Урок
призван углубить знания о демократическом политическом
режиме, подвести учащихся к пониманию совокупности действующих
в политической системе механизмов и форм реализации
ведущих демократических принципов, а также политических
прав личности, порождающих эти формы.
План
изучения нового материала
1. Принцип
демократии и демократические политические механизмы.
2. Взаимосвязь
демократии в экономической, социальной, политической
и духовной сферах.
3. Представительная
и непосредственная формы демократии. Политические права
личности.
4. Политический
плюрализм.
5. Парламентаризм.
6. Политические
реформы в Российской Федерации.
Подчеркнем,
что к моменту проведения урока школьники получили лишь
общее представление о демократическом политическом режиме
(демократии), а из действующих политических механизмов
глубоко изучен только один — правовое государство.
Другие будут подробно рассмотрены на следующих занятиях.
Поэтому на данном уроке нецелесообразно раскрывать сущность
еще не изученных понятий: «политический плюрализм»,
«многопартийность», «парламентаризм»,
«демократическая политическая культура». Важнее
выявить связи между ними и демократией, между ранее
изученным материалом темы и вновь изучаемым, а также
материалом, подлежащим последующему изучению.
Первый
вопрос можно рассмотреть на основе выполнения учащимися
следующего задания:
Вы
являетесь свидетелем спора двух товарищей.
Один
считает, что демократия существует там, где ее основополагающие
принципы — народовластие, свобода и равенство
личности — признаются обществом и государством
и закрепляются в Конституции.
Другой
утверждает, что между формальным закреплением демократических
принципов в Конституции РФ и их реальным воплощением
существует огромная дистанция, преодоление которой предполагает
создание определенных общественных условий. Он полагает,
что подлинная демократия характеризуется всей совокупностью
созданных условий для успешной реализации демократических
принципов.
Вам
предоставляется слово.
Задание
рассчитано на применение знаний о демократическом политическом
режиме, на организацию дискуссии в классе.
Первым
шагом к его выполнению является выяснение рационального
момента в суждениях первого товарища, а именно тезиса
об основополагающих принципах демократии.
Для
заострения учебной проблемной ситуации учитель может
зачитать ст. 2, 3 Конституции Российской Федерации,
где демократические принципы получили официальное закрепление,
и поинтересоваться, считают ли учащиеся (и почему),
что в России уже сложился демократический политический
режим.
Следующий
шаг — рассмотрение совокупности условий, необходимых
для практического воплощения в жизнь демократических
принципов. Классу можно предложить, опираясь на признаки
понятия «демократический политический режим»
(урок «Политическая система и ее роль в жизни общества»),
перечислить, какие именно условия необходимы для реализации
демократических принципов.
В случае
затруднений целесообразно привлечь внимание школьников
к уже изученному фрагменту учебного пособия (§ 40) и
направить мыслительную деятельность на выявление связи
перечисленных в тексте положений с реализацией демократических
принципов.
Обобщая
ответы учащихся, педагог подчеркнет значение функционирования
демократических механизмов политической системы: правового
государства, политического плюрализма, парламентаризма,
демократической политической культуры, поэтому демократию
называют способом организации политической системы.
Далее
школьникам предлагается на конкретном примере (скажем,
утверждении в нашей стране разнообразных форм собственности
в экономической сфере) раскрыть взаимосвязь демократии
во всех сферах общественной жизни.
Задание
призвано подвести учащихся к самостоятельному выводу
о том, что демократия, распространяясь на все общественные
сферы, является способом организации всей жизни общества.
Продуктивному
выполнению задания будет способствовать беседа с классом
по следующим вопросам:
Правильно
ли считать, что появлению разнообразных форм собственности
в экономической сфере способствовал закон о собственности,
утверждающий их равноправие и экономическую свободу
граждан? Аргументируйте свой ответ. Можно ли отнести
факт утверждения парламентом закона о собственности
к политической сфере? Свой ответ поясните. Какова связь
содержания этого документа с правосознанием законодателей
(т. е. духовной сферой общественной жизни)? Какой
вывод на основе обобщения своих ответов вы могли бы
сделать?
