Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 09:01:36
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Научно-технический прогресс и материальное производство

      Этот урок выходит за рамки темы об экономике. На нем рассматривается воздействие научно-технического прогресса не только на экономические отношения, но и на социальную сферу, а также другие области жизни общества. На уроке закладываются основы понимания процессов перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Главная задача урока — дать учащимся представление о современном этапе научно-технической революции и его последствиях для человека и общества, о том, что в результате НТР радикально меняется положение человека в производстве (он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта и становится рядом с ним), существенно меняется содержание труда. Урок убеждает учащихся в возрастающей роли знаний в жизни общества и каждого человека.

      План изучения нового материала

      1. Современный этап научно-технической революции.

      2. НТР и перспектива перехода к научно-технологической цивилизации.

      3. Современные экономические и социальные последствия НТР.

      4. Противоречия НТР.

      1. При изучении первого вопроса особое значение приобретают межпредметные связи, в частности опора на знания, полученные в курсах математики, физики, химии, биологии, информатики, истории. Посоветовавшись с преподавателями названных предметов, можно предложить учащимся на уроке раскрыть связь базовых наук (физики, химии и др.) с современным производством. При этом основное внимание должно быть уделено новейшим открытиям в различных научных областях и их применению в технологиях.

Вариант 1

      Возможно заблаговременно, учитывая индивидуальные интересы учащихся, поручить желающим выступить с сообщениями примерно на такие темы: «Новейшие открытия в физике (химии, биологии и т. п.) и их применение в современном производстве», «Применение новейших открытий в сельском хозяйстве (на транспорте, в медицине и т. д.)». Очевидно, что сообщений должно быть немного и они должны быть очень краткими. Аналогичные сообщения, но более обстоятельные могут стать основой ученической конференции «Современный этап научно-технической революции», которую целесообразно готовить вместе с учителями естественно-научного цикла.

      В начале урока целесообразно поставить вопросы, направленные на актуализацию понятий, используемых в процессе изучения нового материала:

      Что представляет собой вещественный фактор производства? Какова структура средств производства? Что такое предмет труда? средства труда? Что входит в понятие «производительные силы»? Что называют технологией? С этими понятиями учащиеся знакомились при изучении параграфа «Трудовая деятельность».

      Ключевые понятия данного урока — «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция». Учащиеся не должны отождествлять эти два процесса.

      Первое понятие в пособии отсутствует. На уроке его можно определить следующим образом: научно-технический прогресс (НТП) — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

      Современной формой НТП является научно-техническая революция (НТР). Целесообразно дополнить определение, данное в учебном пособии, еще одним: НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу.

      Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную. Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.

      Учащимся предлагаются  вопросы:

      В чем заключалось технологическое содержание промышленного переворота рубежа ХVIII—ХIХ вв.? Каковы его социальные последствия? В чем состоит содержание технологической революции рубежа ХIX—XX вв.? (Напомним: замена паровой машины электрической, устремление науки в микромир и т. п.) Учитель сообщает, что социальным последствием этой революции был в дальнейшем переход от капитализма «чистого рынка» к такой рыночной системе, в которой государство регулирует экономическое развитие.

      Научно-техническая революция, начавшаяся в середине ХХ в., характеризуется новыми чертами, на которых учитель фиксирует внимание учащихся:

      1. Глубокая интеграция науки и производства, когда производство превращается «в технологический отдел науки». Если в промышленном перевороте рубежа ХVIII—ХIХ вв. технические сдвиги в производстве осуществлялись на основе открытий талантливых практиков, то сейчас наука превратилась в самостоятельную отрасль и опережает развитие производства.

      2. Комплексная механизация и первичная автоматизация производства происходят на основе широкого внедрения гибких производственных систем, промышленных роботов, роторов и роторно-конвейерных линий. В системе машин, помимо двигателя, передаточного механизма, рабочей машины, появился четвертый компонент — контролирующее и управляющее устройство.

      3. Создание искусственных предметов труда с заранее заданными свойствами.

      4. Появление новых технологий: лазерной, плазменной, биотехнологии, порошковой металлургии. Превращение информатики в элемент технологии и т. д.

      5. Новейшая наука устремилась в микромир. Началось освоение космоса (см.: Белова В. Введение в экономику. — М., 1994. — С. 53). Каждая из названных черт на уроке иллюстрируется примерами из учебного пособия или дополнительной литературы. Отметим, что некоторые названные черты НТР в полной мере проявились лишь на современном ее этапе.

      Этот новый этап НТР получил название компьютерной революции (в некоторых работах компьютерная революция рассматривается не как этап НТР, а как одна из главных составляющих НТР).

