школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Четверг, 04.06.2020, 10:27:50

ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК   ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ   КРОССВОРДЫ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫТЫЙ УРОК
РУССКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАТЕМАТИКА
ИСТОРИЯ
ФИЗИКА
БИОЛОГИЯ
ХИМИЯ
ГЕОГРАФИЯ
АСТРОНОМИЯ
ИНФОРМАТИКА
ОБЖ
ЭКОНОМИКА
ЭКОЛОГИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
МУЗЫКА
ИЗО
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ТЕХНОЛОГИЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
МХК
ОСНОВЫ ПРАВА
РУССКИЙ ЯЗЫК
СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО
  ЯЗЫКА. ОБМЕН
  ОПЫТОМ

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
  ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС

ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
  СИМПТОМАТИКА
  ТРУДНОСТЕЙ ПРИ
  ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС

КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ


ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ

КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО
  ТЕМЕ "ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА"

ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ

КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ИСТОРИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
  АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ

ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ
УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ

ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА

АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ

КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ
Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО". 11 КЛАСС » 1 ЧАСТЬ

Мировоззрение, убеждение, вера

      При определении методики изучения подтемы нельзя не учитывать относительную сложность последней, новизну для учащихся философско-мировоззренческой тематики, в познании которой они делают лишь самые первые шаги. Несмотря на наличие определенной суммы знаний, школьники редко задумываются о мире в целом, их высказывания, связанные с миропониманием, как правило, случайны (не опираются на вдумчивый анализ действительности), неустойчивы (индивидуальное сознание старшеклассников только начинает складываться, а происходящая в нынешнем обществе смена ценностных ориентаций далеко не всегда оказывает положительное влияние на формирование личности), ситуативны (мнения, изложенные на уроке, подчас не идентичны позициям, формулируемым в кругу семьи или во внешкольной среде сверстников).

      Учитывая сказанное выше, целесообразно отдать предпочтение методике, сочетающей учительское слово (рассказ, школьная лекция) и развернутые беседы (в подготовленных классах — семинары).

      Приведем несколько вариантов планирования уроков, отличающихся друг от друга по форме занятий и отведенному на них времени.

      План изучения нового материала

      Вариант 1

      Урок 1. Школьная лекция по следующему плану:

      1. Мировоззрение: сущность, возможные типологии.

      2. Убеждение и вера, их место в мировоззрении.

      3. Что такое менталитет?

      4. Значение мировоззрения, менталитета для деятельности человека.

      В конце лекции дается задание к следующему уроку:

      прочитать § 14 учебника, подготовить устные ответы на вопросы § 14.

      Урок 2. Беседа с классом по следующим вопросам:

      1. Что такое мировоззрение?

      2. В чем проявляются взаимосвязь и взаимовлияние мировоззрения и духовной деятельности людей?

      3. Почему многообразны мировоззренческие установки человека, общества?

      4. Какие типы мировоззрения вам известны? Какую типологию мировоззрения вы считаете оптимальной?

      5. Общее и различное в обыденном, религиозном и научном мировоззрении.

      6. Покажите взаимосвязь знаний, убеждений, веры.

      7. Значение мировоззрения для деятельности человека. Привлекая знания по другим школьным дисциплинам, аргументируйте свою точку зрения.

      8. Может ли гуманистическая направленность быть свойственна любым типам мировоззрения? Аргументируйте свой вывод.

      9. Что такое менталитет? Опираясь на знания по истории и литературе, охарактеризуйте известные вам менталитеты (ментальности), их изменения.

      Все вопросы вряд ли возможно обсудить на одном уроке. Исходя из конкретной учебной обстановки учитель отбирает для рассмотрения в классе несколько вопросов, используя как приведенные примерные вопросы, так и задания учебного пособия.

      Вариант 2

      Урок 1. Традиционный урок по следующему плану:

      I. 1. Сущность и виды мировоззрения. Роль убеждений и веры в мировоззрении.

      2. Взаимосвязь мировоззрения человека и его деятельности.

