Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 13:26:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Экономика и ее роль в жизни современного общества

      В этой подтеме учащиеся получают общее представление об экономике, знакомятся с ее основными характеристиками. В ней раскрывается связь между производством и потреблением, дается представление о формах собственности, об экономических механизмах распределения.

      План изучения нового материала

      1. Экономика как система.

      2. Факторы производства.

      3. Производство и потребление.

      4. Национальный доход.

      5. Многообразие форм собственности.

      6. Распределительные отношения.

      В учебном пособии дана описательная характеристика экономики (через перечисление ее составляющих). Представление об экономике может быть расширено путем обращения к знаниям учащихся по курсу истории:

      Какие изменения в экономике произошли в результате реформ Петра I? Александра II? столыпинской реформы? новой экономической политики?

      Целесообразно обратиться и к знаниям по экономической географии:

      Что понимается под экономикой определенной страны? Какие отрасли составляют экономику?

      Характеристика экономики может быть дополнена таким определением: экономика — это сфера постоянной деятельности, в которой создаются материальные и культурные блага для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

      В учебном пособии говорится об экономике как о системе общественного производства. В этом случае термин «производство» употреблен в широком смысле слова. В узком смысле это слово понимается как непосредственное производство, т. е. как процесс создания полезного продукта. В первом случае (в широком смысле) понятие экономики должно включать в себя, наряду с производством, также и распределение, обмен и потребление. При этом распределение понимается как выявление доли труда каждого человека в произведенном продукте, обмен как процесс обмена одних продуктов на другие, а потребление как использование людьми произведенного продукта для удовлетворения своих потребностей.

      Таким образом, с учетом известных учителю подходов экономика может рассматриваться:

      — как совокупность отраслей народного хозяйства;

      — как процессы производства, распределения, обмена, потребления;

      — как совокупность отношений людей к природе (производительные силы) и между самими людьми в процессе производства (производственные отношения).

      При любом подходе важно раскрывать целостность экономики как системы, все элементы которой тесно взаимосвязаны, взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга.

      Вопрос о том, что такое экономика, может быть изучен в процессе работы учащихся с текстом документа «Сфера экономики» (Хрестоматия, с. 174). Учащимся предлагается перечислить основные элементы экономической сферы. Учитель делает дополнения к этому тексту.

      Следующим в теме рассматривается вопрос о зависимости жизненного уровня населения от состояния экономики страны. Для сравнения жизненного уровня различных стран используется показатель национального дохода.

      Весь объем продукции, произведенной в стране в течение года, называется валовой национальный продукт. Если из этого объема вычесть ту его часть, которая использована на амортизацию изношенных машин и зданий, получим национальный доход. В стоимостном выражении он является обобщающим показателем экономического развития страны. Национальный доход в расчете на душу населения и является показателем, с помощью которого сравниваются жизненные уровни разных стран. Возможность их сравнения обеспечивается пересчетом национального дохода в долларовом выражении.

      В учебном пособии приводятся также сравнительные цифры, отражающие потребление на душу населения. Уровень потребления населением материальных и культурных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общества являются одним из обобщенных показателей, характеризующих уровень жизни.

      Учитель, используя новые данные экономической статистики, может привести «свежие» показатели, характеризующие производство и потребление.

      Главный вывод по этой подтеме: нет иного пути для повышения жизненного уровня, чем подъем экономики страны, рост производства.

      Изучение форм собственности подводит учащихся к пониманию рыночной экономики.

      Многие отечественные авторы характеризуют собственность как отношения между людьми по поводу присвоения благ. Утверждение «Эта вещь — моя!» тождественно утверждению «Эта вещь — не ваша!». Иными словами, представление о собственности изолированного от общества человека лишено смысла. Фактически речь идет об отношениях между владельцами и невладельцами материальных благ, а также между различными категориями владельцев (см., например: Белова В. Введение в экономику. — М., 1994; Черкасов Г. И. Очерки рыночной экономики. — Нижний Новгород, 1993). Отношения собственности закрепляются и охраняются государством посредством законодательства. В результате отношения собственности приобретают юридическую форму.

      Правовое закрепление собственности предполагает ее фиксацию документами и ценными бумагами.

      На занятиях раскрывается сущность владения, пользования и распоряжения собственностью. Владение — это исключительный контроль над вещью. Ее использование позволяет получить полезный эффект. Распоряжение объектом собственности означает возможность его продажи, покупки, дарения, передачи другому лицу, уничтожения. Например, владелец автомобиля использует его как средство передвижения или как средство получения дохода при перевозке других людей. Он может распорядиться своей машиной, предоставив ее в пользование другому лицу, но оставаясь ее владельцем, может подарить или продать ее, наконец, может принять решение отправить ее на свалку. Но вор, завладевший автомашиной, права на владение, распоряжение и пользование ею не имеет, хотя фактически присваивает возможность делать все это.

