"Будденброки".
В 1901 году в Германии появилось произведение, которое по всем нужным параметрам
соответствовав типу тех произведений, которые были нужны. Это
"Будденброки". Этим писателем был молодой Томас Манн, которому было
25 лет. Это была его вторам крупная публикация, и этот роман сразу же сделал
его знаменитым. Но в 25 лет стать национальным гением — это психологически
рано, большая нагрузка. И с сознанием того, что он национальный гений.
Томас Манн и прожил всю оставшуюся жизнь, ничего не мешало писать ему
прекрасные произведения. Его отношения с братом Генрихом Манном были сложные. У
Томаса был достаточно талантливый сын Клаус Манн, он автор довольно интересного
романа ... (?), который был экранизован. Взгляды, позиции жизни двух братьев
(Генрих жил дольше) по многим пунктам различались. Я упоминаю имя Генриха
Манна, так как Томас и Генрих принадлежали к поколению литераторов в сложное
для Германии время, жизнь была сложной. Потому что Германия всю 2-ю половину
19 века находилась в застое (Мелкие княжества), в литературе - тоже застой.
Вот эта раздробленность, конечно же, сдерживать развитие Германии очень сильно:
и экономическое, и культурное. И поэтому новому поколению уже в 20 веке
приходилось решать все ту же задачу: искать какие-то принципы, параметры
восстановления уровня немецкой литературы (17-19вв.). После романтиков
немецкая литература двигалась к временному закату, и перед молодежью стояла
задача восстановить репутацию немецкой литературы. Следовательно, здесь
тоже ситуация, когда человек вступает в творческую жизнь, начинает писать, он
первое, что делает -начинает осмыслять, что происходит вокруг него, какова
литературная ситуация, 'какую дорогу он должен выбрать. И вот этот рационалистический
подход, характерный для Голсуорси, Роллана, в высшей степени был и у
молодого Манна.
Здесь
был и еще один исторический момент: с середины 70-х годов 19 века Германия
стала собираться в единую страну, новый этап развития государства —
складывается единое государство, начинается развитие империи. И все эго в
значительной степени стимулирует тоже. То есть появление нового поколения
литераторов связано с этим. Но первый шаг, который они сделали - это осмысление
этой ситуации и желание восстановить репутацию немецкой литературы, придать ей
тот блеск, который был в начале 19 века -приводит к тому, что немецкие
литераторы начинают подражать и ориентиры для творчества ищут вне национальной
традиции. Если Генрих Манн для себя идеалом и примером выбрал Бальзака и
традиции французской литературы (интерес Г.Манна к Франции был постоянен), а
первые его романы вообще были выстроены по модели бальзаковского повествования,
то Томас Манн для себя ориентир нашел опять же в русской литературе. Его
привлекла масштабность повествования, психологическая глубина исследования, но
одновременно еще сумрачный немецкий гений Т.Манна был очарован способностью,
стремлением русской литературы добираться до того, что виделось как корни
жизни, наше стремление познать жизнь во всех первоосновах. Это свойственно
и Toлстому, и Достоевскому.