Вопрос
о формах представительной и непосредственной демократии
рассматривается путем коллективного обсуждения результатов
выполнения учащимися следующего
задания:
Политологи
считают, что принцип народовластия реализуется через
демократию представительную (т. е. через избранных
в органы государственной власти представителей) и демократию
непосредственную (т. е. путем прямого, непосредственного
влияния на политические решения и действия государственных
органов и должностных лиц).
Укажите,
какие из нижеприведенных положений относятся к формам
представительной демократии, а какие — к демократии
непосредственной.
1. Деятельность
депутатов в парламенте.
2. Избрание
кандидатов от политической партии, общественно-политического
движения или независимого кандидата в законодательные
органы государственной власти.
3. Участие
в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
4. Участие
в референдумах.
5. Избрание
президента.
Обоснуйте
свой выбор.
Прочитайте
ст. 29—32 Конституции Российской Федерации
и определите, какие политические права гражданина лежат
в основе каждого из обозначенных политических действий.
Как вы думаете, будут ли эти действия конструктивны
в случае, если они осуществляются вразрез с установленными
правилами? Поясните свой ответ фактами.
Задание
призвано обобщить изученные в предыдущих разделах курса
знания о гражданине и его политической деятельности,
включить их в новую систему знаний, в частности о формах
демократии. Оно, как правило, не вызывает затруднений
у школьников.
Вместе
с тем эффективность работы по его выполнению во многом
зависит от продуманной организации. Желательно, например,
заранее отпечатать задание на карточках и раздать его,
хотя бы по одному экземпляру на парту. Важно также учитывать,
что задание состоит из трех частей, поэтому оно выполняться
должно поэтапно: сначала следует выяснить, какие положения
учащиеся отнесли к формам представительной демократии,
а какие — к демократии непосредственной и
почему. Затем учащимся отводится время на прочтение
фрагмента Конституции и коллективное обсуждение, какие
политические права являются основой указанных в задании
политических действий. В заключение выслушиваются
примеры учащихся, подтверждающие необходимость подчинения
политической деятельности установленным правилам.
Подводя
итог, учитель может подчеркнуть, что реализация политических
прав граждан не только связана с определенными формами
демократии, но и порождает определенное положение личности
(ее политический статус) в политической системе, о чем
подробнее пойдет речь на одном из последующих занятий.
Подчеркнем,
что с подобным анализом форм политического участия граждан
и основных принципов современной демократии учитель
может ознакомиться в кн.: Гаджиев К. С.,
Каменская Г. В., Родионов А. Н.
Введение в политологию. — М., 1998.
Поскольку
материал урока опирается на предыдущие параграфы учебного
пособия, учащимся предлагается повторить дома § 40
и 41, а также выполнить следующее
опережающее задание:
В настоящее
время в нашей стране созданы благоприятные возможности
для дискуссий, свободного обмена мнениями и взглядами.
Ученые
считают, что дискуссия дает положительный результат
только в том случае, если:
— цели
дискуссии — не столько убедить друг друга
в своей правоте, сколько сблизить свои точки зрения,
подойти сообща к объяснению обсуждаемого явления;
— дискуссия
начинается с выдвижения тезиса, который необходимо либо
доказать, либо опровергнуть;
— аргументы
и контраргументы хорошо проверены и убедительны;
— в
процессе дискуссии возражения (контраргументы) направлены
не против личных качеств и иных характеристик оппонента,
а против слабых доводов в его аргументации.
Определите
следствия, вытекающие из этих правил, и недозволенные
способы (антиправила) проведения дискуссии.
Задание
направлено на осмысление учащимися правил конструктивной
дискуссии и является важным шагом в подготовке школьников
к следующему уроку, который может быть проведен в игровой
форме — беседа за «круглым столом».
Ниже
предлагаются возможные варианты изучения вопроса о политическом
плюрализме.
