школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Четверг, 04.06.2020, 10:30:33

ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК   ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ   КРОССВОРДЫ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫТЫЙ УРОК
РУССКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАТЕМАТИКА
ИСТОРИЯ
ФИЗИКА
БИОЛОГИЯ
ХИМИЯ
ГЕОГРАФИЯ
АСТРОНОМИЯ
ИНФОРМАТИКА
ОБЖ
ЭКОНОМИКА
ЭКОЛОГИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
МУЗЫКА
ИЗО
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ТЕХНОЛОГИЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
МХК
ОСНОВЫ ПРАВА
РУССКИЙ ЯЗЫК
СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО
  ЯЗЫКА. ОБМЕН
  ОПЫТОМ

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
  ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС

ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
  СИМПТОМАТИКА
  ТРУДНОСТЕЙ ПРИ
  ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС

КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ


ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ

КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО
  ТЕМЕ "ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА"

ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ

КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ИСТОРИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
  АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ

ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ
УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ

ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА

АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ

КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ
Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО". 11 КЛАСС » 2 ЧАСТЬ

Древние цивилизации Европы

      В задачу этого урока не входит детальное изучение истории античности. Необходим подход с точки зрения общецивилизационных ценностей, вошедших в сокровищницу человечества.

      Если обратиться к характеристике античной цивилизации в упомянутой работе Л. Моргана, то там говорится: «...мы подходим к римской и греческой цивилизации. Мы не найдем здесь великих изобретений и открытий, но они проявили себя в искусстве, философии и общественных учреждениях. Главнейшими созданиями этих цивилизаций были императорская и королевская власть, гражданское право, христианство; смешанное аристократическое правление с сенатом и консулами; организация дисциплинированного общества, состоящего из кавалерии и пехоты; создание флота и морской военной техники; образование больших городов с муниципальным правом; морская торговля; чеканка монеты; государство, основанное на территории собственности; из числа изобретений: обожженный кирпич, подъемный кран, мельничное водяное колесо, мост, водопровод и водосточная труба; свинцовая труба с краном; арка; весы; искусства и науки классического периода и их произведения, в том числе архитектурные стили; арабские цифры и алфавит».

      В приведенном отрывке античные общества представлены весьма разносторонне с точки зрения как материальной, так и духовной жизни. Своеобразие античных цивилизаций может быть понято на основе выделения их существенных черт.

      Учащиеся, как правило, сохраняют некоторое общее романтизированное представление об античности, сложившееся при изучении курса истории. Тем более важно с опорой на эту позитивную установку дополнить знания об особенностях античных цивилизаций, углубить их и систематизировать исходя из задач обществоведческого курса.

      Сложности, которые поджидают учителя при проведении данного урока, связаны с организацией активной познавательной деятельности учащихся, отбором содержания, умелым использованием разнообразных источников знаний на уроке и при домашней подготовке.

      С учетом значимости материала, его содержательной насыщенности и устойчивого интереса со стороны большинства школьников целесообразно уделить этой теме два часа.

      План изучения нового материала

      1. Цивилизация Древней Греции.

      2. Цивилизация эллинизма.

      3. Римская цивилизация и ее ценности.

      Один вариант изучения этих вопросов — комбинированные уроки, первый из которых почти целиком отводится изучению цивилизации Древней Греции, а второй — рассмотрению двух других пунктов плана.

      Другой вариант предполагает организовать работы в малых группах после вводной лекции, посвященной особенностям античных цивилизаций.

      Рассмотрим сначала общие вопросы изучения особенностей европейских цивилизаций древности, а затем варианты организации познавательной деятельности учащихся.

      1. В учебном пособии цивилизация Древней Греции раскрывается в динамике: от зарождения и формирования особенностей (классическое рабство, обмен и денежное обращение, суверенитет народа и полисная организация, зарождение этики, философии, эстетики) до расцвета классики, когда характерные черты античности проявились во всей полноте и многообразии.

      Именно изучение особенностей античности дает возможность лучше понять и значение этого периода европейской истории в становлении общецивилизационных начал, и его своеобразие, неповторимость.

