Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 20:58:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Политическая деятельность

      На этих уроках рассматривается важнейший путь воздействия на общество — использование политической власти. Политическая деятельность и выступает здесь как деятельность, направленная на использование власти для достижения определенных целей — изменения или сохранения существующего общественного устройства.

      Политика рассматривается в этой подтеме как деятельность, в которой проявляются основные структурные элементы любой деятельности (объекты и субъекты, цели, средства, действия, результаты). Дать понимание особенностей политической деятельности — основная задача уроков.

      Основные понятия этих уроков: политика, государство, политический процесс, политические действия.

      План изучения нового материала

      1. Политика как деятельность.

      2. Субъекты и объекты политики.

      3. Политическая деятельность и мораль.

      4. Политические действия.

      Когда учащиеся будут готовиться к урокам по § 19 «Исторический процесс и его участники», необходимо порекомендовать им повторить тексты из § 3, озаглавленные «Структура деятельности» и «Мотивы деятельности», а также § 15 «Нравственная оценка деятельности».

      Учителю можно посоветовать использовать к этим урокам ряд вузовских учебников: Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. — М., 1995. — Гл. 1, 4 (§ 1 и 2), 13, 19; Демидов А. И., Фадеев А. А. Основы политологии. — М., 1995. — Гл. IV, ХI, ХIII; Политология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М., 1996. — Темы 4, 7, 8; Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. — М., 1997. — Гл. 3, 18; Мальцев В. А. Основы политологии. — М., 1997. — Гл. 10.

      Учителю, как и учащимся, интересующимся темой, полезно ознакомиться с пособиями для углубленного изучения политологии в школе: Гаджиев К. С., Каменская Г. В., Родионов А. Н. Введение в политологию. — М., 1995. — Гл. IV, IХ; Мухаев Р. Т. Основы политологии. — М., 1996. — Гл. III, Х; Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. — М., 1995. — Темы 1, 14.

      Изучению данной подтемы помогут словари: Основы политологии: Краткий словарь терминов и понятий / Под ред. Г. А. Белова, В. П. Пугачева. — М., 1993; Политологический словарь / Под ред. В. Ф. Халипова. — М., 1995; Политология. Краткий энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. С. Борцов. — Ростов-на-Дону; М., 1997.

      1. Изучение первого пункта плана «Политика как деятельность» может быть начато в двух вариантах.

      Вариант 1. Работа с соответствующим текстом учебника. Проводится анализ каждого определения и их сравнение.

      Вариант 2. Работа со словарями. Желательно сравнить определения политики в двух словарях. Если нет словарей по политологии, то можно найти соответствующие определения в школьном философском словаре (с. 14) и в словаре-справочнике: Человек и общество / Авт.-сост. И. Д. Коротец и др. — Ростов-на-Дону, 1996.

      В любом из вариантов желательно провести обсуждение результатов сравнения и выявить три характерные черты политики, названные в учебнике (4-й абзац текста «Политика как деятельность»).

      Учащимся предлагается привести примеры политики, известные им из курса истории или сообщений средств массовой информации.

      Следующий шаг в работе — осмысление понятия «государственное управление». Важно закрепить понимание того, что государственное управление опирается на силу закона и специальных государственных структур (включая силовые). Дается пояснение: органы государственного управления (например, правительство, министерства) издают акты, т. е. предписания, обязательные для исполнения. Это могут быть решения, постановления, распоряжения, инструкции. Применяются различные методы воздействия на управляемых, в основном убеждения и принуждения.

      Органы государственного управления ответственны перед высшими органами государственной власти, систему которых возглавляет либо парламент, либо президент.

      Требует раскрытия и такая фраза из учебника: «В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения». Речь, очевидно, идет о политических отношениях. Они разнообразны и, помимо указанных в учебнике, включают в себя отношения между управляющими и управляемыми, властвующими и подвластными. В свою очередь, политические отношения — это часть понятия «общественные отношения», которые характеризовались во вводной главе (§ 1). Связь этих понятий раскрывается на уроке.

      Разъясняя данное в учебнике определение политического процесса, учитель обратит внимание учащихся на неоднозначность термина: политическим процессом называют и судебные заседания, на которых рассматриваются дела обвиняемых в политических преступлениях. Но в контексте данной подтемы термин «политический процесс» означает ход развития политических явлений, которое происходит в результате совокупных действий различных политических сил, т. е. субъектов политики, являющихся участниками политического процесса.

      Напоминая о понятии «исторический процесс», изучавшемся на предшествующих уроках, целесообразно подчеркнуть, что политический процесс — одна из многочисленных цепочек событий, которые во взаимосвязи составляют исторический процесс. Однако эти события воздействуют на развитие всех сфер жизни общества — экономической, социальной, духовной. В завершение работы над текстом учебника по вопросу «Политика как деятельность» внимание учащихся привлекается к последней фразе этого текста: политический процесс вызывает изменения в обществе в целом.