Вариант 1
Выбор
формы работы обусловлен стремлением, с одной стороны,
ознакомить учащихся с наиболее распространенными в российском
обществе точками зрения на сущность плюрализма и через
живую дискуссию способствовать включению старшеклассников
в реальную общественно-политическую жизнь; с другой —
дать аналог свободного обмена мнениями, позволяющий
осваивать искусство аргументации и культуру публичной
политической речи.
Второе
обстоятельство приобретает особую значимость в связи
с возможным использованием в дальнейшем в учебной работе
ролевой игры. Она может быть успешно проведена при условии
овладения учащимися элементарными навыками публичной
дискуссии.
Эффективность
игровой формы учебного занятия во многом зависит от
организации подготовительного этапа.
Целесообразно
заранее (4—5 дней) предложить группе
наиболее подготовленных школьников (3—4 человека) принять
непосредственное участие в игре, предварительно прочитав
соответствующий текст учебного пособия (§ 42).
Подчеркнем, что проблема политического плюрализма более
развернуто и конкретно изложена в § 28 брошюры
«Политическое и духовное развитие современного
общества: Материалы к курсу „Человек и общество.
Основы современной цивилизации" для учащихся 11 классов»
(под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. —
М., 1993). Поэтому указанный параграф может быть рекомендован
группе в качестве основной литературы.
Затем
проводится серия предварительных консультаций. Цель
консультации — помочь школьникам заранее осмыслить
круг обсуждаемых вопросов и их содержательные аспекты,
дать рекомендации по использованию дополнительной литературы,
продумать общий сценарий беседы за «круглым столом»
и логические увязки приводимых в процессе беседы аргументов
и контраргументов. Чем глубже участники учебной игры
усвоили свои роли, тем естественнее и непринужденнее
проходит беседа, тем свободнее группа оперирует новыми
знаниями, донося их до сознания слушателей (большинства
учащихся).
В процессе
групповой работы можно определить круг дополнительной
литературы и составить развернутый план. Например:
1. Что
такое плюрализм:
а) принцип
плюрализма как антипод монополизма;
б) сущностные
признаки плюрализма.
2. Связь
политического плюрализма с плюрализмом в других сферах
общественной жизни.
3. Многопартийность
как проявление политического плюрализма:
а) типология
политических партий и партийных систем;
б) достоинства
и недостатки механизмов функционирования многопартийных
систем в демократических странах.
Дополнительная литература
для учащихся
(по выбору)
1. Конституция
Российской Федерации, ст. 8, 11, 30, 43.
2. Гаджиев К. С.,
Каменская Г. В., Родионов А. Н.
Введение в политологию. — М., 1998. —
Гл. IV, § 5; Гл. V, § 1.
3. Российская
политология / Под ред. П. И. Сумуги. —
М., 1995. — Гл. VII, ХV.
4. Мухаев Р. Т.
Основы политологии. — М., 1996. —
Гл. ХI.
5. Человек
и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник
(политология) / Под ред. Б. С. Борцова. —
Ростов-на-Дону, 1997.
6. Материалы
средств массовой информации.
Вначале
классу сообщается цель и определяется форма работы,
а также обсуждаются результаты выполнения опережающего
домашнего задания. Выявляются следствия, вытекающие
из правил проведения дискуссии: необходимость выявления
в суждениях оппонента рациональных моментов, их уточнение
и развитие; необходимость четкого формулирования выдвигаемого
тезиса, установление сути разногласий между участниками
дискуссии и ссылок на источники; недопустимость использования
«палочных» аргументов типа: «Твое мировоззрение
враждебно демократическим преобразованиям», а также
нецелесообразность оценок склонностей и поступков оппонента.
Далее
участники «круглого стола» приглашаются к
беседе. Классу предлагается внимательно следить за дискуссией,
включаться в обсуждение, опираясь на изучение правила
и следствия, и в конце урока определить, кто из участников
«круглого стола» лучше всего справился со
своей задачей и почему, а также ответить на вопрос:
носит ли политический плюрализм характер общечеловеческой
ценности и почему?
