Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 08:52:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Политический статус личности

      Подтема завершает изучение ценностей современной цивилизации. Она призвана на основе обобщения и развития ранее полученных знаний о политическом статусе личности, политической культуре и демократии раскрыть сущность демократической политической культуры, правила политического поведения, а также антиправила и их негативные последствия, способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулировать ее сознанием, стремления и готовности утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.

      Объектами углубленного изучения на уроке являются понятия: «демократическая политическая культура», «демократические правила политического поведения», «политический лидер». Раскрываются также понятия «популизм», «охлократия».

      Рассмотрение на уроке противоположных понятий, например «демократия» и «охлократия», «политический лидер» и «имитатор», направлено на более глубокое и осознанное усвоение учащимися демократической сути политических ролей гражданина, развитие мышления и критичности ума старшеклассников, становление внутриличностных механизмов контроля за своим поведением.

      Урок может быть проведен по следующему плану:

      1. Политический статус личности.

      2. Что такое демократическая политическая культура?

      3. Сущность роли избирателя:

          а) критерии оценки предвыборных программ и личных качеств кандидата в депутаты;

          б) политические лидеры и имитаторы.

      1. Первый вопрос рассматривается на основе коллективного обсуждения результатов выполнения опережающего домашнего задания. В процессе работы учитель может напомнить учащимся ст. 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Выясняется, что политические права, зафиксированные в Российской Конституции, соответствуют международным стандартам и воплощают принцип политической свободы и равенства личности, имеющей «веер возможностей» политического участия и политического выбора, достижения высокого политического статуса.

      При изучении этого вопроса целесообразно привлечь знания о личности как субъекте политики, полученные учащимися при изучении § 20 (с. 149—150).

      2. Далее с учащимися организуется разбор нижеприведенной учебно-познавательной задачи, текст которой целесообразно заранее отпечатать на карточках.

      «Ряд ученых и публицистов считают, что в нашей стране еще не изжит тоталитарный тип политической культуры многих людей.

      Выражается это, в частности, в подмене объективного научного знания „житейскими" представлениями о политической действительности (свободе, праве, демократии, гражданине и пр.), в ориентациях на конфронтацию, поиск врага, борьбу как универсальный метод решения основных политических проблем, а также в противоречащих установленным правилам способах политических действий».

      Согласны ли вы с этим утверждением? Поделитесь своими соображениями и впечатлениями. Опираясь на изученный материал темы, охарактеризуйте демократический тип политической культуры и ее значимость для личности и общества.

      Задание направлено на самостоятельное под руководством учителя осмысление учащимися сущности демократической политической культуры.

      Вначале на основе анализа условия учебно-познавательной задачи следует выявить перечень структурных элементов политической культуры: политические знания и представления, политические установки (ценностные ориентации), способы политической деятельности. Подчеркивается, что они в своей совокупности характеризуют политическое сознание и политическое поведение личности. Желательно пояснить также, что политические ценностные ориентации (установки) могут представлять собой не полностью осознанные предрасположенности (предпочтения) человека некоему политическому выбору, а могут быть твердыми позициями (убеждениями), т. е. осознанными потребностями, побуждающими личность действовать в соответствии со своими политическими позициями. Для примера учитель может воспользоваться результатами заданий, направленных на выявление качества знаний и ценностных ориентаций школьников до изучения темы и характеризующихся, как правило, значительным расхождением между «житейскими» политическими представлениями учащихся и подлинно научным знанием, неосознанностью их политических ценностных ориентаций.

      Структурные элементы политической культуры могут быть изображены на классной доске в виде следующей условно-графической схемы:

      Далее выясняются свойственные тоталитарному типу политической культуры черты: отсутствие (игнорирование) объективного научного знания о политической реальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующие политические действия. Учащиеся приводят факты из истории нашей страны, иллюстрирующие эти черты.

