Творчество Жана Батиста Симеона Шардена отличается от
работ мастеров рококо и по стилю, и по содержанию. Занимаясь в мастерской
живописца и скульптора Ноэля Никола Куапеля (1690—1734), Шарден начал писать
с натуры, что не было характерно для XVIII в. Он сосредоточился на натюрморте
и бытовых сценах — жанрах, целиком основанных на натурных наблюдениях.
Художник не стремился учить и воспитывать, он просто показывал, как прекрасна
обычная повседневная жизнь.
Расцвет творчества Шардена начался в 30—40-х гг. Именно
тогда он создал большую часть своих жанровых композиций. Сюжеты Шардена не
отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Обычно это
сцены повседневной жизни людей, принадлежавших к так называемому третьему
сословию. Здесь царят скромность и достаток. Действующие лица всегда заняты
трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Художник нередко изображал не
хозяев дома, а горничных, гувернанток, кухарок — молодых и миловидных женщин
в чепчиках и передниках. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника
были, вероятно, излюбленные типы, которые переходили из картины в картину).
Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые. Однако его картины
нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в
частности Жана Батиста Грёза).
В полотне «Молитва перед обедом» (1744 г.) всё внимание
зрителя привлечено к тому, как ложатся краски, как цветные блики от полосатой
спинки кресла играют на одежде девочки, которая сидит в нём, как множество
тончайших тонов сливается в один на белой косынке гувернантки. А в композиции
«Вернувшаяся с рынка» (1739 г.) художника интересуют и снедь, принесённая
кухаркой, и скромный интерьер кухни.
С 50-х гг. главным жанром в творчестве Шардена стал
натюрморт. Мастер был знаком с голландской и испанской традициями этого
жанра, но его отношение к натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих
картин он выбирал несколько очень простых предметов («Медный бак»,
30-е гг.; «Трубки и кувшин», 1766 г.), составляя из них
строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушённые, на
манер рококо; мазки то приближают масляную живопись к прозрачной тонкости
акварели, то вызывают в памяти картины великого фламандца Рубенса — так они
сочны и энергичны. Каждый предмет воспринимается как нечто живое. Полотна
Шардена напоминают, что кроме французского названия жанра nature morte
(«мёртвая природа») существуют ещё английское и немецкое — still life, Stilleben
(«тихая жизнь»)
В «Натюрморте с атрибутами искусств» (1766 г.) собраны
принадлежности живописца эпохи Просвещения: палитра с кистями, бумага,
измерительные приборы, книги (художник должен постоянно учиться у древних),
копия скульптуры Жана Батиста Пигаля (изображение древнегреческого бога
Меркурия, который помимо прочего был покровителем искусств и ремёсел), орден
(намёк на общественное предназначение и признание искусства). Всё это создаёт
представление об истинном художнике, живущем в мире высоких идеалов.
Незадолго до смерти Шарден написал в технике пастели
автопортрет (1775 г.), совсем не похожий на традиционное изображение
художника. В нём отсутствуют обязательные атрибуты творчества — палитра или
холст. Мастер предстаёт перед зрителем в домашней одежде, в забавном головном
уборе, поверх которого надет зелёный козырёк, необходимый для работы ночью
при свечах. Его взгляд полон напряжённого внимания. Художник необыкновенно
просто передал суть творческого процесса, которая состоит для него в
непрерывном и пристальном изучении натуры.
|