      2. Второй вопрос может быть изучен с опорой на схему:

Схема 1. Участники политического процесса

      Разъясняя этот вопрос, учитель воспроизводит характеристики социальных групп, общественных объединений, элит, исторических личностей, которые были усвоены при изучении предыдущей подтемы «Исторический процесс и его участники».

      Ставятся вопросы по материалу § 19:

      1. Что такое социальные группы?

      2. Какие социальные группы (социальные общности) вам известны?

      3. Что такое «социальные интересы»? Как они различаются по своей направленности?

      4. Социальные группы становятся участниками политического процесса тогда, когда борются за реализацию собственных интересов через политическую власть, через государство.

      Учащимся предлагается привести примеры, как социальные группы стремятся удовлетворить свои интересы, используя имеющуюся государственную власть или оказывая на нее влияние.

      Затем они отвечают на вопрос: какова роль политических организаций?

      Поскольку в курсе истории раскрывается понятие «государство» и освещается политика многих государств, имеется возможность опираться на знания учащихся, полученные в этом курсе. Задача данного урока состоит в том, чтобы обобщить имеющиеся знания, уточнить их, включить в систему знаний о субъектах политики. Учащимся предлагается назвать признаки государства. Можно предполагать, что они назовут:

      — наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением (наличие государственного аппарата);

      — наличие органов, позволяющих осуществлять принуждение (полиция, суды, тюрьмы и т. п.);

      — наличие территории, на которую распространяется власть государства;

      — суверенитет, т. е. исключительное право издавать законы, вершить правосудие, представлять общество в целом;

      — сбор налогов для содержания государственного аппарата.

      В случае необходимости высказывания учащихся дополняются и уточняются учителем. Затем ребята приводят примеры политики государств, изученных в курсе истории, объясняя, какие задачи стремились выполнить эти государства. Задачи (функции) государства в обобщенном виде названы в учебнике в тексте «Субъекты и объекты политики». С учетом знаний учащихся их можно конкретизировать, дополнить и представить в виде схемы (см. с. 149).

Схема 2. Функции государства

      Рассмотрение функций государства позволяет сделать вывод о многообразии задач государства как субъекта политики.

      Возвращаясь к материалу предыдущих уроков (см.: «Социальные группы, общественные объединения» в § 19), важно обратить внимание на то, что одни организации предназначены непосредственно для участия в политической жизни (государство, партии), другие же созданы для иных целей, но также могут стать субъектами политического процесса, если попытаются решать свои задачи, используя политическую власть. Политические элиты также характеризуются с опорой на знания, полученные на предшествующих уроках (текст в § 19, озаглавленный «Народные массы», в заключительной части содержит характеристику элит). На данном уроке акцент делается на признаки, присущие именно политической элите. В нее входят люди, оказывающие непосредственное влияние на принятие политических решений.

      Личности как субъекты политики предстают на уроке и как выдающиеся политические, государственные деятели (в этой части работы опорой является текст «Исторические личности» в § 19), и как граждане, осуществляющие те или иные политические действия. Продолжением работы по этому вопросу может стать обсуждение задания 1 к § 20.

      Изложенная в учебнике классификация участников политической деятельности, данная М. Вебером, может быть несколько осовременена учителем. Большинство «политиков по случаю» — это люди, чье участие в политике сводится к голосованию на выборах один раз в 4—5 лет. «Политики по совместительству» в наших условиях — это, как правило, деятели, имеющие стабильный доход от научной, предпринимательской или иной деятельности с ненормированным рабочим днем, имеющие возможность и желание постоянно на общественных началах участвовать в политической деятельности (например, участвовать в руководстве той или иной политической партией и т. п.). Таких политиков называют «общественными деятелями».

      Что касается современных профессиональных политиков, то, как правило, они живут и для политики, и за счет политики. Эту классификацию можно закрепить схемой:

Схема 3. Личность и политика

      Можно поставить следующие вопросы:

      1. Кого из современных российских политиков вы знаете?

      2. Кого из них можно отнести к профессиональным политикам и кого — к «политикам по совместительству»?

      Степень и границы политической деятельности личности зависят от многих условий. Уяснению этих условий поможет беседа по следующему плану:

      1. Какова зависимость участия в политике рядовой личности от существующих законов и политического строя? Покажите на исторических или современных примерах.

      2. Какую роль играют цензы оседлости, имущественный, образовательный?

      3. Каким образом политическая карьера зависит от общественного положения личности? Приведите пример, когда общественное положение дает наибольшие шансы на успех в политике.

      4. Почему в конфликтной ситуации политическая активность личности может возрастать?

      Затем ставятся вопросы, относящиеся не к объективным условиям (чему посвящена первая часть беседы), а к личным качествам человека:

      1. Какое значение для политической деятельности имеет чувство долга, осознание обязанностей, которые диктуются общественным положением?

      2. Какие способности и умения нужны для участия в политической деятельности?

      3. В чем состоит зависимость политической деятельности личности от ее политических ориентаций, системы ценностей?

      4. Почему в политическом поведении большую роль играет политическая культура личности?

      5. Какие мотивы могут побуждать личность к политической деятельности?

      6. Какую роль в политике могут играть личные амбиции?