Беседа
за «круглым столом» проводится согласно разработанному
сценарию. Например, ведущий (учитель) отметит, что в
настоящее время нередко можно услышать слово «плюрализм»,
которое употребляется в самых разных сочетаниях: «плюрализм
форм собственности», «плюрализм мировоззрений»
и пр. Он подчеркивает неоднозначность трактовок этого
слова и приводит две распространенные в обществе точки
зрения на сущность плюрализма.
Первая:
содержание плюрализма фактически отождествляется с латинским
смыслом этого слова: «множественный». Сторонники
этой точки зрения полагают, что множественность интересов
экономических, социальных, политических институтов и
пр. и есть плюрализм.
Представители
второй точки зрения считают, что множественность
является важным, но не единственным признаком плюрализма,
что это понятие включает совокупность признаков, в том
числе стимулирование (поощрение) многообразия общественной
жизни путем создания конкуренции и оппозиции.
Участники
«круглого стола» на основе изученной литературы
и ранее полученных знаний приводят аргументы (или контраргументы)
в защиту (или опровержение) приведенных точек зрения.
Важно,
чтобы каждый из выступающих соблюдал регламент (3—4
мин) и правила ведения дискуссии, прежде всего опирался
(или ссылался) на высказанные ранее суждения, уточняя,
развивая и конкретизируя обсуждаемую проблему.
Желательно,
в частности, чтобы первый выступающий обратил внимание
на объединяющее две противоположные точки зрения положение,
а именно «признание множественности, разнородности
элементов общественной жизни», и на конкретных
примерах пояснил недостаточность этого признака для
характеристики плюрализма как антипода монополизму.
При
этом могут быть приведены сведения из жизни нашей страны
в условиях административно-командной системы, когда
наличие двух форм собственности, различных общественных
организаций, предприятий и учреждений не исключало,
а, напротив, подчеркивало господство монополистического
принципа организации общественной жизни (монопольное
право на власть, сосредоточенное в руках партийно-государственной
верхушки; приоритет государственной собственности перед
собственностью колхозно-кооперативной, безраздельное
господство одной идеологии и пр.).
Стимулирование
многообразия общественной жизни, самостоятельность и
равноправие ее разнородных элементов можно рассмотреть
с привлечением вышеобозначенных статей Конституции Российской
Федерации и иллюстрировать их практическое воплощение
примерами. Целесообразно обратить внимание, в частности,
на становление в российском обществе конкурентоспособных
параллельных структур: политических партий и общественных
движений, профессиональных союзов, творческих объединений
и т. д.
Сравнение
их деятельности с функционированием соответствующих
организаций в СССР (скажем, партийных или профсоюзных)
позволит подвести учащихся к пониманию различий принципов
монополизма и плюрализма, значимости последнего в создании
системы сдержек и противовесов, баланса между разнообразными
общественными элементами.
Большой
интерес у школьников вызывает характеристика позиции
«разрешение конфликтов мирными способами»,
если она сопровождается конкретными сведениями о проявлениях
толерантности, компромиссов, консенсуального подхода
к решению сложных политических проблем видными политическими
деятелями.
Отметим,
что связь политического плюрализма с плюрализмом в других
сферах может быть проиллюстрирована на одном-двух примерах.
Целесообразно использовать материал предыдущего урока
о взаимосвязи демократии во всех сферах общественной
жизни.
Важно
добиваться, чтобы ранее изученные знания «работали»,
переосмысливались учащимися и оперативно включались
в систему вновь изучаемых путем их применения для иллюстрации
и объяснения нового материала, а также со ссылками на
тот или иной предыдущий урок и перспективу. Так, вопрос
о многопартийности может быть раскрыт с опорой на ранее
изученный материал о типологии политических партий и
на условия помещенных в конце параграфов учебного пособия
учебно-познавательных задач, содержащих дополнительные
сведения об истории создания политических партий в различных
странах мира, их взаимоотношениях с другими организациями
(например, профсоюзами), социально-политических ориентациях
и месте в обществе.