Вместе
с тем Томас Манн был человеком своего времени в национальной специфической
ситуации. Почему роман "Будденброки" обрел такую популярность? Потому
что читатели, открывшие этот роман, когда он был опубликован, нашли в нем
исследование основных тенденций национальной жизни. "Будденброки" —
это произведение, которое тоже отличается масштабным охватом реальности, и
жизнь героев, Будденброков, есть часть жизни страны. Это такая же семейная
хроника, такая же роман-эпопея, перед нами рассказ о жизни 4-х
поколений семейства Будденброков. Это бюргеры из города Любека, достаточно
богатая семья, и время действия романа — большая часть 19 века. Томас Манн
использует в повествовании какие-то данные н реалии жизни своей семьи, которая
тоже происходил из города Любека. Это ганзельский (?) город, большой город. Был
экономический союз независимых городов (Любек, Гамбург) — это приморские, еще
со средневековья вольные города, не принадлежащие герцогам, которые управлялись
Сенатами, выборными Советами, где 3-е сословие (бюргеры) чувствовало себя 1-м
сословием, самым сильным. Вольные бюргеры вольных городов вступали в этот
торговый союз, торговали между собой по всему свету, и позиция и самосознание
бюргера во многом напоминали самосознание дворянина. Сама суть дворянства, его
мироощущение - это ощущение, знание своего рода, своих корней, традиций,
преемственности своего рода. Родовое дворянство — это череда поколений, знавших
друг о друге, потомки знали предках какого-то колена (Пушкин "Моя
родословная" — это об этом, есть преемственность, за ним есть время его
семьи). В случае с Маннами — они потомки вот такого рода вольных бюргеров, они
несут в себе это ощущение принадлежности к роду. Но с случае с Маннами эта
традиция рода была очень резко оборвана; их отец женился на дочери своего
компаньона, и когда он умер, мать (их мачеха) еще 2- дочерей решила, что ее сыновья
будут заниматься чем угодно, но только не делом торговли. Она продала фирму,
сыновей готовили современно, к другой жизни, ориентировали на написание книг,
возили в Италию, во Францию с детства. Мы все эти биографические детали найдем
в "Будденброках". Манны получили прекрасное образование.
Томас
Манн весь этот материал о своей семье, включая ситуацию со своими братьями и
сестрами, все принес в этот роман в 3-м поколении, но этот материал
претерпевает изменения в трактовке, к нему что-то добавляется. Каждый
представитель рода Будденброков является представителем своего времени: он и
несет свое время в себе, и как-то пытается выстроить свою жизнь в этом времени.
Старый Иоганн Будденброк - это типичный представитель бурного времени, человек
редкого ума, очень энергичный, принял фирму. А сын? — продукт эпохи священного
союза, человек, который может только сохранять то, что сделал его отец. В нем
нет такой внутренней силы, но есть приверженность к устоям. И наконец, 3-е
поколение. Ему в романе уделено большее внимание: центральной фигурой
становится Томас Будденброк. На долю Томаса и его братьев и сестер выпадает тот
отрезок времени, когда начинают происходить в немецкой жизни вот эти
кардинальные изменения. Семья и фирма должны справляться с этими изменениями, и
выясняется, что эта приверженность традициям, это осознанное бюргерство
Будденброков уже становится своеобразным тормозом. Будденброкн порядочнее,
может быть, спекулянтов, они не могут использовать оперативно новые формы
отношений, которые возникают на рынке. Внутри семьи то же самое: приверженность
традиции - источник бесконечных драм, которая впитала в себя бюргерский
дух. И с какой стороны мы не посмотрим на жизнь Будденброков 3-го поколения —
они оказываются не вписанными во время, как-то конфликтуют со временем, с
ситуацией, и это ведет к закату семьи. Итог общения Ганно с другими детьми -это
для него мучительно: любимое место жизни — это под роялем в гостиной матери,
где он может слушать музыку, которую она играет, такая замкнутая жизнь. (Последний
представитель Будденброков — сын Томаса маленький Ганно, этот слабенький
мальчик заболевает и умирает.) Полное название романа "Будденброки,
или история жизни одной семьи".
Эта
книга — анализ семейной хроники, одна из первых семенных хроник, воздействие
смены эпох на судьбы людей. И это было после долгого перерыва в немецкой
литературе, первое произведение вот такого масштаба, такого уровня, такой
глубины анализа. Поэтому Томас Манн и стал в 25 лет гением.
