Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 21:55:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Переходная экономика России

      Содержание урока базируется на знаниях учащихся о рыночной экономике. Его назначение — ввести учащихся в сложные проблемы переходной экономики России. Материал урока позволяет учащимся сформировать собственное отношение к противоречивым процессам современного экономического развития России, развить умение самостоятельно анализировать факты экономической действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

      План изучения нового материала

      1. Необходимость реформирования экономической сферы России.

      2. Курс на переход к рынку.

      3. Противоречия и трудности на пути к цивилизованной рыночной экономике.

      К этому уроку необходимо повторить вопросы: «Россия в полосе перемен» и «Рыночная экономика».

      К содержанию урока подводят следующие вопросы:

      1. Почему возникла необходимость преобразований во всех областях жизни нашего общества?

      2. Каково было основное направление экономических реформ в России в 90-х гг. XX в.? В чем состоит задача преобразований в экономической сфере?

      3. В чем заключаются основные отличия рыночной экономики от командной (плановой)?

      1. Возможны различные варианты рассмотрения первой позиции плана.

      Если в курсе отечественной истории период 80—90-х гг. ХХ в. уже изучен, то ведущим методическим приемом может быть беседа с учащимися. В зависимости от того, по какому учебному пособию занимались школьники, учитель в ходе беседы делает соответствующие дополнения и пояснения. Это первый вариант изучения вопроса.

      Второй вариант: работа учащихся с текстом учебного пособия. При этом учащимся предлагаются вопросы: в чем проявился кризис экономики нашей страны? Каковы причины этого кризиса?

      Третий вариант: характеристика кризиса директивной (плановой) экономики в изложении учителя.

      Положения о кризисе могут быть проиллюстрированы фактами, характеризующими плановую экономику СССР к середине 80-х гг. (см.: Попов В., Шмелев М. Великий плановый эксперимент: Погружение в трясину. — М., 1991; Шмелев М., Попов В. На переломе: Экономическая перестройка в СССР. — М., 1989; Лацис О. Выйти из квадрата. — М., 1989; Меньшиков С. Советская экономика: катастрофа или катарсис? — М., 1990).

      Конкретизации представлений учащихся о плановой экономике служат следующие данные. В середине 80-х гг. Госплан устанавливал каждому предприятию не только стоимостный объем продукции, но и показатели производства в натуре — в тоннах, штуках, метрах. Степень детализации плановых позиций отражалась в цифрах: Госплан давал 2 тыс. укрупненных наименований, другой правительственный орган — Госснаб разбивал эти позиции на 15 тыс., министерства — на 50 тыс., а затем органы Госснаба каждую позицию дробили еще на 10—15 наименований.

      Планируемый ассортимент производимых изделий насчитывал к началу 80-х гг. 25 млн наименований.

      Централизованно устанавливались и цены. Госкомцен ежегодно утверждал 200 тыс. цен на товары и услуги. Но для планирования цены одного товара нужно знать затраты труда и цены других товаров, от которых зависит цена данного товара. Например, чтобы определить затраты труда на производство 1 кв. м ткани, нужно знать нормы расхода сырья на выпуск тканей, нефти — на производство красок, электромоторов на добычу и перекачку нефти, проволоки — на обмотку электромоторов и т. д. Малейшие изменения одного элемента в этой цепочке передаются на все другие. И это по каждому из миллионов планируемых изделий.

      Не случайно ученые-экономисты пришли к выводу, что рациональное планирование объемов продукции в натуре и цен на практике невозможно. Это подтверждается такими фактами: сопоставление плановых показателей и фактических темпов прироста продукции по пятилеткам показывает расхождение в 50—60-х гг. в 14—19%, а в 70-х — первой половине 80-х гг. — 27—36%. Иначе говоря, реальное развитие экономики заметно отличалось от планируемого.

      Характерной чертой советской экономики была нехватка (дефицит) самых необходимых товаров. Многочасовое стояние в очередях стало неотъемлемой чертой образа жизни советского человека. Некоторые товары распределялись по спискам льготным категориям покупателей, по талонам и карточкам.

      Причины такого кризиса российской экономики раскрываются в соответствии с текстом учебного пособия.

      2. Второй вопрос плана может быть рассмотрен при активном участии класса. Предлагается задание:

      Зная основные черты командной и рыночной экономики, скажите, какие экономические реформы необходимо было осуществить в России, чтобы перейти от плановой экономической системы к рыночной.

      Целесообразно предложить учащимся записать на доске, а затем обсудить, корректируя, перечень переходных преобразований. Этот перечень соотносится с перечисленными в учебном пособии направлениями реформирования экономики.