      3. Что такое менталитет?

      II. Беседа с учащимися по вопросам, сформулированным в учебном пособии в варианте № 1 данной подтемы.

      Урок 2. Занятие семинарского типа.

Литература для учащихся

      Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М., 1999. — § 13, 14.

      Человек и общество. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1998. — Гл. ХIХ. Мировоззрение: единство с миром и противостояние ему.

      Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997. — Тема III. Мировоззренческие позиции.

      Гуревич П. С. Философский словарь. — М., 1997.

      Малышевский А. Ф. Мир человека. — М., 1997. — § 8. Вера, мнение и знание.

      Школьный философский словарь. — М., 1995 (Картина мира. Идеал. Ценность).

      Этот список носит ориентировочный характер. Учитель, исходя из конкретных условий, учитывая, в частности, наличие литературы, определяет ее минимум, рекомендуемый всему классу или отдельным докладчикам и их рецензентам, оппонентам. Указанная литература может быть привлечена учителем для подготовки к урокам. Можно учителю рекомендовать и такие издания:

Мир философии. — М., 1991. — Ч. 1.

Радугин А. А. Философия. — М., 1996.

Жоль К. К. Философия для любознательных. Пропедевтика к философии, или Предварительное знакомство с основными разделами философского знания. Чтение занимательное и небесполезное для любознательного юношества. — М., 1993.

Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия. — Ростов-на-Дону, 1955.

      На семинарском занятии по усмотрению учителя целесообразно рассмотреть часть из перечисленных ниже вопросов (возможны беседа, подготовка, заслушивание и обсуждение реферативных сообщений).

      1. Мировоззрение, миропонимание, мировосприятие. Взаимосвязь мировоззрения, духовно-теоретической и духовно-практической деятельности. 2. Взаимосвязь мировоззрения с ценностями, ценностными ориентациями, идеалами личности общества. 3. Историчность мировоззрения. Что такое мировоззрение эпохи? 4. Свобода выбора мировоззрения. 5. Мировоззрение и менталитет.

      1. Связывая изложение подтемы с содержанием предыдущего параграфа, можно отметить, что многовековая и «сегодняшняя» духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность оказывают определяющее влияние на мировоззрение человека, общества. Именно результаты этой творческой деятельности — духовные ценности, а также духовные потребности, распространение духовных богатств влияют на воззрения людей, способствуют выработке их взглядов на мир.

      Характеризуя сущность мировоззрения, учитель опирается прежде всего на текст учебника. Полезно напомнить: слово «воззрение» означает образ мыслей, точку зрения. Мировоззрение — это точка зрения на мир в целом, образ мыслей о месте человека (в том числе своем) в этом мире. Оно присуще как отдельной личности, отдельному индивиду, так и тем или иным общностям людей — социумам, этносам, конфессиям, классам, сословиям и т. д.

      Нередко, говоря о мировоззрении, называют и такие термины, как «миропонимание», «миросозерцание», «мировосприятие». Иногда эти термины рассматриваются как синонимы понятия «мировоззрение», но ряд ученых отмечают и их различия. Говоря о миропонимании, имеют в виду совокупность определенных знаний, необходимых для целостного взгляда на действительность.

      В мировосприятии, мироощущении выражены идеалы, образы, отражающие реальность, которые формируются в практической жизни в искусстве, литературе, науке, религии. Мировоззрение же специальная литература характеризует как целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества (см., например: Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 575).

      Классификация типов мировоззрения может быть различной. Руководствуясь учебником, учитель может сосредоточиться на характеристике обыденного, религиозного, научного мировоззрения. Напомним, что это членение довольно условно, ибо, например, непросто провести грань между обыденным и религиозным мировоззрением, поскольку обыденное мировоззрение практически никогда не обходится без определенного религиозного содержания. К тому же в современных условиях такие формы религиозного мировоззрения, как теология, богословие и другие, с большим трудом могут быть отделены от научного мировоззрения, а поиски «высшего разума» некоторыми современными естествоиспытателями практически переносят их мировоззрение из области научного в область религиозного.

