Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 18:39:39
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Нации и межнациональные отношения

      На уроках углубляются знания учащихся об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Учащиеся подводятся к пониманию того, что межнациональные отношения в различных странах современного мира нередко представляют собой весьма запутанный клубок социальных проблем, неудовлетворенных требований тех или иных этнических групп. Анализ причин межнациональных противоречий покажет учащимся, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений — задача крайне трудная, но не безнадежная. На конкретном примере ряда стран старшеклассники смогут увидеть, что в условиях последовательной демократии и соблюдения принципов правового государства решение национального вопроса осуществляется более успешно. Поскольку речь пойдет о таких всегда актуальных и трудно решаемых проблемах, как межнациональные отношения, задачи воспитательного характера на данном уроке становятся доминирующими. Учащихся нужно подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире — общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается на уроке.

      Для подготовки к уроку учащиеся могут использовать разнообразные источники, текст учебного пособия (§ 38 «Нации и межнациональные отношения»), специально подобранные фрагменты («Этносы и нации». Хрестоматия, с. 161—169; ряд статей в «Школьном философском словаре» («народ», «народность», «нация», «национализм», «этнические общности» и пр.).

      Для учителя можно рекомендовать ряд специальных статей («Этническая карта мира», «Народы мира и их взаимоотношения», «К гармонизации межнациональных отношений» и др.) в пособии «Человек и общество» / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1993. — Кн. 1, 3; Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991; Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по социологии и политологии. — М., 1996.

      Наличие разнообразной и достаточно доступной по содержанию учащимся литературы позволяет провести уроки в форме лабораторной работы.

      План изучения нового материала

      1. Этнические общности. Нация и ее основные признаки.

      2. Национальное (этническое) самосознание.

      3. Основные направления (тенденции) в развитии наций и межнациональных отношений.

      4. Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути преодоления.

      1. Во вступительной части, задавая уроку определенный тон, следует отметить тот объективный факт, что человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставив общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от 2 до 3 тыс., если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около 200), учитель зафиксирует внимание на очевидном: почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

      Учащиеся делают важный вывод: многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

      Из истории учащимся известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных (родственных и неродственных) народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

      Крупнейший русский ученый-этнолог Л. Н. Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

      Основываясь на убедительных научных аргументах, учитель сформулирует важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

      После вступительной части класс начинает самостоятельную работу. Содержательное единство первых двух вопросов плана урока позволяет организовать их изучение единым блоком.

      Поскольку урок не вместит всего объема источников, с которыми учащиеся могут работать, советуем учителю самому сделать отбор фрагментов. В учебнике — основном источнике — текст разделов «Нация» и «Национальное самосознание» написан доступно и содержит почти всю нужную информацию. Из хрестоматии рекомендуются фрагменты «Понятие национальности» (с. 161—162) и «Нация — создание человека» (с. 164); из «Школьного философского словаря» — статьи «народность», «нация» (с. 136—137); «этнические общности» (с. 152).

      При рассмотрении понятия «этнос» учитель может сделать дополнения, привлекая текст хрестоматийного фрагмента «Два взгляда на природу этноса». Напомнив школьникам приведенную в учебнике мысль о том, что понятие «этнос» не имеет в науке однозначной характеристики, учитель покажет это на примере позиции Л. Н. Гумилева, который считал, что этнос по своей природе не социален и связан только с природными условиями, и академика Ю. М. Бромлея, полагавшего, что этнос — это социально-культурное образование.

      В ходе работы с понятием «нация» (признаки, демократический взгляд на выбор национальности) рекомендуем заострить внимание на некоторых этических моментах. Следует специально подчеркнуть, что принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т. д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека (так называемый бытовой, неофициальный национализм, шовинизм). Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый, недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как равенство всех людей перед законами морали, как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т. д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (см.: Всеобщая декларация прав человека, ст. 1—2), действуют они в каждой стране (см.: Конституция РФ, ст. 19, 21).

      Уместно в данной ситуации перевести разговор в личностный план, поставив перед учащимися фактически главный вопрос, касающийся культуры межнациональных отношений:

      Как следует строить свои отношении с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

      Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

      2. При характеристике национального самосознания беседа коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». В «Школьном философском словаре» есть статьи «патриотизм» (с. 45) и «национальная гордость» (с. 137). Рекомендуем школьникам прочитать их и выделить ключевые признаки (аспекты) понятия или же сделать это учителю самому. Это позволит увидеть, что данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов (признаков). К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви — это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), и чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое (порой даже резко критическое) отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т. д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

      3. Третий вопрос плана урока изучается на основе пункта «Развитие наций и межнациональных отношений в современном мире». Учащимся предлагаются задания 2, 4, 6 к § 38.

      При обсуждении задания 2 следует подумать над вопросом, почему обе тенденции в развитии наций способствуют прогрессу цивилизации (взаимообогащению, сближению народов, укреплению взаимопонимания, доверия, мира и дружбы и т. д.).