Подчеркнем,
что большая роль в процессе проведения беседы за «круглым
столом» принадлежит ведущему (учителю). Он уточняет
позиции выступающих, четко формулирует суть разногласий,
обобщает сказанное, осуществляет плавные логические
переходы от одного сюжета к другому, обращается с вопросами
к аудитории, поддерживает дискуссионный характер беседы.
В частности, приступая к рассмотрению третьего
вопроса урока, ведущий может подчеркнуть, что многопартийность
является разновидностью политического плюрализма, поэтому
обилие политических партий и коалиционную власть в стране
нередко считают критериями демократии. Ставится вопрос:
правильно ли относить указанные политические явления
к критериям демократии?
Целесообразно
также приводить дополнительные аргументы и контраргументы,
свидетельствующие как о позитивных, так и негативных
проявлениях политического плюрализма в различных странах.
Например, ведущий может обратить внимание слушателей
и участников «круглого стола» на тот факт,
что провозглашенное равенство политических партий в
ряде стран оказывается на деле формальным, ибо кандидаты
от малых партий, так же как и независимые кандидаты,
часто не имеют финансовых возможностей широко использовать
средства массовой информации для пропаганды своих идей.
Можно указать и на чрезмерное влияние многочисленных
лоббистских организаций, часто защищающих свои корпоративные
интересы в ущерб интересам нации, на деятельность правительства
или парламента, скажем американского конгресса.
Живой
интерес у школьников вызывают также сведения из истории
послевоенной Италии, где участие в демократических выборах
множества политических партий приводит к дроблению голосов
избирателей, повторным выборам и частой смене неустойчивых
коалиционных правительств.
Ведущий
может предложить подумать о путях устранения выявленных
недостатков в функционировании политического плюрализма.
Важно, чтобы участники «круглого стола», опираясь
на изученную литературу и средства массовой информации,
были готовы охарактеризовать пути совершенствования
многопартийной системы политической власти и избирательных
кампаний в различных странах, в том числе в России.
Отметим,
что ответственную роль ведущего «круглого стола»
выполняет учитель, тем не менее он является одним из
членов коллектива, непосредственно участвующего в беседе.
Поэтому ведущий не должен резко выделяться, «забивать»
или «подавлять» других «коллег».
Напротив, его задача — вести себя «на
равных», ненавязчиво подключаться к общему разговору,
направляя его в нужное русло.
На заключительном
этапе урока подводятся итоги беседы и проводится коллективное
обсуждение результатов выполнения заданий.
Слушатели
называют тех участников «круглого стола»,
которые, по их мнению, лучше всего справились с задачей
коллективного обсуждения, не нарушая (либо незначительно
отходя) установленных правил проведения дискуссии.
Участники
«круглого стола», в свою очередь, оценивают
ответы слушателей на поставленный в начале урока вопрос.
Урок можно рассматривать как эффективный в том случае,
если учащиеся смогут сделать вывод о том, что политический
плюрализм носит характер общечеловеческой ценности,
ибо все люди заинтересованы в стимулировании общественного
развития, свободе политического выбора, мирном урегулировании
социальных противоречий и конфликтов.
Вариант 2
Практическое
занятие, которое проводится по тому же плану, что и
«круглый стол». Этот вариант предполагает
коллективное решение учащимися под руководством учителя
учебно-познавательных задач. В их основу может
быть положен вышеприведенный текст ведущего.
При
подготовке и проведении практического занятия учитель
может воспользоваться отдельными методическими рекомендациями
по проведению урока в первом варианте, направленными
на разъяснение сущности проблемы, а также обозначенным
списком дополнительной литературы.
Задание
на дом: § 42 и решение учебно-познавательной
задачи:
Французский
просветитель ХVIII в. Ж.-Ж. Руссо, один из
создателей теории общественного договора и сторонник
идеи народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое
решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеют
обязательной силы.
Современник
Руссо, американский мыслитель и политический деятель
Т. Джефферсон, считал народ источником высшей власти
и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать
политические решения через избранных в него народных
представителей.
