В 20-х гг.
целый ряд художественных направлений сохранял преемственность с искусством
русского модерна и авангарда — во многом благодаря тому, что
продолжали работать мастера начала века. С другой стороны, функции искусства
в обществе становились всё более разнообразными. Возникли новые виды
художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.
Активные споры вели «станковисты» (сторонники станковых
форм искусства) и «производственники», или конструктивисты, деятельность
которых была направлена на то, чтобы усовершенствовать предметную среду,
окружающую человека. Начало движения конструктивистов связано с московским
Обществом молодых художников (ОБМОХУ), которое организовали в 1919 г.
Константин (Казимир Константинович) Медунецкий (1899—1935) и братья Стенберги
— Владимир Августович (1899—1982) и Георгий Августович (1900—1933). На
выставках ОБМОХУ художники демонстрировали в основном трёхмерные конструкции
— в пространстве и на плоскости. Если в супрематических композициях Казимира
Малевича наибольшую ценность имело непосредственное живописное ощущение, то
произведения ОБМОХУ принадлежали к области дизайна. Их легко было применить в
оформлении спектакля или книги, в плакате и при фотосъёмке.
Эль Лисицкий (настоящее имя Лазарь Маркович Лисицкий,
1890— 1941) называл свои работы «проуны» — «проекты утверждения нового». По
словам автора, они представляли собой «пересадочную станцию из живописи в
архитектуру». Александр Михайлович Родченко (1891 —1956) «конструировал»
книги, создавал рекламные плакаты, проектировал мебель и одежду, занимался
фотографией.
Для подготовки художников — инженеров и конструкторов,
способных проектировать промышленные изделия, в 1920 г. в Москве были созданы
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Мастерские объединяли
несколько факультетов: архитектурный, графический (полиграфии и печатной графики),
обработки металла, дерева, живописный, керамический, скульптурный и
текстильный. Первые два года учащиеся должны были постигать общие для
искусства законы формообразования, а затем предполагалась специализация на
каком-либо факультете.
В 1926 г. московский ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕИН
— Высший художественно-технический институт. (С 1922 г. ВХУТЕИН уже
существовал в Ленинграде вместо Академии художеств.) В 1930 г. ВХУТЕИН был
закрыт, его факультеты стали отдельными институтами — полиграфическим,
текстильным и т. д.
Что касается живописи, то уже в 20-х гг. критики отмечали
её «поворот к реализму». Под реализмом они подразумевали прежде всего интерес
к изобразительности (в противовес абстракции), к классической живописной
традиции. Обращение к классике можно объяснить и требованиями идеологии:
искусство советского государства призвано было использовать лучшие достижения
мировой культуры. Это определило поиски чётких и ясных форм «большого стиля».
Ассоциация художников революционной России (АХРР),
основанная в 1922 г. (с 1928 г. — Ассоциация художников революции, АХР),
отчасти приняла эстафету у передвижников. Само Товарищество передвижных
художественных выставок прекратило деятельность год спустя, и многие
передвижники — среди них, в частности, были Абрам Ефремович Архипов, Николай
Алексеевич Касаткин — стали участниками АХРРа. В разное время в Ассоциацию
входили Сергей Васильевич Малютин (1859—1937), Александр Михайлович Герасимов
(1881 — 1963), Борис Владимирович Иогансон (1893—1973), Митрофан Борисович
Греков (1882—1934), Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) и другие художники.
Этих мастеров объединяла общая идеологическая
направленность. Они настаивали на создании искусства повествовательного,
жанрового, которое было бы понятным народу и правдиво отражало
действительность. Ассоциация издавала журнал «Искусство в массы» и вела
активную выставочную деятельность.
О тематике произведений художников АХРРа говорят названия
выставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922 г.), «Красная Армия» (1923 г.), «Революция,
быт и труд» (1925 г.) и т. д. Своё творчество они определяли понятиями
«художественный документализм» и «героический реализм», рассматривая живопись
как историческое свидетельство, как летопись эпохи.
В этом духе написаны полотна Грекова на темы Гражданской
войны, картины «Владимир Ильич Ленин в Смольном» (1930 г.) Бродского,
«Портрет Д. А. Фурманова» (1922 г.) Малютина. Ассоциация просуществовала до
1932 г.
