Творчество Василия Васильевича Кандинского — уникальное
явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику,
наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной
интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать
первые абстрактные композиции.
Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До
тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический
факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией,
участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил
приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность
приват-доцента. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь.
Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на
Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Отказавшись от
кафедры, он уехал в Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в
Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецкого модерна. Он
занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии
художеств у Франца фон Штука.
Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в
Россию и представлял свои работы на выставках Московского товарищества
художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и
«Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную
роль в формировании творческой личности живописца. В то же время Кандинского
волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние
храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутствуют в его работах, что
говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».
Кандинский был прирождённым лидером. Уже с 1901 г., едва
закончив обучение, он возглавил художественное общество «Фаланга», участвовал
в его выставках и работал в созданной при нём школе. В 1909 г, мастер
организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1912 г. —
группу «Синий всадник».
В работах Кандинского 1900— 1910 гг. чувствуются
разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма
(«Вид Мурнау», 1908 г.; «Дома в Мурнау на Обермаркте», 1908 г.) до
российского «Мира искусства» («Дамы в кринолинах», 1909 г.). Не без
воздействия символизма Кандинский обратился к графике, создав цикл гравюр на
дереве «Стихи без слов» (1903 г.).
В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление
творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи
на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых
глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически
мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г.),
но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам
описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.):
«Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним
горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился
к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и
состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это
была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В
общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим
картинам».
Наверное, в ту минуту потрясённый мастер вряд ли
осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового
направления в искусстве — абстракционизма. По Кандинскому, именно линия и
цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания
рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.
Все абстрактные произведения Кандинского, по его
собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от
предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как
прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно выражает
внутренние впечатления. Наконец, композиция — это высшая и самая
последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с
реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию
движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий — только
номера (из десяти таких работ сохранилось семь).
Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически
изменил природу живописи — искусства, тесно связанного с повествованием, — и
приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее
сложные душевные состояния.
В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский
вернулся в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него периодом
активной общественной и педагогической деятельности: он работал в организации
по охране памятников, руководил Институтом художественной культуры (ИНХУК),
преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не прекращая
при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет
стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание
уделялось свободному пространству.
Пребывание Кандинского в России было недолгим, в конце
1921 г. он навсегда покинул страну. Известный немецкий архитектор Вальтер
Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» — высшей архитектурной и
художественной школе, которая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау.
Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому
пришло настоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных выставках
в городах Германии, публиковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую
персональную выставку в Нью-Йорке.
В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в
творчестве Кандинского обычно называют «холодным» или «классическим». В его
работах пятно всё более уступало место линии, живописность — сухому геометризму,
динамика — равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами композиции
включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.
В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза»,
художник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его
творчество оказалось в стороне от главной линии развития современного
искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной
живописи, который когда-то проложил Кандинский.
|