Что
общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и
Джефферсона? Опираясь на знания о цивилизации прошлого,
определите практические образцы, лежащие в основе этих
различий.
Задание
направлено на актуализацию и применение ранее изученных
знаний о демократическом принципе народовластия, представительной
и непосредственной формах его проявления. Применение
этих знаний в методологической функции позволит выявить
идею народного суверенитета, объединяющую взгляды мыслителей,
а также различия в их взглядах (Руссо был решительным
сторонником прямой демократии, а Джефферсон провозглашал
демократию представительную).
5. Один
из возможных вариантов изучения вопроса о парламентаризме —
лабораторная работа. Она предполагает самостоятельное
(под руководством учителя) изучение текста учебного
пособия «Парламентаризм» (§ 42) и
отдельных статей главы 5 Конституции РФ.
Вопрос
может быть рассмотрен по следующему плану:
1. Парламентаризм —
классическая форма представительной демократии.
2. Типы
избирательных систем.
3. Общие
черты и особенности парламентаризма в Российской Федерации.
В начале
урока целесообразно обсудить с учащимися результаты
выполнения опережающего домашнего задания.
Обобщая
ответы, учитель может подчеркнуть, что классической
формой современной представительной демократии является
парламентаризм. Он сочетается с формами непосредственной
демократии, что помогает выявить интересы и настроения
различных групп населения и выразить их в политике.
Школьникам
предлагается прочитать фрагмент «Парламентаризм»
(§ 42) и определить политические действия,
выражающие суть механизма функционирования парламентской
демократии.
Задание
направлено на самостоятельное выявление учащимися совокупности
признаков понятия «парламентаризм», их взаимосвязи
и соподчиненности (иерархии). Поэтому целесообразно,
чтобы школьники выполнили задание письменно, четко сформулировав
каждое политическое действие и расположив их в определенной
последовательности (в столбик). Например:
1. Выбор
народных представителей в парламент.
2. Конкурентная
борьба политических партий в ходе избирательной кампании.
3. Образование
парламентских партий (фракций) и защита прав меньшинства
в парламенте.
4. Ответственность
парламентариев перед избирателями и политическими партиями
(принцип двойной ответственности парламентариев).
После
коллективного обсуждения результатов выполнения задания
организуется беседа с классом по осмыслению демократической
сущности каждого из четырех вышеобозначенных политических
действий.
С этой
целью учитель ставит четыре группы
вопросов к тексту учебного пособия, а учащиеся,
повторно обращаясь к нему, продумывают ответы. Например:
1. Как
вы понимаете положение «выборы в парламент проводятся
по избирательным округам»? Объясните, почему избирательные
округа должны насчитывать равное число жителей. (Вариант
задания: подберите примеры, свидетельствующие о том,
что выборы в парламент являются не только всеобщими
и прямыми, но и равными.)
2. Какова
роль политических партий в предвыборной кампании, в
чем цель и смысл их конкурентной борьбы? (Вариант вопроса:
каким образом избиратель реализует право политического
выбора, право делегировать представительство своих интересов
тому или иному кандидату?) Объясните, как связаны политические
партии с гражданским обществом и чем объясняется тот
факт, что социал-демократы Швеции находятся у власти
более полувека.
3. Что
такое парламентские фракции? Приведите примеры фракций
в российском парламенте. В чем проявляется защита
прав меньшинства в парламенте? Почему принцип защиты
прав меньшинства относится к важнейшим демократическим
принципам?
4. В чем
сущность и значимость принципа двойной ответственности
парламентариев? (Вариант вопроса: каким образом ликвидируется
опасность отчуждения депутата парламента от избирателей?)
Правильно ли считать парламент главным форумом политической
гласности? Аргументируйте свой ответ.
Какие
из приведенных в тексте положительных черт и недостатков
функционирования парламентской демократии присущи, на
ваш взгляд, Российской Федерации? Свой ответ поясните.
Утрачивает ли парламентская демократия характер гуманистической
политической ценности в связи со свойственными ей изъянами?
