Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 09.05.2024, 15:10:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

Значение свободноживущих азотофиксирующих бактерий рода Azotobacter в азотном балансе почв
20.09.2009, 11:43:24

Микробиология (от греч.mikros - малый, bios - жизнь, logos - наука) - наука о мельчайших, невидимых невооружённым глазом организмах,называемых микроорганизмами, или микробами. Микробиология как наука изучает морфологию, систематику и физиологические особенности микроорганизмов, условия их жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Микробиологи разрабатывают способы использования полезных микробов в сельском хозяйстве и промышленности, средства и методы борьбы с болезнетворными микробами, вызывающими болезни растений, животных и человека. Широкое распространение микроорганизмов свидетельствует об их огромной роли в природе. При их участии происходит разложение различных органических веществ в почве и водоёмах, они обуславливают круговорот веществ и энергии в природе, от их деятельности зависит плодородие почв, формирование каменного угля, нефти, и многих других полезных ископаемых. От них зависти обогащение почв азотом, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур, правильное приготовление и хранение кормов, создание кормового белка, антибиотиков и т.д.

1. Фиксация азота атмосферы азотобактером и факторы, обуславливающие её уровень. Основная масса азота на Земле находится в газообразном состоянии и составляет свыше 3/4 атмосферы (78,09% по объему, или 75,6% по массе). Практически на нашей планете запас азота неисчерпаем - 3,8*10^15 т. Азот - довольно инертный элемент, поэтому редко встречается в связанном состоянии. Это один из основных биофильных элементов, необходимый компонент главных полимеров живых клеток - структурных белков, белков- ферментов, нуклеиновых и аденозинтрифосворных кислот. Никакой другой элемент так не лимитирует ресурсы питательных веществ в агроэкосистемах, как азот. Он может стать доступным для живых организмов только в связанной форме, то есть в результате азотофиксации.

Азотофиксация - биологический процесс, и единственными организмами, способными его осуществлять, служат прокарио-

ты (бактерии, цианобактерии, актиномицеты и архебактерии).

Небиологические процессы фиксации азота (грозовые разряды,

воздействие УФ-лучей, работа электрического оборудования и

двигателей внутреннего сгорания) в количественном отношении

весьма несущественны, так как вместе дают не более 0.5%

связанного азота. Даже вклад заводов азотных удобрений,

производящих синтетический аммиак составляет лишь 5%.

Следовательно, свыше 90% всей фиксации молекулярного азота

атмосферы осуществляется вследствие метаболической актив-

ности определённых микроорганизмов.

Впервые бактерии рода азотобактер, а точнее Azotobacter

chroococcum были открыты голландским микробиологом

М.Бейеринк в 1901 году.

Семейство Azotobacteriaceae относется к отделу

Gracilicutes, классу Scotobacteria, группе аэробных грам-

отрицательных палочек и кокков. В это семейство входят

микроорганизмы, имеющие крупные, от палочковидной до

овальной, формы клетки, подвижные с перитрихальным жгути-

кованием, не образующие спор. Характерные признаки- сли-

зистая капсула, образование цисты. Хемоорганогетеротрофы.

Способны фиксировать атмосферный азот.

Молодые клетки Azotobacter chroococcum представляют собой

палочки размером 2...3 х 4...6 мкм. Позже они превращаются

в крупные кокки диаметром до 4 мкм. Кокковидные клетки

обычно покрыты капсулой и содержат разные включения ( жир,

крахмал, поли-B-гидроксимасляную кислоту и др.)

У кокковидных клеток некоторых видов азотобактера появля-

ется толстая оболочка, и они превращаются в цисты. На

одних питательных средах палочки быстро приобретают кокко-

видную форму, на других - лишь по истечении длительного

времени. Палочковидные формы азотобактера имеют жгутики и

обладают подвижностью. При переходе палочек в кокки жгути-

ки обычно теряются.

Все виды азотобактера аэробны. Источник азота для них -

соли аммония, нитриты, нитраты и аминокислоты. При отсутс-

твии связанных форм азота азотобактер фиксирует молеку-

лярный азот. Небольшие дозы азотсодержащих соединений не

приводят к депрессии фиксации азота, а иногда даже стиму-

лируют её. Увеличение дозы связанного азота в среде пол-

ностью подавляет усвоение молекулярного азота. Энергия

усвоения азота у отдельных культур азотобактера колеблется

в широком диапазоне. Активные культуры связывают 15...20 мг

азота на 1 г. потребленного органического вещества.

Азотобактер способен использовать большой набор органичес-

ких соединений - моно- и дисахариды, некоторые полисахари-

ды(декстрин, крахмал), многие спирты, органические кислоты,

в том числе ароматические. Вообще азотобактер проявляет

высокую потребность в органических веществах, поэтому в

больших количествах встречается в хорошо удобренных почвах.

2. Зависимость развития азотобактера от влажности, аэра-

ции, рН, органических веществ, микроэлементов а также

доступных запасов фосфора и кальция.

Для роста бактерии нуждаются в элементах минерального

питания, особенно в фосфоре и кальции. Потребность азото-

бактера в данных элементах столь высока, что его используют

как биологический индикатор на наличие фосфора и кальция в

почве. Для энергичной азотфиксации микроорганизмам требу-

ются микроэлементы, из которых наиболее важен молибден,

который входит в состав ферментов, катализирующих процесс

усвоения азота. Отмеченные физиологические особенности

характеризуют экологию данного организма. Азотобактер

обитает в высокоплодородных, достаточно влажных почвах с

нейтральной или близкой к ней реакции среды. При недоста-

точной влажности большинство клеток отмирает. В чернозем-

ных, каштановых и сероземных почвах, благоприятных для

рассматриваемого организма, его обнаруживают в значительных

количествах только весной. При летнем иссушении почвы

остаются единичные клетки. В зоне подзолистых и дерново-

подзолистых почв азотобактер можно найти в огородных и

пойменных почвах, богатых органическими соединениями, с

оптимальным рН 6,8...7,2.

