Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 22:53:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Глобальные проблемы современности

      Вопросы возникновения, сущности, путей разрешения глобальных проблем составляют такой пласт содержания школьного образования, который с полным основанием можно отнести к межпредметному уровню. Эти вопросы частями или в системном виде рассматриваются в курсах географии, биологии, химии, истории.

      Обществоведческий курс в выпускном классе призван, на наш взгляд:

      — обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;

      — акцентировать социальные аспекты этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль общественных движений экологической, пацифистской и т. п. направленности;

      — показать разные точки зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем.

      Одним из вариантов изучения этой темы может стать проведение лабораторного занятия. Учащиеся работают с текстом учебного пособия, фрагментами из публикаций и отдельными высказываниями и выполняют различные проблемно-познавательные задания.

      План изучения нового материала

      1. Сущность, особенности и причины возникновения глобальных проблем.

      2. Проблемы экологии и пути их разрешения.

      3. Другие глобальные проблемы: угроза мировой войны, демографическая проблема, экономическое отставание развивающихся стран.

      1. Прочитан первый раздел § 32 «Глобальные проблемы современности» учебного пособия, школьники отвечают на вопросы:

      1. Какие проблемы и почему относят к глобальным проблемам?

      2. Каковы причины появления глобальных проблем?

      3. В чем выражается взаимосвязь глобальных проблем?

      По итогам обсуждения составляется схема.

Особенности глобальных проблем

      Становится очевидным основной тезис — глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны для него. Обстоятельно рассматриваются предлагаемые пути разрешения глобальных проблем. Одна из наиболее популярных точек зрения — привить людям новые нравственно-этические ценности. Учащихся можно познакомить с фрагментом одного из докладов Римскому клубу, опираясь при этом на знания из § 15. Авторы этого доклада считают, что новое этическое воспитание должно быть направлено на:

      1) развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества;

      2) формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов;

      3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;

      4) воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

      Для обсуждения предлагаются вопросы:

      1. В какой мере эти изменения в ценностных ориентациях людей являются необходимыми и достаточными для решения глобальных проблем?

      2. Какими способами могут быть достигнуты такие изменения в мировоззрении людей?

      Опыт показывает, что, как правило, школьники расценивают изменение ценностных установок как необходимое условие сохранения цивилизации. Одним из средств здесь видится изменение всей системы образования в соответствии с потребностями не ХIХ или ХХ в., а ХХI в. В центре этой системы должен быть человек с его реальными проблемами и уже накопленным опытом их разрешения.

      В то же время школьники справедливо полагают, что воспитание новой этики нельзя считать достаточным условием решения глобальных проблем. Важны соответствующие экономические и политические усилия. Более обстоятельный разговор об этом пойдет при рассмотрении отдельных глобальных проблем.

      2. Прочитав в учебном пособии разделы «Угроза экологического кризиса», «Научно-технический прогресс и экологическая альтернатива», ученики отвечают на вопросы:

      1. В чем сущность и каковы проявления экологического кризиса?

      2. Какова роль научно-технического прогресса в сложившейся экологической ситуации?

      3. Каковы основные направления разрешения экологических проблем?

      Далее школьникам предлагаются различные проблемно-познавательные задания:

Задание 1

      Исследователь экологических проблем Б. Коммонер вывел следующие законы:

      1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа «знает» лучше; 4) ничто не дается даром.

      Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

      В своих комментариях и дополнениях учителю важно подчеркнуть следующие моменты. Первое утверждение фиксирует всеобщую связь процессов и явлений в природе. Изменение одного элемента системы ведет к количественным и качественным подвижкам в других элементах. Проиллюстрировать эту всеобщую зависимость можно, привлекая отрывок из известного рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром». Этот фрагмент приведен и в пособии «Введение в обществознание» для 8—9 классов. Второе положение Коммонера, по сути, есть констатация того, что абсолютно безотходного производства нет, но важно добиться того, чтобы и отходы использовались в экологически безопасной форме. Конкретизируя эти выводы, уместно сослаться на то, что сама биосфера построена по принципу не безотходных, а экологически комфортных технологий. Скажем, листва, падающая с деревьев, разлагается под влиянием дождей, солнца, микроорганизмов. Полное разложение до уровня воды и углекислоты — редкое явление. В большинстве случаев остается так называемый опад — отмершее органическое вещество. Оно образует почвенный гумус. И это огромное благо и для почвы, и для биосферы в целом, так как гумус — основа чернозема.

      К разумному использованию отходов своих производств стремятся и люди. К примеру, набивка сиденья автомобиля «тойота» полностью сделана из отходов пластика; шумозащитный слой — из отходов рентгеновской пленки.

