Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 09:28:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

      Уроки завершают первую тему курса. Они показывают учащимся, что жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами, которые дают ответ на вопросы: что следует делать? Чего делать нельзя? Как себя вести? На уроке раскрываются последствия для человека и общества негативного отклонения от норм.

      План изучения нового материала

      1. Социальные нормы, их значение.

      2. Отклоняющееся поведение.

      3. Преступность.

      4. Алкоголизм и наркомания.

      В начале урока целесообразно вспомнить соотношение понятий «деятельность» и «поведение», «действие» и «поступок», а также толкование слова «деяние» (§ 3).

      1. При изучении норм важно подчеркнуть их социальное значение. Это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения людей. Они возникли в обществе из объективной потребности в упорядочении общественных отношений.

      Социальные нормы — это общие правила, которые для индивида являются мерой его поведения, а для общества — масштабом оценки этого поведения.

      Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами. Первый — дозволение, т. е. указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны. Второй — предписание, т. е. указание на требуемое действие. Третий — запрет, т. е. указание на действия, которые не следует совершать.

      Социальные нормы характеризуются в социологической литературе как стражи порядка и хранители ценностей. Соблюдение социальных норм обеспечивается обычно путем поощрений и социальных наказаний, т. е. позитивных и негативных санкций.

      При изучении в классе социальных норм каждый их вид кратко характеризуется и иллюстрируется примерами.

      Возможно представление этой части содержания в форме таблицы, которая либо изготавливается заранее, либо заполняется на уроке, либо по заданной форме самостоятельно заполняется учащимися дома в процессе подготовки по изучаемой теме.

Социальные нормы

Виды социальных норм

Примеры социальных норм

Обычаи

Празднование Нового года в ночь на 1 января

Традиции

Регулярные встречи выпускников учебного заведения

Правовые нормы

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2))

Моральные нормы

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе

Политические нормы

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3(2))

Эстетические нормы

Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для античности

Религиозные нормы

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. — СПб., 1993. — С. 173)

Правила этикета

Помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине...

Мода

Мода на одежду спортивного покроя

      Примеры норм каждого вида, само собой разумеется, могут быть иными. Учитель подбирает их по своему усмотрению, но желательно, чтобы учащиеся приводили собственные примеры.

      Вопросы к таблице: какие из представленных норм являются запретом? Какие — предписанием? Какие — дозволением, т. е. желательны, но не обязательны?

      Содержание изучаемого вопроса может быть представлено более полно, если ввести колонку «Характеристика видов норм».

      Пример:

Виды социальных норм

Характеристика видов норм

Примеры

Правовые нормы

Закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

(Конституция РФ, ст. 3(4))

      Завершая рассмотрение вопроса о социальных нормах, желательно привлечь внимание учащихся к последней фразе текста, озаглавленного «Социальные нормы», трактующего воздействие социальных норм на поведение личности.

      2. Следующий пункт плана — отклоняющееся (или, как его чаще называют в науке, девиантное) поведение — целесообразно начать с определений, данных в начале соответствующего подраздела § 6 учебника, причем не только выделенного курсивом, но и определения, данного в следующих строчках.

      После этого учащимся предлагается привести примеры отклоняющегося поведения. Если была использована таблица, пример которой дан выше, можно предложить дать пример по каждой строке таблицы. Так, в строке «Традиции» примером отклонения будет нежелание человека встречать Новый год (человек отправился спать); в строке «Правовые нормы» — выпуск газет или листовок, пропагандирующих превосходство одной расы; в строке «Моральные нормы» — причинение другому человеку неприятностей и т. п.

      Из перечня примеров отклонений видно, что социальные последствия отклонений от норм могут быть различными: от безобидного поступка человека, который проспал новогоднюю ночь (в худшем случае он огорчил этим родных и друзей, которые ждали его к праздничному столу), до социально опасного правонарушения, угрожающего стабильности общества.

      Отсюда и различные санкции, применяемые к совершающим нежелательные действия. Проигнорировавшего встречу Нового года друзья могут пожурить, высказать порицание, а за издание и распространение расистских листовок законом предусмотрено уголовное наказание; человека, громко чавкающего за столом, могут просто высмеять, а нарушившего устав организации, в которой он состоит, могут из нее исключить.

