До XVIII в. в Англии не было
мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы.
Однако в XVI—XVII вв. здесь работали два выдающихся художника — немец Ханс
Хольбейн Младший и фламандец Антонис ван Дейк Их влияние во многом определило
неповторимый путь английской живописи в XVIII столетии. Прежде всего это
проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место,
потеснив пейзаж и исторический жанр.
Очень важным для английских художников было ощущение самобытности
национальной культуры: оно вызывало желание идти во всём своим путём, и опыт
европейской живописи часто воспринимался ими критически.
УИЛЬЯМ ХОГАРТ
(1697—1764)
Творчество Уильяма Хогарта стало первым по-настоящему
крупным явлением в английском искусстве. Его по праву называют основателем
национальной школы живописи, хотя никто из младших соотечественников не был
его прямым учеником.
Вначале Хогарт обучался в частной школе живописи и
рисования, а потом у художника Джеймса Торнхилла (1675—1734). Огромное
влияние на Хогарта оказали идеи философов Просвещения, утверждавших, что с
помощью художественного творчества можно воспитать нравственное начало в
человеке и искоренить пороки. Этой задаче мастер подчинил многие свои
произведения.
Больше всего Хогарт любил создавать циклы гравюр или
картин, объединённых сюжетом обличительного характера. Наивный молодой
человек или девушка, приехав из провинции в Лондон, попадают в руки опытного
мошенника или сводницы, которые толкают их на путь порока: юноша проматывает
наследство, девушка становится содержанкой. Но жизнь в греховной роскоши
внезапно сменяется нищетой и позором (банкротство, потеря богатого
покровителя и тюрьма). Затем как справедливое возмездие наступает смерть в
убогой лачуге, в окружении чужих и равнодушных людей. Таковы темы двух
знаменитых графических циклов Хогарта — «Карьера продажной женщины» (1732 г.,
живописный вариант погиб при пожаре) и «Карьера повесы» (1735 г., существует
и в живописном варианте).
Итогом серии таких повествований стал цикл из шести картин
«Модный брак» (1742— 1744 гг.). Сюжет, обычный для Хогарта, был очень
злободневным: неравный брак по расчёту между разорившимся аристократом и
богатой девушкой из буржуазной семьи. После брачной сделки, заключённой
родителями (картина «Брачный контракт»), молодые быстро понимают, что они
чужие друг другу люди («Вскоре после свадьбы»). Разочарованный супруг
проводит время в кутежах с нежелательными последствиями для здоровья («Визит
к шарлатану»), а новоявленная «светская леди», разумеется, заводит роман
(«Будуар графини»). Однако заурядная житейская история оборачивается
трагедией: в поединке с любовником жены погибает граф («Дуэль и смерть
графа»), а незадачливая графиня принимает яд и в мучениях умирает в
родительском доме («Смерть графини»).
В полотнах этого цикла уже нет нравоучительного тона, а
сам автор порой превращается из обличителя в психолога, стремящегося понять
своих героев. Например, в картине «Вскоре после свадьбы» много забавных
деталей: граф, расслабившись после ночного кутежа, не замечает, что собачка
вытаскивает у него из кармана дамский чепчик; графиня пьёт кофе, как настоящая
знатная дама, но при этом вульгарно потягивается за столом. Но благодаря
мягкому изысканному колориту становится понятно, что мастер высмеивает ситуацию,
а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара предстаёт жертвой
безнравственности, царящей в обществе, и вызывает у зрителя не насмешку, а
скорее сочувствие.
Хогарт одним из первых среди английских художников
объединил групповой портрет с бытовым жанром в так называемой «сцене
собеседования» («Семья Строуд», 1738 г.) и показал, что в обыденной жизни
персонажи ведут себя как актёры на сцене.
Живописец создавал и традиционные портреты, показывая
прекрасную технику и тонкое понимание психологии моделей. Он позволял им
выставлять напоказ при позировании лучшие (с их точки зрения) качества.
Художник изображал своих персонажей с юмором, порой одной деталью раскрывая
то, что они тщательно старались спрятать. Например, в знаменитом парадном
портрете капитана Корема (1740 г.) герой пытается казаться аристократом. Но
как забавно и совсем не аристократично выглядят неуклюжие ноги Корема в
сморщившихся, спустившихся чулках!
Картина «Девушка с креветками» (около 1740 г.) осталась
незаконченной. Многие исследователи сравнивали её с полотнами французских
импрессионистов. Здесь Хогарт словно остановил на мгновение время (именно к
этому в XIX столетии стремились импрессионисты). Видимо, в последние годы
жизни художник старался изобразить человека, забывшего о своей роли в
бесконечной «комедии жизни», и показать, как прекрасен он без грима и
условностей, с которыми так редко расстаётся. |