Эта
подтема завершает изучение познавательной деятельности,
следовательно, при планировании и проведении занятий
важно учесть, что уже знают учащиеся по этой теме, и
использовать эти знания. Нет нужды говорить об особой
актуальности проблемы самопознания для старшеклассников.
Исследования специалистов и опыт педагогической работы
убедительно свидетельствуют о высоком интересе школьников
к изучению самого себя и об особой остроте вопросов,
связанных с самопознанием, которое может быть источником
конфликтов со сверстниками, старшими, с самим собой.
Занятия
полезно проводить с использованием заданий для самостоятельной
работы, упражнений, элементов изучения самого себя.
План
изучения нового материала
1. Самовосприятие.
Формирование образа «Я».
2. Самооценка.
3. Самоисповедь
и внутренний диалог.
Одним
из вариантов проведения занятий могут быть комбинированные
уроки, сочетающие объяснение, работу с учебным пособием,
разбор заданий к тексту параграфа.
Другой
вариант — более сложный, но и более интересный
для учащихся — практические упражнения
с их последующим коллективным или групповым обсуждением.
Такое занятие даст учащимся необходимый опыт самопознания
и позволит сделать последующую (возможно, домашнюю)
работу с текстом учебника более осознанной.
Представим
второй вариант работы более обстоятельно.
В начале
занятия полезно провести своеобразный психологический
тест «Кто я?».
Цель:
развитие навыков самоанализа у учащихся; получение информации
о том, как видят себя одноклассники; диагностический
срез группового сознания.
Процедура:
1. Быстро
раздайте учащимся листочки бумаги (в половину тетрадного
листа). Объявите, что сейчас будет проведено психологическое
тестирование: «Тест, который предстоит выполнить,
немного необычный, но очень простой. Важно внимательно
выслушать вопрос, поставить на своем листке цифру, обозначающую
номер вопроса, и напротив свой ответ. Над вопросами
долго не задумывайтесь, пишите первое, что приходит
в голову. Не переспрашивайте вопросы и не оборачивайтесь
к соседям. Отвечать нужно искренне и самостоятельно.
По окончании теста я соберу ваши ответы (листки
можно не подписывать) и сообщу информацию о классе в
целом. Тест поможет нам всем лучше узнать друг друга —
каждого в отдельности и всех вместе».
2. Итак,
первый вопрос: «Кто ты?»
Еще
раз напомните ученикам, что они ставят цифру «1»
и пишут ответ — тот, который приходит в голову.
Ответ может быть любым, лишь одно условие —
писать о себе.
Секунд
через 30—40 задайте второй вопрос:
«Кто ты?»
Еще
через 30 с — третий вопрос: «Кто
ты?»
Через
30 с скажите, что все вопросы этого теста таковы.
Задача учащихся — продолжать отвечать на вопрос:
«Кто ты?» Надо только ставить порядковый номер
и писать свой очередной ответ. Ограничьте время ответов
двумя минутами, попросив учеников работать как можно
собраннее.
3. Через
2 мин соберите листочки, дав дописать только последнее
слово. Очень важно не смотреть в листки во время их
сбора, чтобы у учащихся не возникло опасения, что педагог
старается запомнить, кому принадлежит тот или иной листок,
кто какие дал ответы.
Этапы анализа теста
«Кто я?»
1. Проанализируйте
ответы с точки зрения:
— биографических
или ролевых характеристик личности (например, «человек»,
«ученик», «дочь»);
— психологических
характеристик (например, «честный», «невнимательная
дочь», «люблю животных»).
2. Отметьте:
— какие
характеристики (ролевые и психологические) ставятся
вначале;
— каких
больше.
Можете
классифицировать ответы по преобладанию тех или иных
характеристик.
3. Обратите
внимание, о чем пишут учащиеся, т. е. проанализируйте
сферы их ролевых представлений о себе:
— упоминают
ли свою позицию ученики, пишут ли о школе, упоминают
ли предметы, которые изучают. Это свидетельствует об
отношении к школе и о месте позиции ученика в иерархии
личностных позиций;
— упоминают
ли о семье, о членах своей семьи, о доме. Это свидетельствует
о привязанности к близким людям, о ценности семьи;
— упоминают
ли свои половые роли (мальчик, девочка). Это показатель
половой идентификации, отношения к чертам мужественности
и женственности;
— упоминают
ли свои общественные роли, в том числе пишут ли о своей
национальности, принадлежности к жителям того или иного
города, села, края. Это свидетельство общественных ориентаций,
гражданской позиции учащихся.