      Затем по аналогии, с опорой на изученные демократические политические ценности, раскрываются черты демократической политической культуры: наличие объективного научного знания о политической действительности и потребности в ее осмыслении; прочных политических ориентаций на утверждение демократических политических ценностей (в том числе прав человека, правового государства и гражданского общества, демократии, политического плюрализма и парламентаризма, демократической политической культуры), а также способов политических действий, осуществляемых согласно установленным правилам.

      Целесообразно подчеркнуть, что успешная реализация демократических ценностных ориентаций во многом зависит также от наличия таких личностных качеств, как критичность, не позволяющая знанию превратиться в абсолют, а политическим идеям — в догмы, инициативность и творчество, гуманистичность, миролюбие, честность, справедливость, толерантность, гражданская ответственность.

      В заключение выясняется значимость демократической политической культуры для личности и общества, В процессе беседы учитель может воспользоваться примером из учебного пособия о превращении демократии в охлократию в случае несоблюдения демократических правил политического участия, а также разъяснить понятие «охлократия».

      Школьники подводятся к самостоятельному выводу о том, что демократическая политическая культура способствует эффективному и созидательному политическому участию граждан, прогрессивному развитию общества, утверждению в стране демократии.

      3. Сущность роли избирателя может быть изучена на основе выполнения учащимися задания № 8 (с. 358—359) с предварительным разъяснением учителем (в соответствии с текстом учебного пособия § 43) критериев оценки предвыборных политических программ и личных качеств кандидатов на ту или иную политическую роль народного представителя. При этом целесообразно воспользоваться фрагментом программы какой-либо политической партии Российской Федерации и подчеркнуть, что в настоящий момент, к сожалению, качество предвыборных программ в нашей стране еще не в полной мере отвечает общепризнанным критериям. Поэтому российские избиратели ориентируются, как правило, не на предвыборные платформы и программы, а на личности политических деятелей, которые их представляют.

      На заключительном этапе урока организуется беседа с классом по следующим вопросам: кого из политических лидеров вы можете назвать? Какую должность они занимали (занимают)? Кто из них, по вашему мнению, соответствует (соответствовал) занимаемой должности, а кто нет и почему?

      В процессе беседы разъясняются понятия «имитатор», «популизм». Учащиеся подводятся к пониманию того, что политическое лидерство имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью (объективный), и субъективный — личные качества и реальное поведение на занимаемом посту, служащий для оценки политического лидера как истинного политического деятеля или имитатора.

      Можно привлечь внимание школьников к тексту учебного пособия и выяснить, какой из аспектов политического лидерства отражен в этом определении, а также предложить старшеклассникам дополнить его, опираясь на изученный материал.

      При подготовке к уроку по данной проблеме учитель может воспользоваться кн.: Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. — М., 1995. — Раздел V. «Личность. Политика. Право», темы 13—15, а также хрестоматией по курсу «Человек и право: Основы современной цивилизации» (М., 1992).

      Приведенная в хрестоматии (с. 210—211) точка зрении М. Вебера о качествах, необходимых политическому лидеру, может быть дана в сопоставлении с содержащейся в учебном пособии для учащихся точкой зрения Э. Бара с целью выявления их общих черт и различий; также уместна организация дискуссии в классе.

      При наличии времени может быть проведена ролевая игра «Избирательная кампания».

      Цель игры — закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

      Игра имеет комплексный характер. Она предполагает воспроизведение в учебной работе наиболее типичных для избирательной кампании ролей (роли избирателя и кандидата на выборный представительный пост), а также связанных с этими ролями элементов политической деятельности: разработку и анализ предвыборных программ; выступление — знакомство с избирателями и анализ избирателями личных качеств кандидата; участие в предвыборном собрании или митинге поддержки того или иного кандидата.

      С подробными рекомендациями по подготовке и проведению ролевой игры учитель может ознакомиться в статье Е. И. Жильцовой «Нетрадиционные формы занятий при изучении курса „Человек и общество в ХI кл."» (Обществоведение в школе. — 1997. — № 1. — С. 38—40).

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 1008 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0