      Далее по каждому направлению характеризуются способы реализации стоящей задачи, а также достигнутый результат. Фактические данные можно почерпнуть из новейшей справочной литературы.

      О формировании новых рыночных структур можно сообщить следующее: в первой половине 90-х гг. шел бурный процесс создания банков, торговых, финансовых, страховых компаний. В условиях переходной экономики не все из них выстояли.

      Важнейшим направлением реформ стала приватизация. Негосударственный сектор стал доминирующим в российской экономике.

      Вопрос о стабилизации рубля не столь очевиден. Результаты этого процесса зависят от состояния экономики в целом. Намеченные показатели снижения инфляции еще не достигнуты.

      Что касается перехода к свободным ценам, то эта мера была осуществлена не поэтапно, а, как принято говорить, в «шоковом варианте».

      Приведенные реформы закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

      Целесообразно организовать на уроке работу учащихся с текстом Конституции. При подготовке к этой части урока учителю полезно использовать книги: Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. — М., 1994; Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М., 1994; Конституция Российской Федерации: Вопросы и ответы. — М., 1994. Прежде всего внимание учащихся привлекается к ст. 8 и 9 Конституции. Важно подчеркнуть, что положения этих статей входят в основы конституционного строя Российской Федерации.

      К ст. 8 можно поставить вопросы:

      Как следует понимать единство экономического пространства России? Какое значение имеет поддержка конкуренции? Что означает свобода экономической деятельности? Какое значение с точки зрения становления рыночной экономики имеет поддержка частной и иных форм собственности равным образом?

      Дополняя ответы, учитель может разъяснить:

      — Конституция не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, признавая равенство всех форм, включая частную. Это важная предпосылка рыночной экономики;

      — гарантируется свобода экономической деятельности. Это важнейший принцип рыночной экономики, самый большой результат рыночных преобразований в стране;

      — принцип свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств — еще одно необходимое условие рыночной экономики;

      — еще один основополагающий принцип рыночной экономики — свобода конкуренции — также закрепляется Конституцией.

      В ст. 9 отмечается, что, согласно Конституции, земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности. Но по этому вопросу пока единства в обществе нет, как и нет ясности о возможности получения земли в собственность.

      Далее организуется работа по статьям 34, 35, 36 Конституции. Здесь речь идет о правах граждан Российской Федерации. К ст. 34 ставятся вопросы:

      В чем состоит с точки зрения становления рыночной экономики значение права каждого человека, закрепленного в ст. 34? Какое значение для рыночной экономики имеют ограничения экономической деятельности, установленные в части второй этой статьи?

      Целесообразно разъяснить, что в статье провозглашается личная свобода в сфере экономики. В Конституции впервые закреплено право свободного предпринимательства. Таким образом, конституционные основы находят (ст. 8) отражение в правах человека (ст. 34). Находит продолжение и тезис о конкуренции. Он подкрепляется запрещением монополистической деятельности, которая выступает как противоположность конкуренции. Учащимся предлагается соотнести эти положения с характеристикой рыночной экономики, данной в учебном пособии, и сделать выводы.

      По ст. 35 ставятся вопросы:

      С какими конституционными основами Российской Федерации связаны права, закрепленные ст. 35? Какое значение для рыночной экономики имеют эти права? В чем состоят юридические гарантии права частной собственности?

      Поясняя положения статьи, учитель отмечает, что право, закрепляемое этой статьей, означает, во-первых, охрану права собственности на имущество, принадлежащее частному лицу; во-вторых, охрану права этого лица на осуществление хозяйственно-экономической деятельности на базе принадлежащего ему имущества. Юридические гарантии изложены в части третьей статьи. Положения о хозяйственно-экономической деятельности получили развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации, который называют «второй конституцией», поскольку он регулирует многообразные отношения в рыночной экономике.

      К ст. 36 предлагается вопрос:

      В чем состоит значение положений этой статьи для рыночной экономики? Дополняя ответы учащихся, учитель подчеркивает, что право собственности граждан на землю — одно из условий их экономической свободы, что, в свою очередь, является одной из предпосылок рыночной экономики.

      Таким образом, курс на переход к рынку находит свое воплощение как в мерах экономических (приватизация и т. д.), так и в мерах по юридическому закреплению происходящих в России изменений.

      3. Трудность изучения третьего вопроса плана этого урока состоит как в многообразии противоречивых процессов и их оценок различными общественно-политическими силами, так и в меняющейся экономической ситуации, учесть которую поможет лишь обращение к текущей информации.