Но
постепенно, когда первые впечатления, восторги улеглись, стало проступать, что
в этой книге есть второе дно, второй уровень. С одной стороны, это социально-историческая
хроника, рассказывающая о жизни Германии 19 века. А с другой стороны, это
произведение выстроено с другими задачами. Это было одно из первых произведений
литературы 20 века, рассчитанное на два как минимум уровня прочтения. Второе
дно, второй уровень связан с философскими взглядами Т.Манна, с той картиной
мира, которую он создает себе (Томас Манн интересовался самым высоким
уровнем осмысления реальности). Если мы посмотрим на историю семейства
Будденброков под другим углом зрения, мы увидим, что столь же важную роль, как
время и социально-исторические изменения, в их судьбах играют некие константы. Будденброки
Манна эволюционируют от бюргерства к художничеству. Иоганн
Будденброк-старший — 100%-й бюргер. Ганно — 100%-й художник.
Бюргер
для Манна — это не только человек 3-го сословия, это человек, полностью слитый
с окружающей реальностью, живущий в неразрывном союзе с окружающим миром, лишенный
того, что у Томаса Манна обозначается словом "душа", но только
не в каноническом смысле слова "бездушный", а в бюргере совершенно
отсутствует художническое начало по Т.Манну, но не в том смысле, что это люди
безграмотны, глухие к красоте. Старый Иоганн — не только человек образованный,
но и живущий тем, что он знает; но это человек неразрывно слитый с миром, в
котором он живет, который наслаждается каждой минутой своего существования,
для него жизнь в физическом плане -это великое наслаждение. Все планы жизни.
Это тип людей.
Противоположный
тип — это художники. Это не значит, что это люди, которые рисуют картины. Это
человек, который живет жизнью души, для него внутреннее существование,
духовная жизнь и внешний мир представляются отделенными от него суровым высоким
барьером. Это человек, для которого контакт с этим внешним миром мучителен,
неприемлем.
Очень
часто гении, творчески очень одаренные — они художники. Но совсем не всегда.
Есть творческие личности с мироощущением бюргера. II есть обыватели с мироощущением художника, как по
Томасу Манну. Его первый сборник рассказов (он называется но названию
одного из включенных в него рассказов) — "Маленький господин
Фридеман". Вот этот маленький господин Фридеман - это типичный обыватель,
по этот маленький обыватель с душой художника, который живет внутри
себя, своей жизнью духа, он полностью во власти этого художнического начала,
хотя он не продуцирует никакой художественной деятельности, он продуцирует
только невозможность существования в этом мире, чувство невозможности контакта
с другими людьми. То есть для Томаса Манна эти слова "бюргер" и
"художник" имеют совершенно особый смысл. И кто чем профессионально
занимается, владеет фирмой ли нет — это не важно. Пишет картины или нет — не важно.
Показывая эту трансформацию, трагедию, гибель семейства Будденброков
Т.Манном объясняется еще и как процесс накопления художнических качеств в душах
Будденброков. что делает существование их в окружающей реальности все более
сложным, а потом и мучительным для них и лишает их возможности жить. Что
касается их профессиональных увлечений, здесь это особой роли не играет. Томас
занимается торговлей, его избирают в Сенат. А его брат уходит из семьи,
объявляя себя художником в прямом смысле слова. Важно то, что они и тот, и другой
наполовину "бюргер" и "художник" в манновском смысле слова.
И вот эта половинчатость никому из них не дает ничего совершить в этой жизни.
Состояние неустойчивого равновесия, в котором находится и Томас, и его брат,
становится мучительным. С одной стороны, Томаса захватывают книги. Но при
чтении их что-то его отталкивает — это бюргерское начало. А отправляясь в
Сенат, начиная заниматься делами фирмы, он не может ими заниматься, так как
художническое начало не выносит всего этого. Начинаются метания. Томас и
женился на Герде, девушке, принадлежащей к другому миру, он почувствовал в ней
духовность, художническое начало. Ничего не получилось. Сын Ганно пребывает в
мирке матери, вот эта отгороженность от мира позволяет Ганно существовать
внутри себя. Т.Манн делает так, что Ганно заболевает тифом, наступает кризис.
Он состоит из 2-х элементов: с одной стороны, подходит к нижней точке, но от
нижней точки может начаться падение вниз. И Томас Манн ставит Ганно перед
выбором, заданность книги выступает на первый план, так как ни Бальзак, ни
Диккенс, ни Голсуорси не мог бы себе позволить такого произвольного обращения.