3. Влияние корневых выделений растений, органических

удобрений, соломы, продуктов разложения клетчатки на

активность фиксации азота азотобактером и размеры азотона-

копления в почве и перспективы использования в с/х.

Способность Azotobacter chroococcum размножаться при соот-

ветствующих условиях в ризосфере сельскохозяйственных

культур дала основание предполагать, что указанный микро-

организм может улучшить азотное питание растений. По пред-

ложению академика С.П.Костычева и его сотрудников с трид-

цатых годов текущего столетия в нашей стране начали приме-

нять землеудобрительный препарат, содержащий культуру

Azotobacter chroococcum, или азотобактерин.

Позднее, когда выяснилась способность микроорганизма

продуцировать биологически активные вещества, его действие

на растения стали связывать не только с фиксацией азота и

улучшением азотного питания, но и с поступлением в расте-

ния вырабатываемых микроорганизмом биологически активных

соединений (витаминов и стимуляторов роста).

Весьма важное свойство азотобактера заключается в том,

что он вырабатывает фунгистатическое вещество, представля-

ющее собой метиловый эфир алифатической тетраеновой кисло-

ты, содержащей гидроксильную и B-метильную группы. Обнару-

женный антибиотик, по данным Н.И.Придачиной, активен про-

тив значительного числа фитопатогенных грибов. Благодаря

описываемому свойству при бактеризации азотобактером в ри-

зосфере угнетается развитие микроскопических грибов, мно-

гие из которых задерживают рост растений.

Отдельные культуры Azotobacter различаются по антаго-

нистическим свойствам.

Работа с различными штаммами Azotobacter chroococcum

подтвердила хорошее действие на растения лишь культур, вы-

рабатывающих биологически активные вещества, поэтому при

селекции для производственных целей отбирают культуры азо-

тобактера, продуцирующие биологически активные соединения,

стимулирующие рост растений, и угнетающие развитие фитопа-

тогенных грибов. Так, культура азотобактера снимает угне-

тающее действие фитотоксичного гриба Alternaria на кукуру-

зу, а рост незараженного растения стимулирует. Однако, для

полевых культур азотобактерин мало эффективен. Это связано

с его способностью развиваться лишь в хорошо окультуренных

почвах. На унавоженных почвах положительное действие азо-

тобактерина возрастает. Препарат хорошо влияет, например,

на овощные культуры, которые обычно выращивают на сильно

удобренных навозом почвах. Здесь бактеризация семян может

повысить урожай на 20...30% и, что особенно важно, уско-

рить его созревание.

Для объяснения эффективности азотобактера прежде всего

следует выяснить, может ли этот микроорганизм, используя

корневые выделения, накопить достаточно азота для развития

растения. Опыты с монобактериальными культурами, в которых

высшее растение, выращенное из стерильных семян, инокули-

ровали культурой азотобактера, дают на этот вопрос отрица-

тельный ответ. За счет корневых выделений бактерия не мо-

жет усвоить такое количество азота, которое обеспечивало

бы высокий урожай растений. Вместе с тем, при определенных

условиях азотобактер улучшает рост растений. В этом можно

убедиться, если в условиях монобактериальной культуры об-

работать им семена растений. Объясняется это тем, что азо-

тобактер синтезирует много биологически активных соединений

- никотиновую и пантотеновую кислоты, пиридоксин, биотин,

гетероауксин, гиббереллин, и, возможно, ряд других соеди-

нений. Комплекс указанных веществ способен стимулировать

прорастание семян, ускорять развитие растений в благопри-

ятных условиях среды.

Положительное действие азотобактера легко понять, учи-

тывая физиологические особенности данной бактерии. Она

актвино размножается лишь в плодородных почвах, обеспечен-

ных органическим веществом, фосфором и влагой. Дефицит ув-

лажения азотобактер переносит хуже, чем другие бактерии.

Известно, что в плодородных почвах присутствует спон-

танная культура Azotobacter. Как же в таком случае объяс-

нить положительный эффект дополнительного заражения? Веро-

ятно, это связано с небольшой численностью клеток азото-

бактера даже в плодородной почве. При бактеризации коли-

чество бактерий сильно возрастает, особенно в ризосфере,

что и создает благоприятные условия для развития корневой

системы. Проявляется как стимулирующее влияние ростовых

веществ, так и подавление вредной грибной флоры, а также

некоторые накопления в почве доступного растениям азота.

Препарат азотобактерин используют в основном для оран-

жерейной и парниковой культуры растений, или в случае

овощных культур. Обычно его готовят, размножая микроорга-

низм в стерильной почве или низовом торфе, имеющих нейт-

ральную реакцию и высокое содержание гумуса. К почве до-

бавляют источник углерода, доступный азотобактеру, напри-

мер, солому. В последнее время солому часто используют как

органическое удобрение. Внесение соломы обогащает почву

гумусом. Кроме того, в ней содержится около 0,5% азота и

другие необходимые растениям вещества. При правильном вне-

сении соломы почва обогащается органическим веществом и

в ней активизируются мобилизационные процессы включая

деятельность азотофиксирующих микроорганизмов. В зависи-

мости от ряда условий внесение 1 т. соломы приводит к

фиксации 5...12 кг. молекулярного азота.

Категория: ГЕОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: горная порода, земные недра, реферат по геологии, земная кора, полезные ископаемые, скачать бесплатно, банк рефератов
Просмотров: 1283 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0