      На уроке можно обратиться к тексту «Собственность как юридическая категория» (Хрестоматия, с. 175, 176), построив работу как комментированное чтение документа.

      В учебном пособии охарактеризованы такие распространенные формы частной собственности, как индивидуальная и корпоративная (акционерная). Можно дополнить эту характеристику такой формой, как партнерство (товарищество), когда несколько человек объединяются для совместной предпринимательской деятельности. В отличие от предприятия, основанного на партнерстве, акционерное общество имеет большое число собственников (владельцев акций), которые, как правило, поручают управление предприятием другим лицам. На собрании акционеров для этого избираются директора предприятия — менеджеры, организаторы производства.

      Групповой формой собственности является и кооператив. Главное отличие кооператива от акционерной компании состоит в том, что его члены работают на предприятии, собственниками которого они являются. Они же принимают управленческие решения или выбирают из своей среды управляющих. Члены кооператива получают долю дохода кооператива с учетом размеров их паевых взносов. В условиях рыночной экономики кооператив также является одной из форм частной собственности, хотя некоторые авторы рассматривают его как форму коллективной собственности.

      В ряде стран существуют также коллективные предприятия, называемые нередко народными. Это предприятия, перешедшие в собственность трудового коллектива (чаще всего на базе преобразования уже существующего государственного предприятия, а не путем объединения индивидуальных средств, как это бывает при создании кооператива). Трудовой коллектив, будучи собственником, участвует в управлении производством. Можно привести данные по США: в конце 1980-х гг. здесь насчитывалось свыше 10 тыс. предприятий, полностью или частично принадлежавших их работникам. На них было занято свыше 10 млн человек, что составляло более 9% всей рабочей силы США. Среди них есть крупные предприятия (подробнее см.: Черкасов Г. И. Очерки рыночной экономики. — Нижний Новгород, 1993. — С. 94—108).

      Важно подчеркнуть, что рыночной называется экономика, в рамках которой существуют и соперничают предприятия различных форм собственности. Плюрализм форм собственности означает не только их множественность, но и равноправие, конкуренцию и «естественный отбор». Каждая форма находит свою «нишу» в экономике страны. Удельный вес любой из них зависит от особенностей экономики страны, исторических условий, общественных потребностей на определенном этапе. Однако основой рыночной экономики является частная собственность в ее разных формах. Одним из вариантов изучения вопроса о собственности может быть работа с фрагментом «Некоторые формы собственности» (Хрестоматия, с. 175—176). Учащимся дается задание:

      Назовите экономические признаки каждой из охарактеризованных форм собственности. При этом потребуются дополнительные пояснения учителя.

      Раскрывая вопрос о распределительных отношениях, следует иметь в виду, что доходы, образованные в результате рыночной конкуренции, содержат значительную долю распределения по труду. Вот мнение известного экономиста: «Если отрешиться от некоторых привычных стереотипов и обратиться к реальностям современной экономики, то окажется, что элементы распределения по труду есть в доходах рабочего, предпринимателя, фермера, торговца, банкира, менеджера, биржевого брокера. Более того, именно рынок и дает действительную оценку количества, качества и, главное, результатов труда...

      ...Рыночное распределение куда ближе к распределению по труду, чем то, что насаждалось с помощью командно-административных приемов. Как следует из нашей хозяйственной практики, оно-то в конце концов и привело к тому, что стимулы к высокоэффективному труду оказались утраченными» (Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. — М., 1991. — С. 155). Обратим внимание на то, что при распределении произведенных благ должен учитываться не только труд рабочего, за которым традиционно признавалась роль создателя этих благ, но и труд менеджера, банкира, торговца, предпринимателя. Без их труда современное производство товаров и услуг так же невозможно, как и без труда рабочих. Эта мысль отражена в учебном пособии при рассмотрении вопроса о распределении прибыли.

      Вместе с тем для рыночной экономики характерны и нетрудовые доходы. Причем к ним относится не только часть доходов собственника индивидуального частного предприятия, но и дивиденды акционеров, среди которых немало рабочих и служащих, и часть доходов членов кооператива, распределяемая в соответствии с их долей в кооперативной собственности, и проценты, начисляемые на вклад в банке. Поскольку трудовые и нетрудовые составляющие дохода неразделимы и образуют главный побудительный мотив хозяйственной деятельности, постольку легальные нетрудовые доходы являются неотъемлемой частью рыночной экономики.

      Знания о трудовых и нетрудовых доходах позволяют скорректировать при необходимости результаты выполнения учащимися  заданий 10, 11 к данному параграфу.

      Последний вопрос урока может быть изучен в процессе работы учащихся с текстом учебного пособия («Распределительные отношения») с одновременным выполнением  заданий 10, 11.

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 606 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0