      Полезно отметить, что в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одна из них отдает предпочтение Богу (теоцентризм), природе (природоцентризм, космоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), обществу (социоцентризм, культуроцентризм), знаниям (знаниецентризм). Подробнее см.: Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997. — С. 51—78. Исходя из конкретных задач анализа тех или иных явлений возможно деление мировоззрения на прогрессивное и реакционное, религиозное и атеистическое и т. п. Некоторые авторы указывают на наличие пессимистического или оптимистического мировоззрения.

      Мировоззрение всегда исторично. В нем проявляются черты времени, оно связано с основными проблемами той или иной эпохи, с проблемами, которые жизнь выдвигает перед обществом, личностью, социальными группами. Имея в виду развитие мировоззрения в современных условиях, полезно привлечь внимание учащихся к тому, что очень важен поворот мировоззрения к человечеству, человеку, человечности. Такой поворот, если он примет всеобъемлющий характер, приведет к тому, что главной общей чертой разных типов мировоззрения станет их гуманистическая направленность.

      Эта направленность исходит из того, что к числу высших ценностей относятся: человек как часть социума, природы, ответственный за их сохранность и развитие, обладающий широтой ви́дения мира, признающий равноправие различных мировоззренческих ориентаций; язык, культура, взаимопонимание людей, их физическое и нравственное здоровье; достоинство человека, его созидательный труд и благосостояние, мирные, доброжелательные отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами.

      На этом и ряде последующих занятий показывается, что названные высшие ценности включают в себя и конкретное содержание общенациональных (российских), этнокультурных, социально ориентированных ценностей.

      Гуманистическая направленность мировоззрения во многом возвышает его значение в деятельности человека. Важно отметить, что мировоззрение:

      — способствует тому, чтобы личность понимала мир, тенденции его развития, возможности человека и смысл его деятельности;

      — существенно облегчает понимание человеком непреходящих ценностей — общечеловеческих, национальных, социально ориентированных;

      — дает ориентиры для деятельности, для формулирования ее целей. Отсутствие же цели, отмечал Л. Фейербах, есть величайшее несчастье;

      — облегчает достижение этих ориентиров и целей.

      Мировоззрение всегда связано с убеждением. Поэтому логично после характеристики сущности мировоззрения рассмотреть категории «убеждение» и «вера». Полезно напомнить, что рассмотрение первого из этих понятий началось при изучении § 3.

      2. Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения — это прежде всего прочные знания, в которых человек уверен. Нередко именно убеждения являются основой для тех или иных действий, поступков, в то время как знания еще не всегда побуждают человека к деятельности. Можно знать о тех или иных событиях, но не придавать им должного значения, убеждение же не ограничивается знанием, а воплощает ценностную или нравственную оценку, побуждающую человека к действиям.

      Отсутствие мировоззренческого стержня в духовном мире личности нередко приводит к отрицанию самого факта существования убеждений. В романе И. С. Тургенева «Рудин» показан спор о существовании убеждений:

      «— Общие рассуждения! — продолжал Пигасов. — Смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения! Все это основано на так называемых убеждениях; всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними... Эх!

      И Пигасов потряс кулаком в воздухе. Пандалевский рассмеялся.

      — Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

      — Нет — и не существует.

      — Это ваше убеждение?

      — Да.

      — Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай.

      Все в комнате улыбнулись и переглянулись»1.

      Можно полагать, что убеждения имеют три основных источника: глубокие знания, принятые тем или иным субъектом познания за истину; социальную практику, подтверждающую справедливость или ложность тех или иных убеждений; ценностные ориентации, ценностные установки личности, сформированные как жизненным опытом, так и всей системой образования и воспитания.

      Процесс формирования убеждений — сложный и долгий. Д. И. Писарев заметил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Если знания могут более или менее устойчиво передаваться от поколения к поколению, то убеждения каждая личность формирует прежде всего сама и наличие убеждений является обязательным, но далеко не всегда обнаруживаемым при поверхностном наблюдении феноменом духовной жизни.

