До начала XVIII столетия в
русской живописи развивались преимущественно иконописные традици.
По воспоминаниям современников, в России в то время любые
изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по
обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в.
живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали
линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились
правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию,
чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника
живописи маслом, возникали новые жанры.
Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет.
Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи
торжественны и статичны.
Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним из
первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры
Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 гг.) и его дочери Анны Петровны (до
1716 г.) — с редким для того времени мастерством переданы объём и
естественная поза модели. Однако в этих работах очевидна некоторая
упрощённость: фигуры выхвачены из темноты неопределённого пространства лучом
яркого света и существуют вне связи со средой; художник ещё неумело
изображает строение фигуры и фактуру материалов — бархата, меха,
драгоценностей.
Вернувшись в Петербург после четырёхлетней поездки по
Италии, Никитин создал лучшие свои произведения, в которых проявилось возросшее
мастерство художника. Это портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет,
известный под названием «Напольный гетман» (оба — 20-е гг.).
В Петровскую эпоху в России обосновалось немало
иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр
(1680—1737), приехавший из Германии, писал портреты членов императорской
семьи и
приближённых Петра I, а также батальные полотна. Его
знаменитая картина «Пётр I в Полтавской битве» (10-е гг.) представляет собой
распространённый в Европе тип портрета полководца на фоне сражения.
Луи Каравакк (1684—1754), французский мастер, приглашённый
в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он
работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до
Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в
коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных
произведений этого жанра. В портрете передан не только внешний облик
императрицы — женщины могучего телосложения, изображённой в торжественной и
величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из
мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в.
К концу 20-х — 30-м гг. XVIII в. относится недолгое, но
яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701 — 1739). Проведя
более десяти лет в Голландии и Фландрии, он стал первым русским мастером,
умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на
мифологические и исторические сюжеты.
Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым
известным его произведением считается «Портрет супругов» (около 1729 г.).
Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не утихают до сих пор.
Вероятнее всего, это автопортрет художника с женой, т. е. первый автопортрет
в истории русской живописи.
С 1727 г. и до самой смерти Матвеев возглавлял «живописную
команду» Канцелярии от строений. В ней до открытия Академии художеств учились
и служили практически все художники.
К 40—50-м гг. XVIII в. относится творчество Ивана
Яковлевича Вишнякова (1699—1761). Самый изысканный портрет Вишнякова
изображает Сарру Элеонору Фермор, дочь начальника Канцелярии от строений
(1749 г.). Юная девушка в роскошном серебристо-сером атласном платье, вышитом
цветами, готовится сделать реверанс. В руке она грациозно держит веер. Кисти
рук на полотнах Вишнякова почти всегда написаны с особым изяществом: пальцы
лишь слегка касаются предметов, будто скользят по их поверхности. В «Портрете
Сарры Фермор» обращают на себя внимание и тонкая живопись кружев, и
декоративный пейзажный фон, мотивы которого перекликаются с вышивкой на
платье.
Алексею Петровичу Антропову (1716—1795) так и не удалось
преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах
зритель не ощущает пространства, окружающего модели. Так, на «Портрете
статс-дамы А. М. Измайловой» (1759 г.), женщины пожилой и грубоватой,
противопоставляются яркие цвета переднего плана и абсолютно тёмный, «глухой»
фон. В портрете Петра III (17б2 г.), изображённого художником в виде
полководца с маршальским жезлом в руке, поражает контраст между
кукольно-грациозной фигуркой монарха и помпезной обстановкой с атрибутами
императорской власти — мантией, державой и короной — на фоне битвы.
Во второй половине XVIII столетия в живописи русских
мастеров появились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который
Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения
по-прежнему создавались в жанре портрета. |