Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове.
Когда ему было одиннадцать лет, он поступил в реальное училище с естественно-научным
и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на
способности мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов
поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещё через год —
в Академию художеств.
Чтобы продолжить образование, Борисов-Мусатов в 1895 г.
отправился в Париж, где провёл три года. Он часто посещал музеи, знакомился с
искусством европейских мастеров. Художник стремился совершенствовать свой
стиль, сочетая принципы импрессионизма и собственные наблюдения над натурой.
Приезжая на лето в родной Саратов, Борисов-Мусатов много
работал на пленэре (вне мастерской, на природе). В своих этюдах он пытался
запечатлеть игру воздуха и цвета. Сюжет, события не особенно интересовали
художника. В 1897 г. он написал этюд «Агава». На переднем плане, вплотную к
краю, изображён цветочный горшок с мясистым, сочным растением. Цвета звучно
перемешаны, пространство залито солнечным светом.
Через год появился «Автопортрет с сестрой». Картина
стилизована «под старину»: сестра художника Елена одета в платье по моде
прошедших времён. В последующих работах — «Осенний мотив» (1899 г.),
«Гармония» (1900 г.), «Прогулка» (1901 г.) — живописец опять обратился к
прошлому. Его персонажи не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в
камзолы, белые парики, платья с кринолинами. Перед зрителем открывался
поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнёзд», далёкий от
всеобщего смятения современной переломной эпохи.
Излюбленной техникой мастера стали пастель и темпера,
дающие нежные, приглушённые тона. Темперой выполнена картина «Гобелен» (1901
г.), изображающая двух девушек в парке старинной усадьбы. Сквозь тонкий слой
краски проступает фактура холста, видны переплетения нитей, узелки, и это
делает картину похожей на тканый ковёр.
На полотне «Водоём» (1902 г.), особенно важном в
творчестве Борисова-Мусатова, вновь запечатлены в случайных позах две женские
фигуры. Время остановилось, ничего не происходит. Человек полностью
слился с природой. В картине преобладает голубой цвет, на
нём построена вся живописная ткань. Голубое перекликается с белым и зелёным,
рождая разнообразные цветовые сочетания. Композиция картины довольно
необычна: если женщин художник изображает увиденными прямо перед собой, то
водоём — как бы сверху. Второй план словно приподнят, отчего линия горизонта оказалась
за пределами холста. Деревья, небо, облака — всё это только отражения в
овальном зеркале пруда.
Женские образы позволяли живописцу выразить тончайшие
смены настроения. На полотне «Изумрудное ожерелье» (1903—1904 гг.) среди
яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных
одеяниях. Эта романтическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную
тревогу. А в картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в
тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в
сумерках по заброшенной усадьбе!
Последние годы жизни художник провёл в Тарусе, на берегу
Оки. Спасения от одиночества, бедности он искал среди грёз и фантазий: так
родился «Реквием» (1905 г.). Шествие героинь глубоко печально, будто бесконечно
скорбная мелодия. Борисов-Мусатов не успел завершить картину: преждевременная
смерть прервала работу.
|