      3. Близко к феномену убеждения стоит феномен веры. В течение длительного времени вера связывалась только и исключительно с религией, вся вера рассматривалась как религиозная вера.

      Вера, понимаемая в широком смысле этого слова, — это особый вид убеждений. Она может носить религиозный характер, а может и не носить. Особенность веры как феномена сознания прежде всего в том, что она в отличие от знания не прошла проверки практикой, экспериментом, точным наблюдением, измерением. В некоторых видах современной нам религиозной философии различие между наукой и религией проводится на основании использования феномена веры: то, что конечно, что может быть измерено, есть объект знания и науки; то, что бесконечно, что измерено быть не может, есть объект веры и религии. По мере того как расширяется сфера знания и науки, изменяется и область веры. Вера относится не только к глобальным мировоззренческим проблемам. С понятием «вера» связаны такие понятия, как «доверие», «верность», «уверенность» и ряд других. В этом ключе вера выступает как определенная характеристика психологического мира человека, характеристика его отношения к другому человеку, к другим людям.

      Нередко учитель слышит в классе вопрос: мировоззренческих установок много и они разнообразны. Какова же должна быть личная деятельность по выработке своего собственного мировоззрения, своего «Я»? Вопрос правомерен, ибо человека без мировоззрения, без убеждения не существует. На этот вопрос Российская педагогическая энциклопедия отвечает так: наиболее правильная позиция — выработать, не боясь трудностей, целостное мировоззрение, ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и относиться к нему так, чтобы оно всегда было открыто для дальнейшего развития, для ассимиляции всего разумного, что имеется в разных мировоззренческих ориентациях.

      Подчеркнем: выбор мировоззренческих позиций — это дело сугубо личное. Но этот сугубо личностный выбор должен опираться на исторический фундамент умственного развития человечества в целом, способствовать позитивному решению глобальных проблем, стоящих сегодня перед жителями нашей планеты, определять место носителя этой позиции в системе общественных отношений и среди всего множества индивидов. Эта позиция должна быть философски обоснована. Один из немецких философов заметил: кто стремится к философски обоснованному мировоззрению, должен отважиться на то, чтобы опираться на собственный разум.

      4. Положения о менталитете лишь в последние годы представлены в школьном обществознании. Термин этот многозначен, ученые дают различные его толкования, замечая при этом, что менталитет проще описать, чем определить. Эту ремарку ученых полезно учесть педагогу, не требуя от учащихся «железных» определений. Заметим, что в специальной литературе, кроме термина «менталитет», используется и термин «ментальность». Иногда эти термины отождествляют. Но есть и иная точка зрения: менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к различным социальным группам и историческим временам (например, «русская ментальность», «исламская ментальность», «средневековая ментальность»). При подготовке к уроку педагогу целесообразно ознакомиться с опубликованными в журнале «Преподавание истории в школе» материалами конференции «Русская история: проблемы ментальности» (1995. — № 2, 3), статьей о ментальности России в «Социально-политическом журнале» (1997. — № 3, 4), а также со статьей Л. Н. Пушкарева «Что такое менталитет?» (Отечественная история. — 1995. — № 3). Полезно обратиться и к статье «История средних веков: новый учебник», в которой содержатся как определение ментальности, так и некоторые конкретные ее проявления (Преподавание истории в школе. — 1996. — № 1). Некоторые из наиболее распространенных толкований менталитета воспроизводятся ниже в целях лучшей ориентировки педагога.

      Во многих определениях подчеркивается, что менталитет являет собой совокупность (т. е. набор, сочетание), а не систему идей, интеллектуальных установок.

      Автор ряда исследований, а также школьного учебника «История Средних веков» А. Я. Гуревич характеризует менталитет (ментальность) как социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы ви́дения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Менталитет, продолжает исследователь, — это «представления людей, заложенные в их сознание культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением». В учебном пособии П. С. Гревича «Культурология» (М., 1996) отмечается, что менталитет (ментальность) — это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества. Ментальность — это общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире.