      Таким образом, общественные или государственные санкции помогают удерживать людей от нарушения социальных норм. Особо рассматривается вопрос о причинах отклоняющегося поведения. В соответствии с текстом учебного пособия рассматриваются биологические, психологические, социологические и культурологические причины. Этот текст учебника можно предложить учащимся прочитать самостоятельно.

      Более глубокое понимание этой проблемы достигается путем выполнения и обсуждения заданий 1, 2, 3 к § 6 учебника.

      После обсуждения высказывания Ж. Расина (задание 3 к § 6) можно зачитать в классе фрагмент из статьи академика Д. С. Лихачева «Культура правды — антикультура лжи»: «Нет малой кражи, нет малого воровства — есть просто воровство и просто кража. Не бывает малого обмана и большого обмана — есть просто обман и ложь. Недаром же есть просто обман и ложь. Недаром же говорится: верен в малом — и в большом верен. Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится нам незначительный эпизод, когда вы поступились совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном, и вы почувствуете укор совести. И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то прежде всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство» (Красная книга культуры. — М., 1989. — С. 323).

      Можно предложить дополнительное задание: обсудить высказывание Л. Толстого: «Если бедность — мать преступлений, то недостаток ума — их отец» (Словарь русской мудрости / Сост. В. Е. Бенедиктова. — Н. Новгород, 1998. — С. 280).

      При подготовке к работе по первому и второму пунктам плана значительным подспорьем для учителя может стать пособие для школ, гимназий, лицеев: Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1997. Учащимся, которые проявят повышенный интерес к теме, можно рекомендовать прочитать в этом пособии § 7 в гл. 3 и гл. 5.

      Учителю можно посоветовать обратиться к пособиям для студентов средних специальных учебных заведений: Кравченко А. И. Основы социологии. — М., 1997; Харчева В. Основы социологии. — М., 1997; Фролов С. С. Социология. — М., 1996.

      3. Прежде чем перейти к третьему вопросу, учащимся предлагается назвать наиболее опасные социальные отклонения (они перечислены в учебнике).

      Тема «Преступность» — больной вопрос для нашего общества. Как правило, учащиеся имеют большой познавательный, а иногда и личный опыт соприкосновения с этим явлением. Поэтому очень важно не свести работу по этому вопросу к набору криминальных историй, а позаботиться о теоретическом осмыслении этой серьезной социальной проблемы.

      В учебнике представлено социологическое и правовое понимание преступности. Вместе с учащимися можно прочитать определение понятия «преступление», выделенное курсивом, и проанализировать его. Социальный аспект преступности — вред, наносимый обществу, государству или личности, а также социальные причины, порождающие преступность. Правовой аспект — посягательство на правопорядок, совершение деяний, предусмотренных уголовным законодательством.

      Указывая на правовой аспект, целесообразно напомнить различие между понятиями «правонарушение» и «преступление». Правонарушение — это любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права. Следовательно, любое правонарушение является проявлением отклоняющегося поведения (например, превышение скорости при езде на автомобиле). Но преступлением является только предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на личность, конституционный строй государства и т. д.

      Комментируя выделенную курсивом мысль о профессиональной преступности, можно указать на следующие признаки этого явления: 1) устойчивый вид преступного занятия (специализация); 2) наличие у преступника определенных познаний и навыков; 3) совершение преступлений как источник средств существования; 4) наличие устойчивых связей с антисоциальной средой (Юридический энциклопедический словарь. — М., 1996. — С. 250).

      Затем учащимся предлагается назвать известные им виды преступлений. Обычно под влиянием средств массовой информации учащиеся называют преступные деяния, но их высказывания необходимо упорядочить.

      Целесообразно выделить корыстные преступления и агрессивные преступления, составляющие бóльшую часть всех умышленных преступлений.

      Тезис в учебнике об экономических преступлениях нуждается в конкретизации, поскольку это явление стало угрожающим для российского общества.

      В Президентском послании 1997 г. Федеральному собранию отмечается, что экономическая преступность создала опасно высокий уровень общекриминального фона. Появилось немало хорошо организованных преступных групп со своими мозговыми центрами, исполнителями, судами, силовыми подразделениями. Эти преступные структуры расширяют свое влияние, фактически осуществляют регулирование некоторых хозяйственных отношений, защиту собственников, но уже по своим криминальным правилам.

      Борьба преступных сообществ сопровождается террористическими актами, перестрелками, заказными убийствами. Преступность в сфере экономики идет рука об руку с коррупцией — злоупотреблением властью в личных интересах. Коррумпированная часть государственного аппарата «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального. Причем коррупция не сводится только к взяточничеству. Нередко используются разнообразные завуалированные формы подкупа чиновников и депутатов.

