Выставка
«Ослиный хвост» (1912 г.), организованная лидерами русского примитивизма М.
Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим казалась вызовом не только
консервативно настроенной публике, но и объединению «Бубновый валет». По
мнению Ларионова, члены «Бубнового валета» относились к западному искусству с
преувеличенным вниманием и недооценивали русские художественные традиции.
Художники, участвовавшие в выставке «Ослиный хвост»,
стремились соединить живописные приёмы европейской школы с достижениями
русской вышивки, лубка, иконописи. Скрытый протест против западного влияния
содержался и в самом названии объединения. Это был намёк на скандальную
ситуацию, возникшую в парижском «Салоне независимых» 1910 г. Противники новых
форм в живописи попытались выдать за шедевр авангардного искусства холст,
размалёванный хвостом осла.
Участникам выставок не удалось создать цельного
направления, и каждый пошёл своим путём, но для большинства исследователей
название «Ослиный хвост» прочно связано с понятием «примитивизм», и прежде
всего с творчеством его лидеров.
Михаил Фёдорович Ларионов (1881 — 1964) родился в городе
Тирасполе Херсонской губернии в семье военного фельдшера. С 1898 по 1910 г.
он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; его
преподавателями были Валентин Александрович Серов, Исаак Ильич Левитан,
Константин Алексеевич Коровин. В 1900 г. Ларионов встретил Наталию Сергеевну
Гончарову (1881 — 1962), учившуюся здесь же. Они поженились, и с тех пор их
жизненные и творческие пути были неразрывно связаны.
В 1906 г. молодые живописцы начали активно выставляться:
имена Ларионова и Гончаровой стали известны широкой публике благодаря
выставке Московского товарищества художников. В том же году они приняли
участие в экспозиции Союза русских художников. А за два года до этого, в 1904
г., Ларионов познакомился с известным театральным и художественным деятелем
Сергеем Павловичем Дягилевым и в 1906 г. по его приглашению показал свои
работы на петербургской выставке объединения «Мир искусства». Вскоре он
вместе с Дягилевым и художником Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым отправился
в Лондон и Париж, где Дягилев из просветительских соображений представил в
двенадцати залах Осеннего салона русское искусство различных периодов и
направлений. Произведения Ларионова, Гончаровой и Кузнецова вошли в раздел
«самоновейших».
После 1907 г. Ларионов увлёкся примитивизмом. Об этом
говорят энергичные мазки, сочные, красочные пятна, чёткие контуры, ничем не
стеснённая фантазия, и прежде всего сюжеты, взятые из провинциальной
городской жизни: «Прогулка в провинциальном городе», «Кафе на открытом
воздухе», «Провинциальная франтиха» (все работы 1907 г.). В 1907 г. Ларионов
сблизился с поэтом и художником Давидом Давидовичем Бурлюком (1882—1967),
одним из основателей русского футуризма; совместно они устроили в Москве
выставку «Стефанос». А в 1910 г. живописец оказался в числе основателей
объединения «Бубновый валет», вокруг которого сплотились сторонники
примитивистского движения. Но в 1912 г. Ларионов и Гончарова покинули
«Бубновый валет» и организовали экспозицию «Ослиный хвост». Через год
открылась новая выставка «Мишень», а вслед за ней появилась и творческая
группа под тем же названием.
В 1912—1913 гг. Ларионов и Гончарова много работали над
оформлением книг поэтов-футуристов. Это были так называемые литографированные
книги — написанные от руки на литографском камне и в этой же технике
проиллюстрированные.
В начале 10-х гг. мастер пришёл к идее лучизма — одного из
первых вариантов беспредметной живописи. В брошюре под этим же названием он
объяснял это понятие так: «Лучизм имеет в виду пространственные формы,
которые могут возникать от пересечения лучей различных предметов, формы,
выделенные волею художника». В первых «лучистых» полотнах Ларионова хорошо
заметны мотивы природы: «Осень жёлтая», «Петух» («Лучистый этюд»), «Лучистый
пейзаж» (все работы 1912 г.).
В 1914 г. Ларионов помогал Гончаровой создавать декорации
к опере-балету Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок» для дягилевских
«Русских сезонов», выполненные в авангардном стиле.
Затем началась Первая мировая война, ставшая тяжёлым
испытанием в жизни мастера. Творческие планы пришлось отложить на
неопределённый срок. Ларионов, призванный в армию, участвовал в боях в
Восточной Пруссии, был контужен и после лечения в госпитале демобилизован.
После выздоровления он присоединился как художник-декоратор к балетной труппе
Дягилева в Швейцарии и в Россию уже больше не вернулся.
В произведениях Наталии Гончаровой прослеживаются
несколько иные мотивы. Темы некоторых её работ явно навеяны живописью Поля
Гогена и Винсента Ван Гога («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 г.;
«Подсолнухи», 1908—1909 гг.; «Рыбная ловля», 1909 г.). Влияние Гогена
чувствуется в мягких, как бы тягучих контурах фигур, в контрастах плотных,
чуть матовых красок Однако русские фольклорные традиции привлекали Гончарову
столь же сильно. На полотне «Птица Феникс» (1911 г.), обращаясь к сказочному
образу, художница передаёт атмосферу фантастического действа прежде всего
через цвет — необычайно яркий, словно пламенеющий изнутри. Особенно хороши в
творчестве Наталии Гончаровой картины, на создание которых её вдохновили
иконы. Выразительный пример тому — «Спас в Силах» (1911 г.). |