В 1925 г. выпускники мастерской Давида Петровича Штеренберга
(1881 — 1948) во ВХУТЕМАСе образовали Общество станковистов (ОСТ). Они
объединились как сторонники станкового искусства — в противовес
«производственникам». Тем не менее работы остовцев нельзя считать станковыми
в строгом смысле слова. Члены ОСТа занимались и монументальной живописью, и
плакатом, оформляли книги, театральные постановки.
Александр Александрович Дейнека (1899—1969) первоначально
работал как журнальный график, прошёл школу В. А. Фаворского, а позднее сумел
«распространить» принципы оформления книжной (журнальной) страницы на оформление
стены. В монументально-декоративных картинах 1928 г. «На стройке новых цехов»
и «Оборона Петрограда» художник распределяет, «монтирует» светлые и тёмные
пятна, они как будто вырезаны и наклеены друг на друга. Белый фон «Обороны
Петрограда» в зале Государственной Третьяковской галереи сливается со стеной,
уходит в неё, и остаётся только «металлический» костяк изображения.
Композиция Юрия Ивановича Пименова (1903—1977) «Даёшь
тяжёлую индустрию!» (1927 г.) существует в двух вариантах — картина и плакат,
причём в последнем случае она наиболее органична.
Художники ОСТа принимали участие в международных
выставках, в том числе в проходивших в Германии. Влияние немецкого искусства
— экспрессионизма и «Новой вещественности» — сказалось в графических и живописных
работах Александра Григорьевича Тышлера (1898—1980), Александра Аркадьевича Лабаса
(1900—1983) и других художников.
В 1931 г. Общество станковистов раскололось на два
объединения — ОСТ и «Изобригада», а в 1932 г. они прекратили своё
существование.
В 20—30-х гг. всё большее значение приобретала графика:
книжная иллюстрация, рисунок, гравюра — искусство, предназначенное для
тиражирования, доступное массам, непосредственно обращенное к человеку.
Выдающиеся художники-иллюстраторы Алексей Ильич
Кравченко (1889—1940) И Владимир Андреевич Фаворский
(1886— 1964) работали преимущественно в технике ксилографии — гравюры на
дереве. Фаворский был преподавателем ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа, а с 1930 г. —
Московского полиграфического института. Он стремился к синтетическому
оформлению книги, когда все художественные элементы — сюжетные иллюстрации,
заставки и шрифты — составляют единый образно-стилистический ансамбль.
Иллюстрированию детской книги посвятили своё творчество Владимир Михайлович
Конашевич (1888—1963) и Владимир Васильевич Лебедев (1891 — 1967). В 1932 г.
вышел указ о расформировании всех художественных группировок и создании
единого Союза художников СССР. Теперь только государство могло делать заказы,
устраивать крупномасштабные тематические выставки, посвящённые индустрии
социализма; оно командировало художников писать всесоюзные стройки и портреты
ударников производства.
Критики и исследователи рассматривают искусство 30-х гг.
как период неоклассики. О классике спорили, её активно использовали.
Увлечение образцами искусства прошлых времён процветало, в то время как
самостоятельное изучение природы отодвинулось на второй план.
Наиболее именитыми мастерами социалистического реализма
30-х гг. стали бывшие ахровцы А. М. Герасимов и Б. В. Иогансон. Герасимов в своих
парадных портретах-картинах 1938 г. «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в
Кремле», «Портрет балерины О. В. Лепешинской» достигает почти
фотографического эффекта. Работы Иогансона «Допрос коммунистов» (1933 г.) и
«На старом уральском заводе» (1937 г.) продолжают традицию передвижников.
Художник иногда прямо «цитирует» их в отдельных изображениях.
«Для себя», т. е. вне правил социалистического реализма,
работали не многие художники. Среди них Александр Давыдович Древин (Древиньш,
1889—1938) и Михаил Ксенофонтович Соколов (1885—1947), которые в интимных,
камерных произведениях ограничивали себя определённым кругом изобразительных
тем. Оба мастера в годы сталинского террора были репрессированы.
К началу 40-х гг. давление на художников со стороны власти
усилилось. Был закрыт Музей нового западного искусства, где выставлялись
произведения импрессионистов — Поля Сезанна, Анри Матисса, других мастеров
второй половины XIX — начала XX в.
Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.
наибольшее развитие получила массово тиражируемая графика, и прежде всего
плакат.
|