Союз русских
художников — объединение, которое возникло в 1903 г. в Москве. Его ядро
составляли Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов.
Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские
мастера во многом стремились противопоставить себя петербуржцам. Они были
далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль соединял реалистические
традиции передвижников и опыт импрессионизма в передаче воздуха и света.
Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Коровина, который
нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу и
жанровой живописи.
Наиболее интересным среди пейзажистов был Константин
Фёдорович Юон (1875—1958). Лучше всего ему удавались лирические зимние
пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), в которых
он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба. А в
видах Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г.) контраст
белого снега и ярких по цвету зданий, куполов, человеческих фигур приобретает
чисто декоративную красоту, сближающую эти работы с искусством модерна.
Любопытными поисками отмечено творчество Игоря
Эммануиловича Грабаря (1871 — 1960). Его мягкий и поэтичный по настроению
пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) свидетельствует о знакомстве художника
не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской
живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодного зимнего
солнца, написаны короткими мазками и напоминают технику пуантилистов. Та же
манера видна и в превосходном натюрморте «Неприбранный стол» (1907 г.), в
котором благодаря системе рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерски
объединены в колористическое целое.
Очень эмоциональны пейзажи Аркадия Александровича Рылова
(1870—1939), ученика А. И. Куинджи. В картине «Зелёный шум» (1904 г.) листва,
колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размашистыми мазками, а
уходящая вдаль панорама кажется такой же яркой, как и передний план, что
создаёт ощущение декоративности.
Художник Абрам Ефимович Архипов (1862—1930) учился у
знаменитых передвижников — В. Г. Перова и В. Д. Поленова. Его жанровым
полотнам присущи и реалистическое содержание, и острая социальная
направленность. Однако привлекают они не столько этим, сколько чисто живописными
достоинствами. Такова картина «Прачки» (конец 90-х гг. XIX в.). Её
композиция, включающая только малую часть помещения, построена совсем в духе
ранних работ Эдгара Дега на ту же тему. Клубящийся пар растворяет контуры
фигур и очертания лиц, а колорит, сочетающий приглушённые серые, жёлтые,
коричневые и сиреневые тона, удивительно богат оттенками.
Творчество мастеров Союза русских художников при всём
обаянии и высоком техническом уровне отличалось довольно сильным
консерватизмом. Крепкие реалистические корни никогда не позволяли живописцам
уйти в область поиска новых форм и выразительных средств. Возможно, поэтому
многие члены Союза русских художников превосходно вписались в картину
развития официального искусства советского периода, составив, однако, самую
достойную его часть.
|