      Понятие компьютерной революции отражает:

      — качественный скачок в развитии электронной вычислительной техники — переход к проектированию ЭВМ 5-го поколения, создание суперЭВМ сверхвысокой производительности и мини-ЭВМ с высокими техническими и эксплуатационными параметрами; появление микропроцессоров, персональных ЭВМ и т. п.;

      — беспрецедентный масштаб и силу влияния электронной вычислительной техники на развитие экономики; информатика, электронная вычислительная техника, автоматизированные системы определяют магистральное направление развития и эффективность производства и технологии, проектно-конструкторских разработок и научных исследований, многих процессов социальной и культурной жизни;

      — новую ступень развития методов и средств познавательной деятельности, связанной с формированием принципиально новой методологии и технологии решения крупномасштабных исследовательских задач, проведения сложных расчетов;

      — серьезные качественные сдвиги в социально-культурной и социально-практической сферах: происходит «компьютеризация» духовной жизни, затрагивающая процессы формирования общественного сознания, производства отдельных продуктов культуры, в частности книгоиздания (см.: Научно-технический прогресс: Словарь. — М., 1997).

      Как говорилось выше, одним из методических вариантов изучения современного этапа НТР могут быть сообщения учащихся, отражающие наиболее значительные аспекты НТР. Роль учителя в данном случае — введение ключевых понятий и краткие комментарии к сообщениям.

Вариант 2

      Предполагается заполнение таблицы в процессе работы над текстом пособия с привлечением дополнительного материала. Примерный вид таблицы:

Современная научно-техническая революция

Сфера проявления

Суть изменений

Примеры проявлений НТР

Технология
Предмет труда
Источники энергии
Положение человека
Организация производства
Транспорт
Связь
Образование
Быт

   

      Примеры проявлений НТР в различных сферах учащиеся находят в учебном пособии или иных источниках.

      Вариант 3 изучения первого вопроса предполагает составление учащимися развернутого (сложного) плана по учебному пособию (текст «Научно-техническая революция»).

      2. Изучение второго вопроса опирается на ранее изученный материал (текст «Постиндустриальная цивилизация в § 31 «Современные цивилизации»). Внимание учащихся привлекается к выделенному курсивом положению в тексте «Научно-техническая революция» (§ 35). Предлагается подумать над вопросом, являются ли научно-технологическая и постиндустриальная цивилизации, названные в двух указанных выше параграфах, различными обществами или речь идет об одной и той же цивилизации. Анализируя оба текста, можно сделать вывод, что правильно последнее утверждение: будущее общество называют и научно-технологической, и постиндустриальной, и информационной цивилизацией.

      Характеристику информационного общества дает в своем изложении учитель. При подготовке этого вопроса он может использовать книги: Яковец Ю. В. История цивилизаций. — М., 1995 (раздел «Становление постиндустриальных цивилизаций»); Цвылев Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. — М., 1996 (глава «Информационное общество — ступень в эволюции социальной организации»); Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М., 1991 (главы «Путь к информационному обществу: проблемы, реальность и перспективы» и «Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия»).

      Целесообразно выделить некоторые прогнозируемые черты информационного (постиндустриального) общества:

      — любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания; изменение содержания, форм и методов образования;

      — в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер производства и управления; техника — на основе знаний, исходящих из научных лабораторий;

      — создаются новые интеллектуальные технологии, повышается их роль в процессе производства;

      — осуществляется сотрудничество с природой, ориентации на возобновляемые источники энергии;

      — происходят радикальные изменения социальных структур, вследствие которых — расширение сферы информационной деятельности и услуг, труд в небольших организациях и на дому; скользящий график труда;

      — общество будет предоставлять людям лучшие социальные позиции, сообразуясь не с собственностью, наследством, а исходя из знаний и квалификации;

      — новая личность ориентирована на духовные ценности и творчество; возрождение гуманизма; становление богатой индивидуальности.

      По мнению многих ученых, переход к постиндустриальному обществу начался в высокоразвитых странах, но займет он несколько десятилетий, причем в различных странах неодинаковый по длительности период.

      3. При изучении третьего вопроса в дополнительных пояснениях нуждается тезис об экономической необходимости усиления социальной направленности экономического развития.

