта очень
интересная деятельность быстро вызвала негативное отношение официальных
кругов. В 1929 г. была запрещена персональная выставка Филонова, затем
началась травля в прессе, которая привела к разгрому объединения МАИ.
Художника обвинили в «контрреволюционной» тяге к непонятному и сложному
искусству, он был лишён работы и средств к существованию. В 1941 г. мастер
умер от голода в блокадном Ленинграде, прожив последние десять лет в
постоянном ожидании ареста.
Идеи Филонова при всей их оригинальности прекрасно
вписываются в общую картину развития русского авангардного искусства первой
трети XX в. Подобно Малевичу и Кандинскому, он пытался создать средствами
живописи философскую картину мира и осмыслить одно из главных её понятий —
движение. Отличительной особенностью Филонова было желание исследовать
движение изнутри, проникнув в тайные, видимые только глазу художника процессы
зарождения формы из мельчайших частиц.
|