«Если бы наша нация произвела достаточно талантов, чтобы
мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо
перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти
слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса
Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров
английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым
выдающимся.
Томас Гейнсборо родился в селении Сёдберри (на востоке
Англии) в семье торговца сукном. Закончив обучение в Лондоне, молодой
художник вернулся в родные места, а в 1752 г. поселился в соседнем городке Ипсвиче.
На творчество мастера повлияли живопись французского
рококо, а также традиция «сцен собеседования» (в частности, полотна Хогарта).
Первые зрелые произведения Гейнсборо — «Супруги Эндрюс» (1749 г.), «Супруги Кирби»
(около 1750 г.), «Автопортрет с женой и дочерью» (около 1751—1752 гг.) и
другие — выполнены именно в этом жанре. Однако в его групповых портретах, как
правило, нет действия, герои обращены лицом к зрителю и почти всегда
изображены на фоне пейзажа. Персонажи Гейнсборо чувствуют себя естественно,
легко, и в их отношениях царят любовь и согласие (не случайно художник так
часто обращался к семейным портретам).
В 1759 г. Гейнсборо перебрался в Бат — аристократический
курорт. Именно здесь он познакомился с творчеством Антониса ван Дейка.
Парадные портреты знаменитого фламандца оказали сильное влияние на художника.
Успех у богатых заказчиков позволил Гейнсборо в 1774 г.
переехать в Лондон. Он участвовал в выставках Королевской академии искусств,
постоянно общался с известными художниками, актёрами, музыкантами.
Творческая личность — источники её вдохновения,
особенности её внутреннего мира — стала одной из ведущих тем его портретов
лондонского периода.
В 80-х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и
писательницы Элизабет Линли-Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической
актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и
обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: тёмно-коричневые краски вечернего
леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить,
что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж
воспринимается как отражение душевного состояния женщины.
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано
на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка-занавес, написанные
с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера,
но её внутренний мир недоступен. Сиддонс-актриса скрывает от зрителя Сиддонс-женщину.
Главный жанр в живописи Гейнсборо — это портрет, но сам
художник считал себя прежде всего пейзажистом. Он нередко тяготился работой
над портретами, и его очень огорчало скептическое отношение к пейзажу в
академических кругах.
На пейзажи Гейнсборо повлияла голландская традиция XVII в.
Как и голландские художники, он изображал живописные сельские виды,
обязательно включая в них человека. Герои обычно показаны в пути («Повозка»,
1767 г.; «Возвращение крестьян с рынка», 1767—1768 гг.; «Речной пейзаж с
фигурами в лодке», 1768— 1770 гг., и др.). Художник почти не использовал
натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе
небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем
воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в
цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам,
мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил
в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он
любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими
деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило
расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в. |