      В ходе выполнения задания 4 встанет вопрос о том, какими путями идет процесс межнациональной интеграции в нашей стране. Необходима опора на текст Конституции РФ (особенно главы 3). Рассуждения могут быть примерно следующими. Россия — это демократическое федеративное правовое государство. Федерацией, как известно, называют единое союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные образования (штаты, земли, кантоны, у нас — субъекты Федерации). В России их 89 (см.: Конституция РФ, ст. 65). Все субъекты равноправны, причем республики имеют свои конституции (естественно, наряду с Конституцией РФ), свой государственный язык (наряду с русским), а остальные субъекты — свои уставы и свое собственное законодательство. Споры между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов решает Конституционный суд РФ. При этом республики, автономные области и автономные округа организованы по национальному принципу, а остальные субъекты — по территориальному. Многовариантность административного (государственного) деления, необходимость сочетания национальной и территориальной моделей, обусловившие появление столь сложной федеративной системы, объясняются особенностями исторических путей формирования Российского государства. Ведь на территории России проживают как народы, имеющие здесь свою основную национальную территорию и свою историческую родину, так и множество национальных групп, так называемые национальные меньшинства, этническое ядро которых находится в других странах (немцы, поляки, финны, греки, евреи, венгры, чехи, литовцы, эстонцы, латыши, болгары, корейцы, цыгане, а также и украинцы, армяне, грузины и представители других народов, принявших российское гражданство). Эти национальные группы живут в России сотни лет, они тоже россияне, и русская культура, язык, образ жизни стали для них столь же родными, как и культура предков, а подчас и единственно родными.

      Подводя итог, следует отметить: Российская Федерация не союз государств, а единое союзное государство с уникальной государственной структурой, сочетающей национальный и территориальный принципы государственного устройства; при этом необходимо помнить, что абсолютно все субъекты Федерации многонациональны. Единство страны скрепляется единым правовым пространством, единым государственным языком, единым экономическим пространством и др. Следовательно, из двух основных путей межнациональной интеграции, типичных для современной цивилизации, Россия избрала путь единого многонационального федеративного государства. Сегодня на федеративной основе развиваются десятки стран мира (США, Германия, Индия, Канада, Швейцария, Австрия, Австралия, Бельгия, Аргентина, Пакистан, Мексика, Бразилия и др.). Особенность Российской Федерации состоит в том, что она должна обеспечивать населяющим ее народам подлинно демократическое сочетание одновременно трех видов (форм) автономий: территориальной (которую имеют края, области, города федерального значения), национально-территориальной (которую имеют республики, автономные области, автономные округа) и культурно-национальной. Первые две формы дают всем субъектам Федерации максимально возможную (в рамках Конституции РФ) самостоятельность в осуществлении государственной власти на своей территории. Третья форма должна обеспечивать народам, не имеющим национально-территориальной автономии, возможность сохранять и развивать свою национальную культуру вне зависимости от места их проживания в стране.

      Выполнение задания 6 опирается на тот же материал, что и выполнение задания 2. Однако к тексту поставлены новые вопросы, что потребует найти в известном уже материале другой аспект их освещения. Уточняющая деталь относительно перспективы развития двух тенденций: современная наука утверждает, что их действие в обозримом будущем сохранится.

      4. Последний вопрос плана прорабатывается на основе текста «Межнациональные конфликты и пути их преодоления» (учебное пособие). В силу своей актуальности этот материал также имеет особый воспитательный и мировоззренческий потенциал. К тексту можно предложить два задания:

      1. Сформулируйте основные причины, вызывающие межнациональную напряженность или конфликты.

      2. Охарактеризуйте основные пути преодоления межнациональных конфликтов.

      Учащимся предлагается в виде плана или перечня изложить типичные ситуации, провоцирующие межнациональную напряженность. В ходе выполнения первого задания опора на текст учебника поможет указать в обобщенном виде на главную причину всех конфликтов — национальное насилие. В процессе работы следует поставить вопросы, побуждающие к более глубокому анализу прочитанного, связывающие его содержание с современной жизнью общества: какие из жизненных причин межнациональной напряженности вы считаете актуальными сегодня? Какие утратили свою актуальность?

      Учащиеся смогут отметить, что ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике — намечается рост культурной автономии и пр. Можно сделать вывод о том, что процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты (Чечня).

      Учитель в ходе обсуждения может прямо сказать, что всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни, и предложить подумать над вопросом «Кто они?». Выясняется, что это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистических идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные преступные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

      Переход к последнему заданию учитель может осуществить постановкой вопросов:

      Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений? Опираясь на текст учебника, учащиеся раскрывают суть характерного для современной цивилизации гуманистического подхода к этническим проблемам.

      Важно несколько конкретизировать эти положения, поскольку в учебнике они даны в очень обобщенном виде. Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе: 1) в предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправления — автономии (во всех ее видах); 2) в отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т. е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия — проблема Чечни; Канада — проблема франко-канадцев; Испания — проблема басков; Индия — проблема сикхов, тамилов; Эфиопия — проблема эритрейцев; Индонезия — проблема молукских, сумтранских сепаратистов и др.); 3) в постоянном поиске консенсуса (о чем учащиеся знают); 4) наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком — бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

      В заключение, возвращаясь к последнему заданию (можно ли жить без межнациональных конфликтов?), следует познакомить учащихся с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле — нет, а в относительном — да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений — задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов — это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т. е. возможность взвалить вину за все беды на «инородцев» (чему многие учащиеся — живые свидетели). Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно — личную культуру межнациональных и шире — межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче — проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

      Другим вариантом занятия может быть школьная лекция (1 ч) и практическое занятие (1 ч). Лекция проводится по изложенному выше плану урока. Дополнением к ней могут стать сообщения учащихся по актуальным проблемам межнациональных отношений или же выступления, подготовленные по заданию учителя на основе материалов хрестоматии (о них уже шла речь). На практическом занятии организуется работа учащихся с заданиями, представленными в учебном пособии. Учитель может дополнить их своими собственными. Важно только, чтобы при обсуждении результатов работы проблемы воспитательного характера, личностного отношения постоянно находились в центре внимания.

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 1095 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0