4. Проследите,
в каком тоне, позитивном или негативном, пишут в основном
о себе ребята. Если преобладают положительные самохарактеристики
(«добрая», «аккуратная», «умная»),
это свидетельствует о положительной самооценке.
Если преобладают отрицательные самохарактеристики («не
умею поддерживать дружбу», «ленивый»,
«некрасивая»), это говорит о высокой критичности
к себе, повышенной требовательности.
5. Проанализируйте
содержание психологических характеристик, какие сферы
личности они затрагивают:
— упоминают
ли признаки внешности. Это значимая сфера образа «Я»
у подростков;
— пишут
ли о своих отношениях с людьми, упоминают ли (прямо
или косвенно) других людей в своих ответах. Это —
свидетельство потребности в общении, в контактах с людьми;
— пишут
ли о своем внутреннем мире, увлечениях, чертах характера.
Это говорит о глубине самоанализа, умении вычленить
свою индивидуальность среди других людей.
6. Сообщите
учащимся результаты своего анализа.
При
этом расскажите, какие могут быть ответы (по классам,
по тону, по содержанию). Приведите примеры некоторых
самохарактеристик — ролевых и психологических.
Скажите, каких ответов больше: о школе, семье и т. д.
или о внешности, внутреннем мире и т. п.
Приведите
примеры.
Помните,
что анализ надо вести очень деликатно, категорически
запрещается критиковать ответы.
Здесь
нет правильных или неправильных ответов.
Педагогу
полезно почитать дополнительную литературу об особенностях
образа «Я» в подростковом и юношеском возрасте:
Кон И. С.
В поисках себя. — М., 1984.
Как
построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. —
М., 1991.
Приведем
примеры заданий и
упражнений, которые могут быть использованы далее
на занятии. Эти задания взяты в основном из книги, предназначенной
для учащихся (см.: Зюзько М. В. 5 шагов
к себе. — М., 1992).
1. Составьте
свой словесный портрет, сохраните свои записи до конца
занятия. Отметьте, что бы вы добавили к этому портрету
после занятия, от чего отказались бы.
2. Какое
у вас телосложение?
Немецкий
ученый Э. Кречмер выделяет три типа телосложения.
Астенический — худой,
тонкий человек, кажущийся выше, чем он есть на самом
деле, с бедной соками и кровью кожей, с узкими плечами
и с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями,
с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой
можно пересчитать ребра, с острым реберным углом, с
тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и
ногами.
Атлетический — сильно
развитый скелет, мускулатура, широкие плечи, статная
грудная клетка, упругий живот, плотная высокая голова
прямо держится на шее.
Пикнический —
склонность к ожирению, средний рост, мягкое широкое
лицо на короткой массивной шее, бочкообразная, расширяющаяся
книзу грудная клетка, конечности в среднем скорее короткие,
чем длинные, кожа мягкая и хорошо облегает тело. Человек
сильный и коренастый.
Исправьте
или дополните описание типа телосложения применительно
к самому себе.
3. «Глаза —
окно души». Опишите свои глаза:
— цвет
(голубой, серый, зеленый, карий, черный...);
— форма
(круглые, овальные, щелевидные, треугольные...);
— расположение
(горизонтальные, косонаружные, косовнутренние...);
— особые
приметы (впалые, выпуклые, узкопосаженные, широко расположенные...).
Информация к размышлению
Японцы
различают до 40 типов глаз, отождествляя их с глазами
животных. Поведение, характерное для такого животного,
приписывают обладателям соответствующего типа глаз.
Согласитесь
с этими характеристиками или опровергните их на собственном
примере.
Большие,
с живым блеском — глаза дракона (человек,
пользующийся властью).
Удлиненные
глаза с загнутыми кверху венчиками — глаза
феникса (утонченная натура).
Большие
глаза с многочисленными складками
на веках — глаза льва (лидер).
Узкие,
вытянутые глаза с двойными-тройными веками —
глаза слона (спокойные люди).
Круглые,
с желтоватым блеском — глаза тигра.
Узкие
маленькие глаза с черно-желтой радужной оболочкой —
глаза овцы.
Глаза
с треугольным разрезом и провисшими веками —
глаза лошади.
Глаза
с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой —
глаза вепря.
Глаза
с чрезмерно большой радужной оболочкой — глаза
волка.
