Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 18:23:07
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Человек. Индивид. Личность

      Эта подтема является одной из вводных ко всему курсу обществознания в старших классах. Ее предметом является многообразие проявлений человека.

      Вынесенные в название урока понятия относятся к числу сложных, комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое нельзя было бы уточнить или оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти понятия широко используются в самых разных областях знаний о человеке.

      В процессе изучения курса учащимся предстоит не только расширить, но и углубить знания об уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке, существенных признаках человека, отличающих его от других живых существ.

      Помимо этого, задачей изучения подтемы в старшей школе является формирование теоретических знаний по следующим вопросам: индивид, личность, индивидуальность; соотношение биологических и социальных условий развития личности; структура личности; социализация личности; характер как проявление индивидуальности.

      Замысел включения данной темы в курс обществознания заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный круг проблем человековедения, тесно связанного с обществознанием. Именно вводный, предваряющий рассмотрение деятельности человека и функционирования сложной динамической социальной системы характер темы и определяет методические варианты проведения этого занятия.

      План изучения нового материала

      1. Человек с точки зрения человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии).

      2. Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека).

      3. Личность (социальная сущность человека).

      1. Целесообразно рассмотреть первый вопрос в рамках школьной лекции. Достоинством занятия в форме лекции является возможность компактного изложения большого по объему и сложного по содержанию материала. Недостаток — слабая обратная связь и недостаточная включенность учащихся в самостоятельную мыслительную работу.

      Нет необходимости говорить о том, что в течение одной лекции нереально дать полный обзор проблемы, можно лишь наметить круг вопросов, ограничившись краткой характеристикой имен и идей, опираясь на мнение авторов пособий:

      Гуревич П. С. Человек. — М., 1955 (темы 2 и 3); Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991.

      Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. — М., 1995.

      Малышевский А. Ф. Мир человека. — М., 1998.

      Чтобы облегчить работу школьников во время лекции, полезно использовать своего рода опорный конспект основных положений лекции.

      Предлагаем примерный вариант такого опорного конспекта.

      1. Многообразие наук о человеке (философская антропология, этика, психология, социальная психология, социология и др.).

      2. Различия в подходе к проблемам человека:

      а) «извне» — через сопоставление человека с природой, обществом, Богом, самим собой;

      б) «изнутри» — с точки зрения строения его психики, организации нравственной, духовной, общественной жизни.

      3. Философские поиски сущности человека (основные вехи):

      а) древняя философия Востока: человек — часть природы; человек — часть Великой Триады («Небо — Человек — Земля»);

      б) философия античности:

человек — духовно-телесное существо;

человек — мера всего (Протагор);

природа человека определяется его душой и телом, но с приматом души над телом (Платон);

признание возможности и необходимости совершенствования человека;

главное, решающее в человеке — интеллектуальная деятельность (Аристотель);

      в) христианская философия Средневековья:

человек — образ и подобие Божие;

      г) философия эпохи Возрождения — гуманизм и антропоцентризм:

красота человека сообразна красоте Божественной;

      д) ХVII век: «Я мыслю, значит, я существую» (Декарт);

      е) философия эпохи Просвещения — рационализм и критицизм:

культ «автономного» человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия;

главное в человеке — чувственно-эмоциональная природа; роль интереса в деятельности людей (Вольтер, Гельвеций);

люди действуют «ради любви к себе, а не к другим»;

природа людей выводится из жизненных влечений и практических интересов, их «естественных» побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе (Гоббс);

      ж) И. Кант — открытие нравственного императива:

придание вопросу о человеке статуса основного вопроса философии;

      з) гуманистическая философия ХIХ в.:

понимание человека как творца культуры, носителя всеобщего нравственного начала.

      При наличии времени и соответствующей подготовки у учителя можно дополнить материал учебного пособия вопросом об основных достижениях русской философской мысли в разработке проблемы человека. Материал к этой части лекции также может быть взят из пособия «Человек: Мыслители прошлого...» и хрестоматии «Из истории русской гуманистической мысли» составителя А. Ф. Малышевского (М., 1998).

      2, 3. Второй и третий вопросы можно изучать, организовав практическую работу с текстом приводимого ниже фрагмента книги «Деятельность, сознание, личность» классика отечественной и мировой психологии Алексея Николаевича Леонтьева, фрагмент называется «Индивид и личность».

      Задание к этому фрагменту предлагается следующее:

      1. Внимательно прочитать, уточнить понимание отдельных слов, обращаясь к словарю.

      2. Выделить существенные отличия понятий «индивид» и «личность».

      3. Сопоставить прочитанный фрагмент с учебным текстом, сделать выводы на основе сравнения.

      4. Составить собственную схему соотношения понятий, вынесенных в название урока.

А. Н. Леонтьев

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

      Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь, или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей среды, индивид.

      Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином...

      Индивид — это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

      Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивиды, однако, отнюдь не являются простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, не среды, взятой самой по себе.

      Все это достаточно известно, и если я все же начал с понятия индивида, то лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

      Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения: кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение, но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

      Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни: личность не состоит из кусочков... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека...

      Это положение может быть, однако, интерпретировано по-разному. Одна из возможных его интерпретаций состоит в следующем: врожденный, если можно так выразиться, индивид не есть еще индивид вполне «готовый», и вначале многие черты его даны лишь виртуально, как возможность; процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру; личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.

      Другое понимание состоит в том, что формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

      Личность есть специальное человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности...

      Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности...

      Проверка выполнения задания к фрагменту текста позволит выявить понимание учащимися смысловых различий между понятиями «личность», «индивид», «индивидуальность», характеризующими разные стороны сложного, многогранного явления, каким является человек.

      Полезно иметь в виду требования государственного образовательного стандарта, который предполагает, что учащиеся должны:

      —  знать термины: индивид, человек, личность; способности; характер; социализация;

      —  описывать: возможности индивидуальной самореализации; основные проявления характера;

      —  характеризовать: биосоциальную сущность человека — структуру личности; потребности и мотивы; характер как проявление индивидуальности;

      —  объяснять на примерах уникальность каждого человека;

      —  интерпретировать: процесс социализации личности;

      —  сравнивать характерные черты животных и человека;

      —  оценивать, исходя из внешних критериев: соотношение биологических свойств человека; значение социума для развития человека.

      Ниже приводятся примерные задания для проверки знаний по стандарту.

      1. Проверяется знание термина «индивид»

Формулировка задания

      Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

      Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

      а) деятель;

      б) лидер;

      в) индивид;

      г) человек;

      д) личность.

      2. Проверяется знание основных признаков, характеризующих личность

Формулировка задания

      Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

      а) победитель конкурса эрудитов;

      б) человек высокого роста;

      в) «душа» коллектива;

      г) имеет нос с горбинкой;

      д) готов прийти на помощь в любую минуту.

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 1429 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0