Аргументируйте свой ответ.
В процессе
беседы по первому блоку вопросов целесообразно разъяснить
учащимся отличия мажоритарной и пропорциональной избирательных
систем, а также особенности избирательной системы в
Российской Федерации. Определенную помощь в этом может
оказать учебное пособие.
Важно
подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что
парламент формируется на основе демократической избирательной
системы, трансформирует в своих решениях политическую
платформу партии (партий) большинства; требует от партийных
фракций, независимых депутатов, правительства, комиссий
открытой политической полемики и аргументации. Поэтому
парламентаризм, олицетворяющий верховную власть (суверенитет)
народа и являющийся главным форумом политической гласности,
относится к политическим ценностям современной цивилизации.
В заключение
организуется работа учащихся со ст. 94—98;
101—106 главы 5 Конституции Российской Федерации.
Цель работы — выявить общие с другими странами
черты и особенности парламентаризма в нашей стране.
Учащимся
предлагается прочитать ст. 94 Конституции РФ и
определить сходство статуса Федерального Собрания со
статусом парламентов других стран. Целесообразно также
привлечь внимание класса к ст. 10 Конституции.
Выясняется, что Федеральное Собрание (парламент России),
как и в других странах, является общенациональным представительным
и законодательным органом, действует в системе государственных
властей согласно принципу их разделения.
Далее
на основе комментированного чтения ст. 95 и 98
выявляются общие черты в структуре, составе и сроках
полномочий российского парламента и парламентов других
стран. Желательно выяснить, почему в федеральных государствах
организуются, как правило, двухпалатные парламенты,
и разъяснить в случае необходимости, что роль палаты
Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов
Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации.
Вторая палата Федерального Собрания — Государственная
Дума — призвана представлять интересы населения
Российской Федерации в целом.
Практика
показывает, что учащиеся правильно называют срок полномочий
парламентов — 5 лет и характеризуют проявление
непосредственной правовой и политической зависимости
депутатов от избирателей в период обновления избирательного
корпуса. В случае необходимости учитель может акцентировать
внимание школьников на этом вопросе.
Общность
функций парламентов как законодательных органов власти
(принятие законов, утверждение бюджета, осуществление
парламентского контроля) можно выявить путем самостоятельного
ознакомления учащихся с текстом ст. 101—108
Конституции и выяснения их общего смысла с последующим
разъяснением отдельных положений.
Так,
следует акцентировать внимание учащихся на части 5 ст. 101,
в которой предусмотрено создание нового государственного
органа — Счетной палаты, и подчеркнуть, что
этот орган действует во многих парламентах демократических
стран (например, в Австрии, Италии, Турции, Франции)
и призван осуществлять контроль за исполнением бюджета.
Желательно
обратить внимание школьников на ст. 106, закрепляющую
перечень законов, подлежащих рассмотрению в Совете Федерации,
и выяснить, почему эти законы требуют обязательной стадии
законотворческого процесса в Совете Федерации. Подчеркивается,
что перечень затрагивает наиболее важные проблемы, связанные
с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет,
финансы, международные договоры, защита безопасности
государства, и составлен с учетом мировой практики федеративных
государств, где вопросы именно такого характера решаются
верхними палатами парламента.
Особенности
российского парламента могут быть рассмотрены на основе
ст. 97 Конституции о статусе депутата Государственной
Думы.
Учащимся
можно предложить следующие
вопросы и задания:
Какие
требования предъявляются к депутатам для обеспечения
ими представительной функции и почему? В Конституции
РФ отсутствуют такие институты, как наказы избирателей
депутатам и отзыв депутатов избирателями, т. е.