      Эта картина, представленная в государственном документе, может быть дополнена фактами, отобранными учителем.

      Затем учитель предлагает учащимся привести примеры таких преступлений, как терроризм, захват заложников, массовые убийства.

      Абзац учебника об организованной преступности учащиеся могут прочитать самостоятельно.

      Далее работа класса может быть организована следующим образом.

Вариант 1

      Вслух зачитываются абзацы текста пособия, раскрывающие опасность организованной преступности для личности, для общества, для государства. После прочтения каждого из них перед классом ставится вопрос: какие из названных опасностей представляются наиболее грозными? Почему? В зависимости от подготовленности класса целесообразно проверить, правильно ли поняты отдельные слова в этом тексте.

Вариант 2

      Составление учащимися развернутого плана под заголовком «Опасность организованной преступности».

      Целесообразно привести данные об уровне преступности в России. Так, если в мировой практике предельно-критическим считается 5—6 тыс. преступлений на каждые 100 тыс. населения, то в России в 1996 г. этот показатель превзошел критический уровень и составил 6—6,5 тыс. на каждые 100 тыс. населения, что влечет за собой криминализацию общественных отношений, фактическую незащищенность человека перед насилием (Социологические исследования. — 1998. — № 4. — С. 90). Учитель, естественно, может обновить и дополнить эти данные.

      Причины роста преступности в России раскрывает сам учитель. Социологические исследования выявили следующие главные социальные факторы криминализации общества:

      1. Ценностный вакуум (включая и моральный), возникший после распада СССР и отказа от руководящей роли КПСС (ослабление интереса к «судьбоносным проблемам — приоритетам страны», целям ее развития и т. д., последовательная дискредитация в массовом сознании как ценностей социализма, так и ценностей капитализма).

      2. Либерализация экономики (отпуск цен, разгосударствление собственности, приватизация и пр.), вызвавшая «шок от свободы».

      3. Влияние криминальных структур и видов криминального поведения, унаследованных от СССР (традиции советской «теневой экономики», коррупция и т. д.).

      4. Возникновение в стране многих маргинальных и незащищенных слоев и групп, положение которых делает их потенциальным резервом преступности (большая доля бедных, значительное число безработных, наличие «социального дна» из нищих, бомжей, беспризорных детей, подростков, вышедших из тюрем, масса беженцев из горячих точек, весомая доля неустроенных демобилизованных).

      5. Слабость постсоветского государства (ошибки в экономической политике, «пробелы» в законодательстве, задержка реформ судебной и правоохранительной систем и т. п.).

(См.: Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. — 1997. — № 4.)

Вариант 3

      Составление развернутого плана «Причины роста преступности в России» на основе текста учебника (при условии, что не составлялся развернутый план об опасностях организованной преступности, чтобы не перегружать учащихся записями на уроке).

      Характеристика личности, психологически готовой преступить закон, рассматривается на основе текста учебника и может быть дополнена в ходе обсуждения задания:

      Вдумайтесь в рассуждения писателя Даниила Андреева: «Большинство преступников находятся на весьма низком общекультурном уровне; эти люди, сбившиеся с пути еще подростком и питающие непреодолимое отвращение к труду; наивно ждать, что в лагере или тюрьме они изменят свое отношение к нему только оттого, что им в руки дадут сапожный молоток или фуганок. Главное в том, чтобы повысить их общекультурный уровень, тогда-то они и почувствуют прелесть труда, и совершенно необязательно, ремесленного или производственного (ведь не у всех же людей к такому труду лежит душа), а и к труду умственному. И под повышением общекультурного уровня я разумею не изучение какой-нибудь технической специализации, а именно общую, т. е. умственную, этическую, эстетическую, общественную и духовную культурность».

(Андреев Д. Роза мира.— М., 1991.— С. 247—248.)

      Вопросы для обсуждения: как вы относитесь к этим рассуждениям писателя? Считаете ли эффективными предлагаемые им решения? А что предложили бы вы?