Ганно лежит в постели в спальне, перед окнами разложена солома, чтобы экипажи
не грохотали. Ему очень плохо, и он вдруг видит солнечный луч, пробившийся
через шторы, слышит приглушенный, но все же шум этих телег по улице. "И
в этот момент, если человек прислушивается к звонкому, светлому, чуть
насмешливому призыву "голоса жизни", если в нем вновь пробудится
радость, любовь, энергия, приверженность к пестрой и жесткой сутолоке, он
повернет назад и будет жить. Но если голос жизни заставит содрогнуться от
страха и отвращения, если в ответ на этот веселый, вызывающий окрик он только
покачает головой и отмахнется, тогда это ясно каждому — он умрет." И
вот Ганно как бы в этой ситуации. Это вызвано не самой болезнью, кризисом, не
самим тифом, а том, что Ганно в какой-то момент становится страшно, когда он
слышит это голос жизни, у него возвращение в эту яркую, пеструю, жестокую
реальность — оно мучительно. Он не хочет снова переживать прикосновение к
окружающему бытию, и тогда он умирает, не потому что болезнь неизлечима.
Если
посмотреть, что стоит за этой концепцией бюргерства и художничества, мы увидим,
что за ними стоит Шопенгауэр, прежде всего с его концепцией мира как воли и
представления. И действительно, Т.Манн в это время очень увлекается
философией Шопенгауэра. И отсюда этот принцип - - они отказываются от
принципа объективной эволюции. В этих философиях (Ницше, Шопенгауэра) выступает
противоположная тенденция — поиск абсолютных качал. Мир строится на неких
абсолютных началах, они самые разные, но принцип один и тот же. По
шопенгауэровской системе есть два: воля и представление. Воля порождает
динамику, а представление статику. А оппозиция "художник — бюргер"
это как бы производная от шопенгауэровского представления. Это тоже некие
абсолюты, характеризующие внутреннее качество человеческой личности, они не
подвержены времени. Старый Иоганн Будденброк — абсолютный бюргер не потому что
он живет в свое время, а потому что он такой. Ганно — абсолютный художник,
потому что он такой. Просто качества, свойственные человеческой душе, не
меняются, но ситуация, показанная Т.Манном, это внутренние изменения, кот могут
происходить; могут происходить и в обратную сторону. Потом после этого он
написал целый ряд рассказов, как простой бюргер превращается в художника. Эта
трансформация тоже может происходить: из бюргера в художника, из художника и
бюргера, как угодно, но это некие абсолюты, которые реализуются в человеческой душе
или полностью, или относительно, но они есть.
То
есть система мироздания приобретает таким образом некую статичность. И с этой
точки зрения роман "Будденброки" приобретает совершенно другое
качество - это не столько социально-историческая хроника, это произведение,
в котором реализована какая-то определенная философская идея. И потому с
этой точки зрения соблазнительно называть роман Т.Манна философским. Но его
нельзя назвать философским, так как не философское повествование. Это
интеллектуальный роман (анализ философских идей).
Это
что касается литературной стороны. Что же касается места этого романа в
контексте мировой литературы, очевидно, что "Будденброки" открывают
новый этап в литературном развитии не только типом, формой повествования, но и
открывают следующую страницу мировой литературы, которая начинает осознанно
строить себя па философских абсолютах при создании своей картины мира.
Появляется
группа литераторов, которая несет в себе черту эпохи конца века, когда
позитивистский, эволюционистский подход сменяется в философском осмыслении мира
процессом поиска, формулировки неких абсолютов, неких недвижных начал, которые
определяют человеческое существование. И вот на этом мировоззренческом подходе
производной от этих философий вырастает литература, которая создает такую
картину мира. В этом сказывается еще одно фундаментальное изменение уже чисто
историко-философского плана. Новая волна литераторов представляет иную картину
мира. Из этого и начинается новое литературное движение, которое вошло в историю
под названием |