избиратели не могут определять позицию депутата, он
жестко не связан правовыми обязательствами перед своими
избирателями. Означает ли это полный разрыв связи депутатов
с избирателями? Свой ответ аргументируйте. Чем объясняется
конституционное запрещение одновременного членства в
обеих палатах Федерального Собрания, а также несовместимость
мандата депутата Государственной Думы с депутатским
мандатом в иных представительных органах власти и местного
самоуправления? В части 3 ст. 97 предусматривается
правило несовместимости ряда должностей с депутатским
мандатом: депутату Государственной Думы запрещено в
течение срока его полномочий находиться на государственной
службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Какова цель этого правила и чем можно объяснить исключение
из него? Как вы понимаете положение о том, что «депутаты
Государственной Думы работают на профессиональной постоянной
основе»? Носит ли депутатская деятельность политический
характер? Аргументируйте свой ответ. (Вариант вопроса:
каков принцип организации депутатской деятельности и
в чем ее специфика?)
В процессе
работы учащиеся подводятся к следующим выводам:
— конституционные
запрещения одновременного членства в обеих палатах Федерального
Собрания, а также несовместимости мандата депутата Государственной
Думы с депутатским мандатом в иных представительных
органах государственной власти и местного самоуправления
направлены на обеспечение беспристрастности и независимости
депутатов Думы при осуществлении ими функции народного
представительства;
— цель
правила несовместимости ряда должностей с депутатским
мандатом — не допустить зависимости депутатов
от каких-либо государственных органов власти или частных
интересов других лиц; разрешение совмещения депутатского
мандата членов Государственной Думы с занятием творческой
деятельностью объясняется тем, что она носит индивидуальный
характер и осуществляется в сфере культуры, науки, образования,
достаточно автономных от государственной власти;
— принцип
работы депутата Государственной Думы на профессиональной
основе представляет собой конкретное выражение парламентаризма:
работа депутатов в парламенте является единственным
видом их трудовой деятельности, они осуществляют ее
профессионально, получая за это денежное вознаграждение.
Деятельность депутатов как народных представителей,
осуществляющих законодательную власть, носит политический
характер.
При
подготовке к третьему вопросу плана урока учитель может
воспользоваться книгой «Комментарий к Конституции
Российской Федерации» (М., 1994).
В случае
ограниченности учебного времени на уроке проблема особенностей
российского парламентаризма может быть рассмотрена учащимися
самостоятельно дома.
Помимо
повторного осмысления изученных на уроке статей Конституции,
соответствующего текста учебного пособия, а также выполнения
заданий к § 42,
школьникам можно предложить следующее
домашнее задание:
Некий
двадцатидвухлетннй россиянин, известный как автор обращения
коллектива служащих в вышестоящий орган с предложениями
по реорганизации своего учреждения, во время избирательной
кампании мэра города организовал митинг и выступил на
нем в защиту предвыборной программы одного из кандидатов,
члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем
на избирательном участке проголосовал за него.
Определите
политические роли этого гражданина и права, лежащие
в основе их исполнения. Опираясь на ст. 30—33
Конституции Российской Федерации и учитывая возраст
россиянина, подумайте, какие еще роли он мог бы осуществлять.
Задание
направлено на повторное осмысление учащимися правового
положения личности в политической системе, ее возможных
политических ролей (политического статуса).
Вначале
выявляются содержащиеся в условии задачи политические
роли россиянина (государственного служащего, автора
коллективного обращения в государственные органы, избирателя,
организатора и участника митинга, члена политической
партии) и их правовая основа (право доступа к государственной
службе, право обращаться коллективно и индивидуально
в органы государственной власти и местного самоуправления,
право на мирные публичные мероприятия, в том числе митинги,
право на объединения, в частности в политические партии,
право избирать и быть избранным).
Затем
на основе текста ст. 30—33 Конституции РФ
и с учетом возраста гражданина выясняется, что он мог
быть членом Государственной Думы, любого другого выборного
органа; участником или организатором демонстрации, пикетирования;
непосредственным участником референдума (например, по
поводу принятия или отклонения определенного Закона
Российской Федерации), занимать в соответствии со своей
профессиональной подготовкой любую должность в государственных
учреждениях, быть присяжным заседателем, судьей и т. д.
Вместе
с тем данный гражданин не мог быть избран президентом,
ибо возрастной ценз главы государства 35 лет (см. ст. 81). |