      Раскрывая особенности античной Греции, важно помочь школьникам выделить именно те черты, которые придают самобытность и неповторимость этой цивилизации.

      Очень важно привлечь внимание школьников к обсуждению ценностей античной Греции, возможно, на основе тех парадоксов, которые не перестают быть привлекательными и загадочными. Таковым является рабство, составляющее одну из опор цивилизации Древней Греции. Не случайно именно в ее анналах сохранилось не оправдание, а рациональное объяснение этого института. В задании 8 к § 27 приводится фрагмент текста Аристотеля, позволяющий приоткрыть ход мысли и аргументацию философа. Причем сама ссылка на авторитет классика, столь широко практиковавшаяся в античной философии, может служить дополнительным источником для понимания эпохи.

      Рассмотрение своеобразия организации и функционирования хозяйственной жизни античного полиса полезно дополнить анализом специфики античной собственности, сочетавшей в себе собственность семьи граждан и полиса. Можно предложить учащимся сравнить фрагмент учебного текста, где речь идет об античной собственности, и фрагмент из сочинения Цицерона (задание 6 к § 27), чтобы на основе этого сравнения понять отличия частной собственности и античной полисной. Важно показать, что античная полисная собственность выступала не только важнейшей гарантией гражданского полноправия, но и надежной основой связи гражданина и полиса. Актуализации знаний из курса истории может служить задание 13.

      Дополнительные аспекты хозяйственной жизни античного полиса (греческого прежде всего) могут быть показаны с использованием задания 7. Надписи хозяйственного содержания, найденные при раскопках в г. Платеи, являются важным источником не только для выяснения масштаба цен, распространения обмена в полисах, но и для вывода о высоком уровне грамотности населения. Интерес представляет также сопоставление названного в учебном пособии принципа автаркии (самообеспечения) и масштабов обмена и торговых связей греческих полисов. Понять свободолюбие греков, их стремление к самобытности, самостоятельности, независимости невозможно без знаний гарантированной хозяйственной обеспеченности жителей Древней Греции.

      Главное внимание на уроке, посвященном греческой цивилизации, следует уделить особенностям полиса как организации общества и связям этих особенностей с формированием полисных ценностей.

      Полис в учебном пособии характеризуется как хозяйственная единица, своеобразная гражданская община, самобытная политическая и военная структура. Именно в Древней Греции сложились и нашли свое теоретическое обоснование те формы организации государства, которые существуют и по сей день: демократия, олигархия и др. В заданиях 9 и 11 приводятся фрагменты из произведений Фукидида, Платона, характеризующие их отношение к демократии и дающие некоторое представление об острой политической борьбе между сторонниками и противниками разных форм организации власти в полисах. Дополнительные сведения об остроте политической борьбы и оживленности политических страстей в античном Риме могут быть почерпнуты из задания 10. Это задание также содержит сведения о грамотности населения, об участниках предвыборной борьбы и правах граждан.

      Ценности полиса, теснейшим образом связанные со своеобразием организации его жизни, могут быть по-настоящему поняты в связи с этими специфическими сторонами и признаками. Анализ полисных ценностей дает возможность закрепить и повторить основные особенности полисной структуры организации жизни общества. Полис как высшее благо и высшая ценность — воплощение высшей справедливости для граждан. Уважение к земледельческому труду тесно связано с гарантиями равноправия граждан, владеющих землей в гражданской общине. Существовавший в Афинах обычай избирать на отдельные общественные должности по жребию есть своеобразное признание равного права быть избранными из числа равнодостойных богов. Соединение в античной этике чувства коллективизма и состязательного начала дало такую ценность, как осуждение стремления к прибыли, презрение к достатку, если он не помогает прославлению полиса.

      При наличии времени может быть специально выделен вопрос об отражении ценностей и своеобразия античной Греции в ее искусстве периода классики. При этом важно использовать зрительные образы в качестве эмоциональной опоры. Классическая ордерная архитектура, прежде всего гражданская и общественная, идеально соразмерные памятники скульптуры, гармония и звучность литературы, высокие нравственные образцы и сильные страсти театра — все это не только памятники античного прошлого, это и своеобразный диалог времен на тему вечных ценностей. В этих творениях духа проявляется еще одна своеобразная черта античной Греции — формирование этнического самосознания эллинов.