      С возникновением фабричной индустрии, основанной на применении машин, преобладающим был технократический подход к развитию человеческого фактора производства. Он выражался в приоритетном развитии техники и приспособлении способностей работника к машинным орудиям. Новейшая технологическая революция кардинально меняет положение человека в производстве. Это изменение уже отмечалось при рассмотрении современной научно-технической революции. Означает ли это освобождение человека от прямого участия в технологическом процессе, уменьшение его ответственности за использование сложнейших и дорогостоящих технических систем, за конечные результаты работы? В ходе обсуждения вопроса учащиеся приходят к выводу, что ответственность не только не уменьшается, но и значительно возрастает. Подсчеты специалистов показали, что дальнейший рост производительности труда примерно на 40% зависит от совершенствования техники, а на 60% — от человеческого фактора.

      В новейшем производстве задействован более сложный труд, что требует более высокого уровня образования. Так, в США средний уровень подготовки всех занятых работников составляет 14,5 лет; в Японии в старших классах 12-летней школы обучается свыше 90% молодежи. В этих странах каждому работнику предприятий, использующих современную технику и технологию, предъявляется требование: регулярно пополнять и обновлять свои профессиональные знания с учетом новейших достижений науки и техники.

      Не меньшее значение имеют здоровье, психическое состояние, морально-волевые качества, общая культура работников.

      Затем учащимся предлагается самостоятельно изучить текст учебного пособия под названием «Экономическое содержание нового этапа НТР» с выполнением задания:

      Раскройте связь выделенных курсивом экономических последствий НТР с ее особенностями и проявлениями.

      При освещении социальных последствий НТР целесообразно обратить внимание на понятие «совокупный рабочий» («совокупный работник»). Имеется в виду комбинированный рабочий персонал, представители которого непосредственно или косвенно участвуют в производственном процессе — создании товаров и услуг. Воздействие НТР на структуру совокупного работника значительно расширило его границы и состав. Традиционный подход к определению границ совокупного работника состоял в том, что в его состав включались рабочие, служащие, инженерно-технические работники, которые непосредственно участвуют в создании материальных благ и услуг. Это соответствовало периоду, когда наука еще не стала непосредственно производительной силой, а сфера услуг не получила значительного развития. В состав современного совокупного работника на уровне народного хозяйства в целом включается значительная часть занятых в сфере услуг, информатики, науки, здравоохранения, народного образования, культуры. Учащимся предлагается объяснить: что дает основания для такого расширения границ понятия «совокупный работник»?

      При рассмотрении вопроса о безработице могут быть даны следующие пояснения. Согласно определению Международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. По одной из имеющихся классификаций безработицы выделяются следующие ее формы:

      циклическая безработица возникает вследствие циклического спада в развитии экономики (кризис, депрессия). Учащиеся знакомы с этой формой безработицы из курса истории. Можно предложить привести известные им примеры;

      фрикционная безработица связана переходом людей с одного места работы на другое. Всегда в обществе есть какое-то количество людей, которые находятся непродолжительное время между «двумя работами»: одни нашли более высокооплачиваемую работу, другие теряют сезонную работу (связанную, например, с климатическими условиями), третьи ищут работу из-за увольнения за нарушение дисциплины, четвертые добровольно меняют работу по иным причинам;

      технологическая безработица связана с внедрением более высокопроизводительной (иногда «малолюдной», «безлюдной») технологии. Например, введение в полиграфии компьютерного набора ведет к повышению производительности труда и вытеснению большей части наборщиков;

      структурная безработица обусловлена упадком старых отраслей промышленности и появлением новых, отмиранием старых массовых профессий и возникновением новых.

      Очевидно, что структурная и технологическая (которая иногда рассматривается как разновидность первой) формы безработицы связаны непосредственно с научно-техническим прогрессом. Спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается.

      Высокую конкурентоспособность на рынке труда имеет тот, кто, во-первых, обладает достаточными для переучивания базовыми знаниями; во-вторых, умеет учиться, ориентироваться в новой литературе и т. п.; в-третьих, обладает волевыми качествами, усидчивостью, упорством, необходимыми для получения новой специальности в более старшем возрасте, при наличии семейных забот и иных трудностей. В цивилизованных обществах государство обеспечивает материальную поддержку тем, кто готов повышать или приобретать новую квалификацию.

      4. Вопрос о противоречиях НТР может быть изучен по тексту учебного пособия (заключительная часть § 35). При этом целесообразно вспомнить материал об общественном прогрессе и о последствиях научно-технического прогресса для природной среды. Учащимся предлагается подумать над вопросами: можно ли устранить негативные последствия НТР? Каким образом?

      Данная подтема содержит значительный объем информации. Но главное — добиться глубокого осмысления учащимися проблем НТР. Этому поможет решение проблемных задач, предложенных в конце параграфа.

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 2145 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0