Если
вы не нашли сходства ни с одним описанием, не огорчайтесь,
так как наиболее достоверная информация о человеке по
его глазам определяется после 40 лет, когда все признаки
стабилизировались. А в вашем возрасте еще все изменчиво.
Правильность
теории японских ученых лучше проверить на примере глаз
ваших близких или знакомых, которым уже за 40.
4. Способы
самопредъявления.
Ученые
на основе наблюдений выделили несколько наиболее типичных
способов, которыми люди пользуются, стремясь произвести
определенное впечатление на окружающих. Какой способ
самопредъявления чаще всего используете вы, к каким
прибегаете изредка (в каких случаях)?
а) «Греться
в отражении чужих побед».
Тактика
заключается в демонстрации знакомства (чем ближе, тем
эффектнее) с престижными или привлекательными для
данного человека людьми, событиями, предметами («А
я уже этот фильм видел!», «Да, Петька-Рембо —
мой лучший друг!», «Мне ничего не стоит достать
такой же плейер, и даже лучше», «А знаете,
где я был вчера? Ни за что не поверите» и
т. д.). Такая демонстрация, которая «пускает
пыль в глаза» или «вешает лапшу на уши»,
на первых порах способствует созданию впечатления, но
ненадолго. Приятели довольно быстро распознают внутреннюю
пустоту. Поэтому мастера такой тактики несклонны подолгу
задерживаться в одной группе сверстников и охотно устремляются
в новую группу, уверяя всех, что они «разочаровались»
в прежних друзьях.
«Греться
в отражении чужих побед» можно и другим способом —
негодуя и нападая на того, кто не нравится референтному
лицу. Обладая хорошей чувствительностью, мастера такой
тактики быстро определяют настроения референтного лица,
точно выражают еще только вызревающие у него желания,
стремления, оценки, становятся застрельщиками, зажигателями,
провокаторами событий. Причем в порыве воодушевления,
тонко чувствуя молчаливую поддержку референтного лица,
мастера этой техники способны проявить отвагу, смелость,
решительность. Но без неожиданных трудностей! Как
только возникают трудности, отвага и смелость исчезают.
А если нет трудностей — все хорошо. Следует
победа, и можно «греться в ее отражениях».
б) «Избегание
неудач».
Чтобы
не вызвали к доске, лучше спрятаться, ведь если вызовут —
явная двойка. А не вызвали — ничего.
«Пусть не будет хорошего впечатления обо мне, главное,
чтобы не было плохого», — размышляет
мастер этой тактики. И это тоже управление впечатлением
о себе!
Идя
на экзамен, он(а) уверяет всех, что совсем не готовился(ась).
Чем меньше усилий для достижения цели демонстрируется,
тем легче объяснить неуспех не отсутствием способностей,
а неудачно сложившимися обстоятельствами. И за
этими обстоятельствами опять теряется человек (зато
нет плохого впечатления).
И свои
успехи этот человек любит объяснять самыми разными причинами
(дружбой с «сильным», везением, случайностью —
всем, чем угодно, кроме своих личных достоинств). Такое
впечатление, что на глазах у него очки, которые уменьшают
все его успехи и достоинства и увеличивают неудачи и
недостатки. Задолго до начала события он начинает ныть:
«Ой, что завтра будет... Обязательно проиграем!
И как стыдно нам будет! Мы же опозоримся!»
Вдруг выиграли. А радости нет: «Ой, ведь могли
проиграть! Как стыдно было бы! Вот бы опозорились!»
в) «Публичное
восхваление противника».
Если
выиграет противник — проиграть сильному необидно.
Если выиграешь сам — победа от этого только
весомее.
Мастера
такой тактики всеми силами «удорожают» свои
действия. Попросишь у нее (него) книгу, и начинается
целый спектакль:
— Ой,
ты знаешь, у меня уже трижды спрашивали, я уже пообещала,
прямо не знаю, что и делать...
— Дай
хотя бы на три дня.
— Ой,
что ты. Может, на одну ночь и дам, но если мама не заметит
(и т. д. и т. п.).
Спросишь
у него (нее), куда идет. И начинается новый спектакль:
— Как?
Ты не знаешь! Такое событие! Только раз в год можно
увидеть (и т. д. и т. п.).
Чем
дороже попросишь, тем дороже купят — это закон
рынка. Правда, можешь и отпугнуть покупателя, поэтому
техника эта сопряжена с риском. Как, впрочем, и другие
техники.
г) «Флюгер».