      2. Второй час занятия может быть спланирован как комбинированный урок, посвященный изучению самобытности цивилизации эллинизма и важнейших достижений древнеримской цивилизации.

      В учебном пособии основные стороны жизни эллинистического общества раскрыты через сравнение с античной классикой. Важным представляется вывод о плодотворности тех форм организации общественной жизни, которые явил миру эллинизм. Здесь речь идет и о смешанной собственности, сочетавшей деспотическую и античную, и о классическом рабстве в сочетании с различными переходными его видами, это и эллинистическая монархия, пытавшаяся расширить свою социальную базу в завоеванном мире через элементы полисной организации, принесенной сюда из Греции и Македонии. Особенно важно показать плодотворность синтеза в духовной сфере, породившей высокий уровень научных достижений, изобретений, не только создавших новые типы культурных центров (музеи, библиотеки), но и положивших начало зарождению монотеизма и подготовке условий для возникновения мировых религий. Важно также обратить внимание на рост в этом регионе эсхатологических и мессианских направлений, также нашедших позднее воплощение в религиозных системах, возникших здесь в первые века нашей эры. Для художественной жизни эллинизма важным стало появление новых тенденций: прославление сильной личности правителя, с одной стороны, и интерес к рядовому человеку, его образу жизни — с другой. Здесь можно показать причины зарождения утопических представлений как стремления уйти от реальных противоречий жизни. Этой эпохе также свойственно проявление эмоционально окрашенного искусства с сильным элементом психологизма.

      3. Что касается достижений цивилизации Древнего Рима, то в учебном пособии в их числе выделяются римское право и римское красноречие как имеющие общецивилизационное значение и демонстрирующие «вершины» в развитии человечества в прошлом.

      Методическое своеобразие этой части урока определяется тем, что при знакомстве с римской цивилизацией возможно сочетание закрепления ранее изученного с новым материалом. Практически все существенные особенности римских ценностей могут быть рассмотрены в сопоставлении с древнегреческими или эллинистическими.

      Вариантом планирования и проведения занятий, посвященных античным цивилизациям, может быть групповая работа.

      Каждой группе дается задание охарактеризовать своеобразие одной из цивилизаций с привлечением материала учебного пособия. Это может быть подготовка рассказа от имени представителя каждой из рассматриваемых на уроке цивилизаций. Античная Греция характеризуется с точки зрения своеобразия полиса как гражданской общины: анализируются черты, присущие этой форме общественной организации, связи античного полиса и возникновение философии в качестве прообраза современного мышления, противостоящего мифологии. Эллинизм может быть представлен с точки зрения своеобразия мировоззрения этой эпохи, развития просвещения, науки, искусства и отражения в нем образа человека. Римская цивилизация описывается через характеристику римского права, красноречия в его лучших образцах.

      Возможно также проведение двухчасового семинарского занятия по следующему плану:

      1. Особенности цивилизации Древней Греции.

      2. Эллинизм как своеобразный синтез античности и Востока.

      3. Гражданские ценности Рима и достижения римской цивилизации.

      Литература для учащихся:

      Древние цивилизации. — М., 1989.

      Левек П. Эллинистический мир. — М., 1989.

      Античность // Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1993.

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 493 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0

Поиск
ИНФОРМАТИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА

СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ

ТЕСТЫ. 9 КЛАСС
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ


ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
  ЗНАНИЯ

КРОССВОРДЫ ПО
  ЭКОНОМИКЕ
ОБЖ
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
  "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"

РЕКОРДЫ СТИХИИ
СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
  ВЕЛОСИПЕДИСТА

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ

ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ
КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ
ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ

РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ


МХК
СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА

ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ

МУЗЕЕВ МИРА
ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА
СОКРОВИЩА РОССИИ
КРОССВОРДЫ ПО МХК
ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на укр.яз.)

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ
СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ

ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО
ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО
ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ

МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ

УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ
МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ
МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ
НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН
ПОДРОСТКАМ О
  ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ
  ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
  "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0