      Противоречия и трудности экономической реформы целесообразно охарактеризовать в изложении учителя. При подготовке к этой части урока он может воспользоваться экономическими журналами и газетами, публикациями по экономическим вопросам в журналах «Общественные науки и современность», «Свободная мысль», «Социально-гуманитарные знания», другими периодическими изданиями.

      Изучение проблемы осуществляется с опорой на знания учащихся. Можно начать с вопросов:

      Каковы преимущества рыночной экономики? Каковы ее негативные проявления? Что делается в цивилизованных обществах для смягчения или предотвращения негативных последствий рынка?

      Переход к рынку в России позволил в значительной степени изжить дефицит, прилавки магазинов наполнились разнообразными товарами. Но в то же время заметно проявились все известные учащимся негативные аспекты рыночной экономики. Ликвидация органов государственного управления хозяйством (Госплана, Госснаба, Госкомцен и др.) не сопровождалась одновременным развитием известных в современной рыночной экономике методов государственного регулирования. Данные Института социально-политических исследований Российской Академии наук (Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. — М., 1995) свидетельствуют о серьезных проблемах, возникших в процессе рыночных реформ.

      Скачкообразный переход к полной хозяйственной самостоятельности предприятий, распад Советского Союза, финансовые трудности и другие факторы привели к разрушению сложившихся ранее экономических связей, обусловили сокращение производства. Происходила массовая остановка машиностроительных, приборостроительных, химических и других предприятий.

      При некотором росте производства продукции в личных подсобных хозяйствах и появившихся фермерских (крестьянских) хозяйствах в целом происходил спад производства сельхозпродукции. Все эти факты дополняют картину экономического кризиса, переживаемого страной.

      Далее целесообразно обратиться к противоречивым процессам перехода к рынку на каждом из рассмотренных ранее направлений.

      Первый этап приватизации в виде чековой (ваучерной) приватизации проводился под лозунгом превращения большинства граждан в собственников. Однако после завершения этого этапа экономическая власть переместилась не ко всем гражданам России, а к 2—6% населения, которые составили новую экономическую элиту. Усилилось влияние на экономику уголовных элементов. По данным МВД, многие предприятия в РФ принадлежат криминальным группировкам.

      Среди новых рыночных структур возникло немало финансовых организаций и банков, которые, пообещав вкладчикам высокие проценты и собрав значительную часть сбережений россиян, обанкротились или исчезли, обманув миллионы граждан.

      Процесс стабилизации рубля оказался тоже трудным и противоречивым. Курс на жесткую финансовую политику сопровождался сокращением расходов на социальные нужды, здравоохранение, науку, образование и т. п. Развернулся кризис неплатежей. В этих условиях нередким явлением стала задержка выплаты зарплаты, пенсий и т. д.

      Одномоментный переход к свободным ценам привел к стремительному росту цен, к потере миллионами граждан своих сбережений. Влияние на рост цен оказали многочисленные монополистические структуры.

      Таким образом, процесс перехода к рынку, начавшийся в условиях экономического кризиса, оказался противоречивым и трудным. Особенно тяжелыми были социальные последствия экономического кризиса.

      Разные группы специалистов, научные центры дают три варианта оценок проводимых в России реформ:

      1. Реформирование идет правильным путем и отвечает национальным интересам России. За вступление в рынок надо платить, но основная часть «расходов» уже оплачена. Нужно продолжать проводимый курс, и вскоре наступит улучшение ситуации.

      2. Стратегия выбрана верно, но методы ее реализации нуждаются в корректировке. Реформирование отвечает интересам большинства граждан, но экономическому развитию необходимо придать социальную направленность.

      3. Курс реформ выбран неверно, не соответствует условиям и особенностям российского общества. Общество продолжает деградировать. Последствия негативного опыта реформирования предстоит преодолевать в течение десятилетий (см.: Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз).

      А как думают учащиеся? Постановка такого вопроса в классе может стать началом дискуссии, в ходе которой учащиеся выскажут и аргументируют личное отношение к мнениям специалистов.

      Учителю следует учесть изменения, происходящие в экономической сфере, обновить цифры, используя статистические данные, а также официальные материалы, отражающие намерения российских властей (среди них отметим ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, социально-экономические программы, разрабатываемые правительством).

      В конце урока целесообразно привлечь внимание учащихся к заключительной части параграфа «Подведем некоторые итоги экономического развития Российской Федерации». Учащимся предлагаются вопросы:

      Согласны ли вы с заключительными выводами в тексте учебного пособия? Какие иные или дополнительные выводы вы можете сделать из содержания подтемы?
Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 642 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0