      Говоря о том, что природа «знает» лучше, Коммонер имеет в виду, что человек далеко не всегда предвидит последствия своих действий и даже, пытаясь улучшить природные системы, нередко вредит им. Этот принцип древневосточной мудрости призывает меньше вторгаться в природу, а больше всматриваться в нее, и если уж начинать преобразовательную деятельность, то с предельной осторожностью. Школьники сами могут привести примеры, иллюстрирующие эти тезисы. В частности, многократно предпринимавшиеся попытки отстрела каких-либо хищников, часто по причине защиты других видов, вели к нарушению природного равновесия в целом. Или другой пример. В ряде стран существуют природные индикаторы чистоты воды. Например, если водится форель, значит, с уверенностью можно говорить об очень чистой воде. Напротив, если в водоеме появляется карп, значит, степень загрязнения повысилась.

      Принцип «за все нужно платить» можно трансформировать так: за чистую природу нужно платить, а за грязную приходится расплачиваться. В качестве конкретных подтверждений этого вывода можно использовать такие, в частности, данные: развитые страны Запада вкладывают до 50% капиталовложений в экологическое оборудование. Во многих государствах, включая и Россию, нарушение экологических стандартов карается огромными штрафами. Эти и другие подобные факты приводятся в «Экологическом словаре» (М., 1993).

Задание 2

      В ходе международного опроса общественного мнения социологи предложили следующие меры по улучшению экологической ситуации:

      — принятие закона о бизнесе и индустрии;

      — запрет на продажу «вредных» товаров;

      — поддержка научных исследований;

      — планирование семьи;

      — ограничение экспорта природных ресурсов.

      Наибольшее одобрение в большинстве стран получила поддержка научных исследований. Далее следует запрет на продажу «вредных» товаров. Что касается российских ученых, то они на первое место поставили законы о бизнесе и индустрии. Наименьшей популярностью пользуется идея планирования семьи. Прокомментируйте эти данные.

      Как показывает практика, школьники выдвигают различные оценки в ходе обсуждения приведенных итогов опроса. Объясняя предпочтения российского населения, они в итоге приходят к выводу, что наша индустрии была и остается слабо ориентированной на экологические нормативы. Учету требований защиты природной среды мало способствовала как погоня за валом в годы командной экономики, так и нынешняя стихия рынка, которая пока не диктует жесткие требования к производимой продукции. Поэтому законы о бизнесе и индустрии приобретают у нас особое значение. Полезно обратить внимание учеников и на такое обстоятельство. Большинство людей во всех странах отдают предпочтение тем мерам, которые могут принести успех, но в то же время не ущемляют прав человека. Видимо, поэтому не пользуется популярностью идея планирования семьи.

Задание 3

      Сторонники сдерживания роста производства утверждают, что человек и так уже произвел много лишнего. Многими видами потребительской продукции рынок перенасыщен. Поэтому ограничение роста производства, замедление его темпов на пользу и людям, и окружающей среде.

      Разделяете ли вы эту точку зрения? Свою позицию обоснуйте.

      В ходе обсуждения вопроса целесообразно обратить внимание старшеклассников на то, что такая ситуация с производством и потреблением совсем не типична для стран «третьего мира». Поэтому вряд ли можно ожидать, что предложенные действия найдут там одобрение.

      Подводя итоги обсуждения экологической проблематики, учитель подчеркивает, что острота экологической ситуации осознается сегодня подавляющим большинством населения Земли. Вместе с тем подходы к разрешению экологического кризиса предлагаются разные.

      3. Из других глобальных проблем следует, на наш взгляд, выделить проблему предотвращения угрозы новой мировой войны, а также демографическую проблему.

      Приведем варианты проблемно-познавательных заданий.

Задание 1

      Известно, что некоторые страны производят и продают на мировом рынке значительное количество оружия, включая и самые современные образцы. При этом оценки деятельности по разработке и производству вооружений очень разнятся. Одни считают, что это оздоровляет экономику, создает новые рабочие места, стимулирует технический прогресс. Другие утверждают, что это производственно-техническое направление истощает экономику, высасывая натуральные, интеллектуальные и финансовые ресурсы страны.

Задание 2

      Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.

      Одни считают, что, как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» (однокашники, соседи, земляки и т. д.) и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.

      Существует также теория, согласно которой чем более сокрушительно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему. Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены. Поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.

      Каково ваше отношение к представленным позициям? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3

      Почему в ХХ в. разрушительность войн резко возросла? Связано ли это лишь с совершенствованием военной техники? «Нет, — утверждают многие исследователи, — сейчас стало легче убивать». Древний человек, поражающий своего соплеменника каменным топором, должен был встретиться с противником в ближнем бою. При всей ненависти, которую испытывал нападающий, ему приходилось смотреть противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови в конце концов отрезвлял. Солдат в окопе, не видя своего противника, может слышать крик боли. С созданием средств массового уничтожения и этот контакт исчезает: нажимается нужная кнопка, и межконтинентальная ракета с атомными боеголовками летит к странам противника, а человек, нажавший кнопку, остается лишенным любого конкретного отношения к убиваемым людям.

      Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш взгляд, можно ослабить такой эффект «невоспринимаемых последствий»?

Задание 4

      Как называется комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений: а) экономический кризис; б) научно-техническая революция; в) глобальные проблемы?

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 824 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0