      7. Что в политической деятельности зависит от личных усилий человека, а что — от объективных условий?

      Закрепить содержание беседы поможет самостоятельное (в классе или дома) заполнение учащимися на основе текста учебника («Субъекты и объекты политики») таблицы по следующей форме:

Факторы, определяющие степень и границы участия в политической деятельности

Объективные условия

Личные качества

      1.

      2.

      1.

      2.

      В связи с рассматриваемым содержанием полезно обсудить задание 8 § 20 учебника.

      Вопрос об объектах (направлениях) политики может быть рассмотрен с помощью схемы 4.

Схема 4. Объекты политики

      Учащимся предлагается привести примеры политики по отношению к отдельным объектам (по отдельным направлениям).

      Следует подчеркнуть, что схема не исчерпывает перечень объектов политики, тем более что включенные в нее объекты могут состоять из частей, способных быть самостоятельными объектами политики (такой объект, как экономика, включает в себя технику и технологию, инвестиции, сельское хозяйство, финансы и т. п.; отсюда и направления: инвестиционная, научно-техническая, аграрная, финансовая политика и т. д.).

      Делается вывод о том, что политическая деятельность определяет функционирование и изменение как отдельных элементов общественной системы, так и общества в целом.

      3. Пункт плана о соотношении политики и морали рассматривается с опорой на содержание § 3 «Сущность человеческой деятельности» (текст «Структура деятельности») и § 15 «Нравственная оценка деятельности».

      Центральным является вопрос, поставленный в заголовок этой части § 20: «Все ли средства хороши?» Ответ на него нуждается в более тщательном анализе, чем это сделано в учебнике.

      Учащимся предлагается проанализировать позицию Н. Макиавелли, представленную в фрагменте из его работы (текст «Все ли средства хороши?»), ориентируясь на следующие вопросы: допускает ли Макиавелли использование безнравственных средств в политике? О каких средствах идет речь? Каково его личное отношение к этим средствам: сам Макиавелли считает их добрыми или дурными? Считает ли он их постоянным методом политической деятельности? При каких условиях, с его точки зрения, применимы неблаговидные средства? Какие средства, с точки зрения Макиавелли, предпочтительны в политике?

      Внимание учащихся привлекается к следующим аспектам фрагмента: 1) верность слову, прямодушие, неуклонную честность Макиавелли называет похвальными качествами и связывает их с понятием добра, а противоположные качества связывает с понятием зла; 2) возможность пойти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия он допускает «ради сохранения государства», т. е. ради высокой цели. Он считает эти средства вынужденными; 3) он призывает «по возможности не удаляться от добра».

      Таким образом, Макиавелли считал допустимым использование недобрых средств не всегда и везде, а, во-первых, только в политической деятельности; во-вторых, ради благой цели; в-третьих, лишь при необходимости. Следовательно, «дурные» средства используются, когда вынуждает обстановка и ради важной цели. Эта цель является оправданием неблагих средств.

      Можно сообщить учащимся, что политическая мысль ХХ в. выдвинула противоположную идею: ненасильственной политики (например, М. Ганди). В этом случае вопрос о средствах (можно или нельзя прибегать к насильственным действиям) является доминирующим.

      Отношение к этой позиции выразил М. Вебер. При том что существует правило христианской нравственности «Не противостоять злу насилием», для политика, согласно Веберу, имеет силу прямо противоположное: «Ты должен насильственно противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответствен ты» (Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 695—696).

      Политик зачастую оказывается перед выбором: либо принимать непопулярные и жесткие меры, которые можно критиковать с моральной точки зрения, либо, отказавшись от их проведения, ухудшить ситуацию. Поэтому соответствующим современным условиям политики принимается то, что называют «моральный компромисс», т. е. возможность действовать по принципу «наименьшего зла», недопустимость нарушения определенных гуманистических пределов. За этими пределами находятся использование политического террора, оружия массового уничтожения и других средств, запрещенных законами страны и нормами международного права.

      Целесообразно обсудить в классе задание 4 § 20.

      4. Вопрос о политических действиях рассматривается в соответствии с текстом учебника и с опорой на классификацию действий по их мотивам, разработанную М. Вебером (см. § 3 учебника). Опираясь на курс истории, учащиеся могут ответить на вопрос: какие действия осуществляются в ходе политической деятельности? Назовите их, приведите примеры. Они могут назвать и обращения к органам власти, и политические забастовки, и демонстрации, и парламентские действия и т. п.

      Внимание учащихся привлекается к тому, что на политический процесс оказывают влияние не только действия, но и в определенных обстоятельствах бездействие.

      Особого разъяснения требует тезис о возможности не только рациональных, но и иррациональных действий (здесь целесообразно вспомнить действия, относимые по классификации М. Вебера к традиционным и аффективным).

      Изучению этого вопроса поможет обсуждение в классе задания 9 к § 20 учебника.

      Учащимся предлагается дома, помимо работы с учебным текстом, выполнить задания, не обсуждавшиеся в классе, а также подобрать из текущей информации иллюстрации к каждому пункту плана.

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 2351 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0