Этот
человек очень скромный, если референтное лицо скромное.
Весьма развязный, даже хамоват, если референтное лицо
слегка развязное. Открыто эгоистичен и жаден, если референтное
лицо жадновато. Весельчак, если референтное лицо любит
повеселиться, и т. д.
Даже
если референтное жадноватое лицо осудит мастера этой
техники за чрезмерную жадность, в глубине своей жадной
души он сохранит о нем приятное впечатление.
Эти
техники — маска, фасад, раковина —
та внешняя оболочка, за которой скрывается наша человеческая
сущность, наше уникальное «Я», самоуважающее
и достойно ведущее себя. А эти тактические оболочки
все больше и больше скрывают это «Я», препятствуют
его развитию. Конфуций говорил: «Когда видишь мудрого
человека, подумай о том, как уподобиться ему (и становись
«флюгером», «грейся в лучах его мудрости»,
заметим мы в скобках). Когда видишь человека, который
не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки».
5. Упражнение
по осознанию своей жизненной стратегии. Выполняется
дома, по желанию результаты не обсуждаются.
Запишите
в дневник самонаблюдения: «Самые значимые люди
в моей жизни (кроме родителей)». Кого из встреченных
вами людей вы любили? Кто вам больше всех нравился?
А кого вы ненавидели, но были странно связаны?
Опишите динамику ваших взаимоотношений. Если эти люди
уже в прошлом, то что в вашей духовной жизни они определили?
Какое влияние оказывают эти люди на вас? Есть ли у этих
людей что-то общее? Сравните их с родителями. Что в
них похоже, чем они различаются? Какое впечатление оказали
эти люди на вашу жизненную стратегию?
6. Вопросы
самому себе.
Ученики
10 классов, выполняя это задание, предложили такие
вопросы:
— Почему
мне не везет в жизни?
— Почему
родители не считаются с моими желаниями?
— Откуда
у меня такая уверенность?
— Как
мне перестать раздражаться по пустякам?
— Почему
я такой вспыльчивый с учителями, а с родителями сдержанный?
— Почему
меня никогда не слушают в компании, а Светку всегда,
какую бы ерунду она ни рассказывала?
— Как
сделать так, чтобы я стал интересным человеком?
— С
кем можно быть откровенным, если меня в жизни преследуют
предательства?
— Когда
я стану самим собой, когда избавлюсь от «флюгерства»?
— Почему
я такой равнодушный, ничто меня не трогает?
— Как
поставить на место зазнайку?
— Как
быть, если никому не веришь?
Какие
вопросы вы могли бы добавить к этому перечню?
Следующий
шаг — перебор возможных вариантов ответов.
При этом оцените вероятность каждого варианта. Тот вариант,
который на основе вашего опыта определяется как самый
вероятный, называется гипотезой.
Это
очень важный этап самопознания, который мы часто упускаем.
Если мы начнем перебирать варианты ответов на вопрос
«Почему мне не везет в жизни?», то устанем
записывать: «Потому что я родился не там, родители
не те, бабушка не любила, папа компас не принес, дядя
про Евклида не спрашивал и мою мысль не будил, плохо
воспитывали, клад на огороде не нашел, учителя плохие
и т. д.». И каждая причина вполне могла
бы создать вам другую, более «везучую» жизнь.
Кстати, по этому поводу расскажем китайскую притчу.
У крестьянина
была единственная лошадь. Ну такая хорошая! Вдруг она
не вернулась с пастбища. В селении кто злорадствовал,
кто сочувствовал крестьянину... Только вдруг через месяц
приходит лошадь в дом, да не одна, а с тремя дикими
лошадьми. В селении кто завидовал, кто поздравлял
крестьянина с удачей... Сел его взрослый сын покататься
на дикой лошади, а она так поднялась на дыбы, что упал
сын и расшибся, сломал себе обе руки и ногу. В селении
кто злорадствовал, кто сочувствовал крестьянину... Тут
проходил по селению императорский отряд и забрал всех
парней на войну, а сына крестьянина оставил, ведь сломаны
обе руки и нога… В селении… И так
далее.
Следующие
задания построены на основе материалов книги:
Парилис С. Э.,
Либин А. В. Психология вашего сознания. —
М., 1991.
7. О счастье.
Ничто
так не характеризует человека, как его представление
о счастье.
Народная мудрость
Ответьте
письменно на вопрос: что
значит для вас счастье?
Не удивляйтесь,
что вопрос поставлен в лоб. Ответ никому не показывайте.
