Одна
из задач урока — показать своеобразие переходной
эпохи от Средневековья к индустриальному обществу, сыгравшей
уникальную роль в становлении современной Европы.
Это
своеобразие, в частности, состоит в выдвижении в качестве
доминанты общего развития социально-экономических, технологических
проблем. Одновременно с развитием науки, производства,
технологии происходит раскрепощение человеческой личности —
появляется свободный, независимый, наделенный волей
и энергией деятель; активизируется его роль в мире,
рушатся средневековые догматы.
Особое
значение данной теме придает возникновение в этот период
целостной картины мира на основе технических достижений,
а также появление такой общецивилизационной ценности,
как парламентаризм.
Материал
темы весьма объемен, достаточно сложен и важен для понимания
современного мира.
План
изучения нового материала
1. Технические
предпосылки рождения новой цивилизации.
2. Первоначальное
накопление капитала.
3. Раннебуржуазные
ценности.
4. Зарождение
парламентаризма.
5. Итоги
развития общества в ХVIII в.
Материал
учебного пособия дает возможность организации изучения
темы в разных методических вариантах.
Вариант 1
Комбинированные
уроки, сочетающие изложение материала учителем, работу
с текстом учебного пособия, обращение к тексту хрестоматии.
До начала
изучения данной темы полезно предложить учащимся
задание опережающего повторения:
Вспомните,
какие технические открытия и изобретения европейцев
ХIV в. оказали существенное влияние на развитие
общества.
1, 2. При
рассмотрении первых вопросов плана урока важно обратить
внимание учащихся на связь технических и социальных
последствий изучаемых изменений в технологии и организации
производства. И в более ранние периоды технические
достижения нередко оказывали заметное воздействие на
общественное развитие. Однако изобретение компаса, пороха,
книгопечатания, автоматических часов не только позволило
улучшить производство, но и способствовало разделению
труда и расцвету торговли, освоению новых земель и их
колонизации европейцами. Эти изобретения оказывали комплексное
воздействие на социальную структуру, систему ценностей
человека, отдельных социальных групп и социума в целом.
Под воздействием технических и технологических новинок
рушились не только границы феодальных владений и привилегии
рыцарей, но и средневековые ремесленные цехи с их регламентацией
и замкнутостью. Без этих предпосылок было бы невозможно
накопление капитала, когда с «исторической сцены»
за короткое время сходили прежние «фавориты»
и их место уверенно занимали социальные группы, включавшие
людей, выделившихся благодаря личным качествам, собственной
активности и дарованиям. Новые социальные группы несли
с собой новое мировоззрение и новые, невиданные прежде
ценности.
3. Среди
новых ценностей прежде всего следует выделить социальное
освобождение человека, т. е. освобождение от заданности
его положения в обществе в зависимости от рождения.
Предприимчивость и индивидуальная активность свободной
личности дали возможность раскрыться новым качествам
человека, проявиться самым разнообразным качествам и
всей эпохи в целом.
Важно
в процессе изучения данной темы подчеркнуть, что именно
в ХIV—ХVII вв. складывается идеология и философия
гуманизма, которая исходит из признания возможностей
телесного и духовного развития творческой природы человека.
Именно прославление человека стало смыслом великой культуры
Ренессанса. Эта мысль может быть проиллюстрирована примерами
из самых разных сфер духовной жизни. Возможно также
рассмотрение в этой связи проблемы силы человеческого
духа и свободы творческой личности.
Еще
одно существенное изменение основ общественного устройства
связано с освобождением человека от догматики христианства
в связи с Реформацией.
Рождение
светской этики, отстаивавшей такие добродетели, как
хозяйственность, бережливость и умеренность, также способствовало
эмансипации человеческого духа, освобождению его от
ханжества и лицемерия.
В учебном
пособии приводится фрагмент из сочинения Леона Батиста
Альберти (§ 29). К этому фрагменту могут
быть поставлены вопросы:
Какие
ценности выделяет Альберти в качестве наиболее значимых?
Почему именно эти? В чем, по-вашему, заключается
своеобразие понимания этих ценностей в эпоху Альберти
и в нашу эпоху?
Кроме
того, в пособии имеется задание к § 29,
которое дает возможность уяснить исторический характер
понимания ценностей буржуазии ХVII и ХVIII вв.
4. Вопрос
о сущности парламентаризма заслуживает отдельного внимания.
В учебном пособии приводится толкование термина
«парламентаризм». Можно организовать комментирование
и разъяснение этого понятия с помощью исторических и
современных примеров. Сущность парламентаризма также
анализируется с помощью задания 11.
5. Итоговый
вывод о рождении принципиально новой цивилизации, решительным
образом изменившей все стороны жизни человека, может
быть сделан в лекции учителя. План такой лекции
может включать вопросы:
1. Ускорение
общественного прогресса в Европе под влиянием технических
достижений.
2. Первоначальное
накопление капитала и формирование экономического суверенитета
собственников.
3. Слом
духовного господства Церкви и новые ценности новой эпохи.
4. Зарождение
и развитие парламентаризма.
5. Итоги
перехода к индустриальной цивилизации.
В заключение
изучения этой темы полезно провести собеседование
по следующим вопросам:
1. Какое
значение в развитии общества и становлении новой цивилизации
имели буржуазные революции и промышленный переворот?
2. Какие
особенности новой цивилизации позволяют характеризовать
ее как индустриальную? |