      Борьба с преступностью, которую ведет любое государство, стала для России задачей первостепенной важности. В Президентской программе на 1996—2000 гг. намечены меры, часть которых может быть изложена учителем на уроке в дополнение к содержанию учебника:

      — укрепить материальную и кадровую базу органов внутренних дел и прокуратуры, укрепить материально-техническую базу оперативных и следственных подразделений всех уровней;

      — ликвидировать юридические условия, облегчающие совершение экономических преступлений и способствующие коррупции государственных служащих (провести пересмотр законодательства и ведомственных актов);

      — восстановить в полном объеме подразделения, отвечающие за профилактику правонарушений, прежде всего за профилактическую работу с несовершеннолетними;

      — развернуть систему правового просвещения и воспитания граждан.

      (См.: Ельцин Б. Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996—2000 годы. — М., 1996. — С. 103—104.)

      4. Последний пункт плана изучения содержания темы «Алкоголизм и наркомания». В этом вопросе личный опыт учащихся еще шире: пьяных видел каждый, тем более пьющих; по данным исследований, многие учащиеся старшего подросткового и юношеского возраста знакомы с алкогольными напитками и немалая часть из них — с наркотиками.

      Связь с предшествующим вопросом темы прослеживается в факте возрастания числа преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

      Следует подчеркнуть, что, согласно Уголовному кодексу, состояние опьянения не смягчает вину преступника («не помню, что делал»), а является отягчающим обстоятельством.

      Главное на уроке — внимательно рассмотреть весь комплекс последствий пьянства и алкоголизма.

      Возможны два варианта дальнейшей работы.

Вариант 1

      Комментированное чтение трех абзацев о последствиях пьянства для пьющего, для семьи и для общества (эти слова в учебнике выделены курсивом). Причем комментируется каждый элемент. Например, отдельно говорится об утрате пьющим самоконтроля (в чем это проявляется?), отдельно — об агрессивности (что это означает?) и т. д. по тексту. Для комментирования привлекаются учащиеся, учитель дополняет, уточняет.

Вариант 2

      Составление развернутого плана «Последствия пьянства и алкоголизма». В дальнейшем следует проверить понимание учащимися каждого элемента плана.

      Особое внимание уделяется проблеме ранней алкоголизации (в 13—17 лет). Целесообразно разъяснить, что она опасна по целому ряду причин:

      1. Воздействие алкоголя на молодой организм приводит к тяжелым последствиям медицинского и социального характера.

      2. Резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2—4 года вместо 5—10 лет для взрослого человека).

      3. Увеличивается риск рождения детей с психическими и физическими аномалиями у лиц, пристрастившихся к алкоголю.

      4. Повышается вероятность криминального поведения (см.: Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб., 1996. — С. 293).

      Учащиеся должны осознать, что пьянство и алкоголизм — большое социальное зло, в частности, оно служит причиной сокращения средней продолжительности жизни (этот показатель в России снизился до 57 лет для мужчин и 70 лет для женщин).

      Не меньшую опасность представляет наркомания. Следует уточнить определение, данное курсивом в учебнике. Потребление наркотиков без рекомендации врача точнее называть наркотизмом, а следствием его становится наркомания, т. е. заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма.

      У наркоманов деградация личности наступает в 10—20 раз быстрее, чем у алкоголиков. Свыше 60% больных наркоманией составляет молодежь от 15 до 25 лет. Практически все они обречены на смерть до 30 лет (см.: Там же. — С. 296).

      После этих разъяснений целесообразно обратиться к тексту учебника от слов «Социология рассматривает наркоманию...» до слов «...она растет и в России». Полезно проверить, правильно ли понимают учащиеся слова «выведение из строя механизмов взаимодействия между людьми».

      Далее в соответствии с текстом учебника рассматриваются причины пьянства и наркомании. Желательно, чтобы учитель или учащиеся по его поручению вычленили в тексте каждую отдельную причину. К указанным в учебнике причинам можно добавить также сознательное и целенаправленное «подсаживание» молодых людей «на иглу» взрослыми наркоманами и сбытчиками наркотиков, постоянно ищущими новых потребителей; убежденность многих начинающих наркоманов в том, что они смогут в любой момент остановиться, «завязать» (хотя, как правило, после третьего приема возникает привыкание и человек уже не в состоянии владеть собой, контролировать свои поступки) (см.: Там же. — С. 297).

      Вопрос о том, как бороться с алкоголизмом и наркоманией, целесообразно поставить на обсуждение в классе. Было бы очень полезно обсудить также задание 4 к § 6 учебника.

      Для домашней работы, помимо учебного текста, предлагаются задания, которые не обсуждались на уроке.

Категория: 1 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 1832 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0