      В одном из философских словарей указывается: «Ментальность, менталитет (от лат. mentalis — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ментальность — совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сама, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудно определимый исток культурно-исторической динамики» (см.: Современная западная философия: Словарь. — М., 1991. — С. 176—178).

      Некоторые исследователи рассматривают ментальность как духовное явление, обладающее качествами, свойственными той или иной нации, определяющее ее «лицо», ее роль в истории и современности. Ментальность, полагает современный философ И. К. Пантин, — «это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей» (Вопросы философии. — 1994. — № 1. — С. 30). Таким образом, ученые сосредоточивают внимание на коренных установках и стереотипах сознания, на вере, индивидуальном и общественном мирови́дении. При этом подчеркивается, что менталитет обладает большой исторической длительностью и значительной устойчивостью, изменяется гораздо медленнее, чем материальное производство или общественно-политические условия. Поэтому один из исследователей характеризовал менталитет как «темницы, в которые заключено время большой длительности» (см.: Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». — М., 1993. — С. 54).

      Можно объяснить учащимся, что благодаря ознакомлению с сущностью менталитета выясняются «внутренние пружины» деятельности людей, социальных групп — умонастроения, установки, ценностные ориентации. Постижение этих «внутренних пружин» дает возможность рассмотреть прошлое и настоящее, не сводя этот анализ лишь к освещению социально-экономических, классовых, партийных факторов, а дополняя его разбором явлений менталитета. Исследование ментальности, отмечают ученые, дает возможность перекинуть мостик над пропастью, создавшейся в результате размежевания социальной истории и истории духовной жизни.

      Устойчивость менталитета отнюдь не означает его неизменность. Приведем примеры таких изменений.

      Среди народных масс России долгое время была преобладающей и, как многим казалось, незыблемой монархическая традиция. Однако события ХХ в. прочно вытравили пиетет царской монархии в душах миллионов и миллионов людей.

      Весьма длительное, измеряемое многими веками историческое время люди, по-разному относясь к войнам (разделяя воинственность или считая ее преступлением), были уверены, что войны неистребимы. Эта уверенность была составной частью менталитета. Мучительные испытания, которые переживает человечество со времени первой мировой бойни, чудовищное усиление смертоносного потенциала войны привели к тому, что люди начали пересматривать традиционное отношение к войне, хотя этот пересмотр охватил еще далеко не всех, опасность войн еще не исчезла.

      Рассматривая различные разновидности менталитета (национальный, конфессиональный, профессиональный, возрастной и т. п.), целесообразно уяснить и смысловое отличие понятий «менталитет» и «сознание»: мы не говорим о «русском сознании», «немецком сознании», «средневековом сознании», «исламском сознании», «юридическом сознании», «старческом сознании». Сознание — это часть, аспект, элемент менталитета, который представляет собой более широкое явление духовного мира человека и общества, поскольку, как это отмечалось выше, включает в себя и элементы бессознательного, и элементы подсознательного, а также сложившиеся ценностные ориентации, установки социально-психологического плана и многое другое.

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 1090 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0

Поиск
ИНФОРМАТИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА

СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ

ТЕСТЫ. 9 КЛАСС
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ


ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
  ЗНАНИЯ

КРОССВОРДЫ ПО
  ЭКОНОМИКЕ
ОБЖ
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
  "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"

РЕКОРДЫ СТИХИИ
СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
  ВЕЛОСИПЕДИСТА

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ

ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ
КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ
ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ

РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ


МХК
СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА

ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ

МУЗЕЕВ МИРА
ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА
СОКРОВИЩА РОССИИ
КРОССВОРДЫ ПО МХК
ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на укр.яз.)

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ
СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ

ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО
ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО
ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ

МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ

УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ
МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ
МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ
НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН
ПОДРОСТКАМ О
  ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ
  ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
  "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0