Артур
Шопенгауэр считал, что 9/10 нашего
счастья зависит от здоровья. Лев Толстой определил,
что счастье не в том, чтобы всегда делать то, что хочешь,
а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Не нужно
проводить специального анализа, чтобы по этим высказываниям
сделать вывод хотя бы о некоторых особенностях характера
мыслителей.
В «Золотом
теленке» И. Ильфа и Е. Петрова «сравнительное
исследование» о связи понятия «счастье»
с деньгами, проведенное в ходе дискуссии героев книги,
показало следующее:
Паниковский
(о счастье). Кефир, уважение и забота домочадцев,
ностальгия «по прошлым временам».
Балаганов.
Небольшая сумма денег.
Козлевич.
Автомобильный шланг.
Студенты
в купе. Абстрактная фантазия и реальное неприятие
богатства.
Корейко.
Гарантия на будущее.
О. Бендер.
Возможность жить как в Рио-де-Жанейро.
Чье
представление о счастье оказалось ближе всего к вашему?
Будем
помнить, что счастье не только, а точнее, не столько
«добывают», сколько мечтают о нем.
8. О чем
вы мечтаете?
Оцените
приведенные ниже данные американских психологов, используйте
приведенные данные для самоанализа.
Если
о путешествиях, то вы относитесь к типу людей, чулан
которых забит принадлежностями для путешествий, но единственное
решение, которое вы принимаете,— это отложить поездку.
Мечтающие
разбогатеть могут считать, что купить можно все, даже
любовь и счастье, однако вряд ли они сделали хотя бы
один шаг, чтобы добиться богатства.
О прошедшей
любви грезят мужчины и женщины, не позволяющие себе
сблизиться с кем-либо по-настоящему. И вряд ли
они кого-нибудь полюбят до тех пор, пока в их сознании
присутствует мысль, что им невозможно полюбить так,
как раньше.
Мечтающие
переместиться в другое место чувствуют себя непричастными
к настоящему, им свойственны страх и неуверенность.
Если
вы мечтаете о сведении счетов, то можно сказать, что
самой вредной чертой вашего характера является стремление
отыскать повод, чтобы рассчитаться с людьми, которые
поступили с вами несправедливо. Но вам только кажется,
что это несправедливо, к тому же это было так давно.
Хорошо
бы помнить, что существует одна черта, общая для всех
грез,— они переносят нас туда, где мы никогда не
сможем быть сами.
9. Для
того чтобы лучше понять пути самопознания, представим
себе наше сознание («Я») в виде круга, разделенного
на четыре части.
1
«Я» открытое |
2
«Я» слепое |
3
«Я» скрытое |
4
«Я» неизвестное |
1. Открытое
«Я»:
Вы знаете, другие знают. |
2. Слепое
«Я»:
Вы не знаете, другие знают. |
3. Скрытое
«Я»:
Вы знаете, другие не знают. |
4. Неизвестное
«Я»:
Никто не знает. |
1. Открытое
«Я»: знание о себе, о других.
2. Слепое
«Я»: то, что интересно другим, вам не
очень ясно: привычки, манеры, защитные механизмы, отступления.
3. Скрытое
«Я»: секреты — все, что вы думаете,
чувствуете, скрывая это в себе.
4. Неизвестное
«Я»: то, что не известно никому и проявляется
в определенных ситуациях; бессознательное —
мечты, комплексы, мистический опыт.
Самопознание —
это путь от скрытого «Я» к открытому.
Можно
себе представить, что деление «Я» на четыре
равных сектора возможно только в книжке, да и то анонимного
автора. В жизни мы непременно встречаемся с индивидуальным
своеобразием, когда представленные секторы неравны.
Как
бы вы разделили круг на секторы применительно к собственному
«Я»? Почему именно так?
Учитель
может ограничиться при проведении занятия некоторыми
из представленных выше заданий. Кроме того, возможно
использование заданий 1, 2, 3 к § 12 учебника.
Второй
час учебного времени целесообразно посвятить ответам
на вопросы учащихся по
тексту учебного пособия.
Можно
рекомендовать учащимся обратиться к учебнику «Человек»
для общеобразовательных учебных заведений П. С. Гуревича
(М., 1995), ознакомив их для стимулирования интереса
с названиями ряда тем этой книги: В чем моя тайна?
Уникален ли я? Кто я? Во что я верю? Что для меня
свято? Свободен ли я в...? И т. п. |