С этой
подтемы начинается подробное и систематическое изучение
демократической сущности действующих механизмов политической
системы. Задача учителя состоит в том, чтобы добиваться
понимания учащимися совокупности сущностных понятийных
признаков, их взаимосвязи и соподчиненности.
Основная
идея данной подтемы такова: правовое государство —
достижение современной цивилизации, важнейшее условие
утверждения демократии, ибо его суверенитет носит представительный
характер, а политическая деятельность направлена на
обеспечение правовых и социальных условий для достойной
жизнедеятельности каждого человека.
План
изучения нового материала
1. Государство —
главный институт политической системы.
2. Права
человека — центральная идея в теории и практике
правового государства.
3. Сущность
правового государства и его роль в утверждении демократии.
1. Первый
вопрос может быть изучен в процессе беседы
с классом на тему «Какой институт политической
системы является, с вашей точки зрения, главным и почему?».
Практика
показывает, что учащиеся, опираясь на ранее изученные
данные, в частности на характеристику государства в
§ 20, безошибочно называют государство главным
институтом политической системы и отмечают его право
на официальное представительство внутри страны и на
международной арене, на создание обязательных к исполнению
всеми гражданами законов и других нормативных актов,
на осуществление правосудия и пр. Цель беседы —
обобщив ответы, подвести школьников к пониманию верховенства
и независимости государственной власти (суверенитета
государства).
Желательно
привлечь внимание класса к фрагменту учебного пособия,
где подчеркивается способность государства при определенных
общественных условиях превратиться в самодовлеющую силу,
и предложить привести примеры из истории, подтверждающие
эту мысль.
В процессе
работы выясняется, что теория правового государства
возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии
и полицейщине и вызревала столетиями в умах великих
мыслителей, опиравшихся на мировую политическую практику
и стремившихся поставить государство на службу народу.
Учитель
подчеркнет, что центральной идеей теории правового государства
является идея естественных прав человека, распространившаяся
в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и первых
буржуазных революций.
2. Второй
вопрос урока может быть рассмотрен в сопоставлении двух
подходов к правам человека. При этом материал конкретизируется
фактами из жизни правовых (демократических) государств
и нашей страны, например в период «застоя».
Может быть использована следующая таблица:
Права человека, право в неправовом
и правовом государствах
Линии
сравнения |
Государство
неправовое |
Государство
правовое |
- Происхождение
прав человека
|
Основные права
определяются и устанавливаются (даруются человеку)
государственной властью |
Основные права
имеют естественное происхождение (т. е. присущи
человеку от рождения) и закрепляются государственной
властью в законах и других нормативных актах |
- Соотношение
права и закона
|
Право отождествляется
с государственными нормативными актами независимо
от качества |
Право производно
от основных прав человека, включает только лишь
правовые нормативные акты |
- Сущность
права
|
Право —
возведенная в закон воля господствующего класса
(или государственная воля) |
Право —
мера свободы |
- Главное
предназначение права
|
Право призвано
выражать и защищать интересы государства и является
средством подчинения людей государственной воле |
Право призвано
утверждать и защищать права человека, поскольку
свободная личность является высшей ценностью общества |
- Соотношение
государства и права
|
Право рождается
в «коридорах» государственной власти
и полностью подчинено ей |
Право зарождается
в обществе в силу требований самой жизни, оно
выше государства |
- Принцип
правового регулирования
|
«3апрещено
все, кроме официально разрешенного» |
«Разрешено
все, что не запрещено законом» |
В процессе
работы важно акцентировать внимание класса на толковании
права как меры свободы. Учитель может разъяснить это
положение на конкретном примере. Скажем, право на жизнь
предполагает отношение к человеку как высшей ценности
общества и его возможность строить свою жизнь по собственному
усмотрению, соблюдая при этом меру — не подвергать
опасности здоровье, личную неприкосновенность и жизнь
других людей.
Целесообразно
также подчеркнуть, что серьезными гарантиями права на
жизнь служат обеспечение техники безопасности и предупреждение
несчастных случаев на производстве; профилактика дорожно-транспортных
происшествий; развитие здравоохранения, в частности
сокращение детской смертности; решительная борьба с
террористическими акциями и другими преступными посягательствами
на жизнь людей.
3. Третий
вопрос урока может быть изучен в рамках учебного пособия
с помощью опережающего домашнего задания. Школьникам
предлагается придать положениям теории Канта (признакам
понятия «правовое государство») современную
интерпретацию и пояснить их.
Целесообразно
проиллюстрировать принцип (признак) взаимной ответственности
государства и личности соответствующими статьями Конституции
Российской Федерации (например, ст. 7, 38—42,
44 (3), 57—58), подчеркнув, что правовое государство —
государство социальное, т. е. выполняющее социальную
функцию (социальные обязательства) и призванное
обеспечить достойные условия жизнедеятельности каждой
личности, в свою очередь личность должна выполнять зафиксированные
в Конституции обязанности и другие государственные установления.
В заключение
проводится беседа с классом по
вопросу:
Какова
роль правового социального государства в утверждении
демократического политического режима? В случае
ограниченности учебного времени ответ на этот вопрос
может быть продуман учащимися дома и обсужден на следующем
уроке.
Если
учитель проводит урок в форме лабораторного занятия,
он может воспользоваться методическими рекомендациями
из статьи Е. И. Жильцовой «Нетрадиционные
формы занятий при изучении курса „Человек и общество"
в ХI кл.» (Обществознание в школе. —
1997. — № 1. — С. 38—40).
При
подготовке к уроку ученик может воспользоваться книгами:
Алексеев С. С. Государство и право:
Начальный курс. — М., 1996; Мушинский В. О.
Основы правоведения. — М., 1994; Мухаев Р. Т.
Основы политологии. — М., 1996; Никитин А. Ф.
Государство и право. — М., 1996. |