Изучение
части подтемы «Россия в полосе перемен» занимает
особое место. Во-первых, российские реформы рассматриваются
в контексте характеристики современного цивилизационного
развития всего человечества с точки зрения перехода
к постиндустриальному обществу. Во-вторых, поскольку
в каждой из последующих тем (экономические, социальные,
политические, основные аспекты развития общества) содержатся
материалы о России, данный урок является вводным к изучению
этих материалов. Задача состоит в том, чтобы показать
необходимость реформ, направленных на переход к рыночной
экономике и демократическому обществу, противоречивость
процесса преобразований и их последствий.
План
изучения вопроса
1. Необходимость
демократических реформ в нашей стране.
2. Содержание
и направленность реформ.
3. Противоречия
процесса преобразований.
Учащимся
заранее предлагается повторить подтему «Цивилизация
России» (§ 30 учебного пособия) и подумать
над вопросом:
Каковы
особенности российской цивилизации?
Учебное
пособие задает общий подход к раскрытию сущности реформ:
с какими социальными порядками мы расстаемся и к какому
общественному устройству мы движемся?
В этом
ключе необходимо обращение к прошлому, иными словами,
повторение соответствующего материала из истории.
Можно
предположить, что ко времени изучения данной темы курс
истории не завершен, и в этом случае опорой могут послужить
знания об общественно-политической системе, сложившейся
в нашей стране в 30-е гг. ХХ в.
Целесообразно предварительно поставить учащимся вопросы
о характере утвердившегося в 30-х гг.
социально-экономического и политического строя в нашей
стране, указав соответствующие страницы учебника отечественной
истории, используемого в данной школе.
Если
80—90-е гг. ХХ в. отечественной
истории еще не изучались, целесообразно кратко охарактеризовать
симптомы неблагополучия в экономической, социальной,
политической, нравственной сферах, которые заметно проявились
в первой половине 80-х гг. и усилились
к началу 90-х гг.
В первой
половине 80-х гг. замедлились темпы
экономического роста, систематически не выполнялись
плановые задания, нарастал дефицит различных товаров,
значительные масштабы приобрели расхищение государственной
и колхозной собственности, коррупция в партийно-государственном
аппарате, пьянство и преступность, размывание нравственных
устоев общества. Постепенно приходило осознание того,
что нарастающие трудности порождены той экономической
и политической системой, которая сложилась к середине
30-х гг. и затем, избавившись от своих
крайних проявлений, просуществовала до 80-х гг.
включительно. Попытки реформировать систему, не меняя
ее основ, получившие название «перестройка»,
привели к ряду демократических перемен, но не устранили
нараставшие кризисные процессы.
К началу
90-х гг. советское общество оказалось
в состоянии глубокого кризиса, который охватил все сферы
жизнедеятельности — производственную и бытовую,
экономическую и демографическую, национальную и этническую,
политическую и идеологическую. В этих условиях
после событий августа 1991 г. начались глубокие
преобразования, которые означали становление новой общественной
системы.
Требуют
раскрытия следующие положения учебного пособия: «Обновленное
общество не может быть не чем иным, как воплощением
достижений мировой цивилизации и исторического творчества
народов России»; «Ряд процессов, происходящих
в нашем обществе, имеет общецивилизационный характер».
Базой
для разъяснений может послужить концепция интеграционного
реформирования, предложенная группой ученых Института
социально-политических исследований Российской Академии
наук, как строго научная система взглядов на цели, пути,
формы и методы перехода России от зрелого индустриального
общества государственно-бюрократического социализма
к постиндустриальному обществу социально ориентированного
государства (см.: Осипов Г. В., Левашов В. К.,
Хлопьев А. Т. Стратегия реформирования
России (интеграционная концепция) // Социально-политический
журнал. — 1994. — № 1—2).
Эта
концепция предполагает естественное развитие страны
на основе многовекового позитивного опыта формирования
и строительства российского общества, взаимодействия
его с мировым сообществом как объективный процесс аккумулирования
и переноса на российскую почву достижений цивилизации.
Постиндустриальное
общество может возникнуть на основе сочетания исторических
особенностей России и закономерных тенденций мирового
развития. Это означает переход российского общества
от:
— форсированного
технологического развития к экологически чистым и энергосберегающим
технологиям;
— национальной
экономики к органичному включению в мировое разделение
труда;
— краткосрочного
экономического прогноза к долгосрочному планированию;
— жесткой
вертикальной централизации и иерархических связей в
управлении к децентрализации и горизонтальным сетевым
структурам управления;
— двухполюсного
мира к многополюсному;
— узкого
выбора из двух взаимоисключающих возможностей к возможностям
выбора множества эффективных решений.
Первой
стратегической целью реформирования России авторы концепции
считают переход ее на качественно новый, общецивилизационный
этап развития, в постиндустриальное общество. Второй
стратегической целью преобразования России является
органичное вплетение ее в целостную ткань мировой цивилизации.
Движение к этим целям должно сопровождаться сохранением
и умножением накопленных российских ценностей.
Таким
образом, ответ на вопрос «От чего к чему осуществляется
переход российского общества?», поставленный в
учебном пособии, может быть дан с опорой на идеи, изложенные
в первой части данной подтемы, в частности на знания
об индустриальном и постиндустриальном обществе.
Учащимся
может быть предложено задание:
Прочитайте
в учебном пособии текст о трех точках зрения по вопросу
о направлении преобразований в России и подумайте, какая
из этих точек зрения наиболее соответствует концепции
перехода к постиндустриальному обществу.
Возможно
и составление таблицы:
Демократические реформы в России
Черты
общественной системы, существовавшей до реформ |
Сферы
общества |
Черты
общественной системы, на которую направлены реформы |
|
Экономическая
Социальная
Политическая
Культура
Общество в целом |
|
Правую
колонку учащиеся заполняют с использованием текста учебного
пособия, а левую — с опорой на текст учебного
пособия и знания из курса истории. Учитель, если потребуется,
окажет необходимую помощь.
Последний
вопрос — о противоречиях процесса преобразований —
в наибольшей степени требует от учителя
учета тех изменений, которые постоянно происходят в
реальной ситуации.
Положению
в конце 1990-х гг. соответствует вывод
о том, что за годы реформ в стране изменился общественный
строй:
— создан
новый государственный механизм, укрепился политический
и идеологический плюрализм, привычными стали свободные
выборы, важные демократические принципы закреплены в
новой Конституции Российской Федерации;
— созданы
основы рыночной экономики, удалось насытить рынок потребительскими
товарами и услугами;
— получили
развитие федеративные отношения;
— в
России утверждается свобода слова, совести, информации.
Но становление
новых общественных отношений пока не привело к преодолению
кризиса, к улучшению положения огромной бедствующей
части населения. Позитивные демократические изменения
сопровождаются острыми противоречиями.
Падение
производства превзошло «великую депрессию»
1929—1933 гг. на Западе. За чертой
бедности находится значительная часть населения. Безработица
исчисляется миллионами человек.
В стране
происходит расслоение общества, причем разрыв между
доходами наиболее бедных (10% населения) и наиболее
богатых (10%) превышает разницу между доходами богатых
и бедных в развитых странах Запада.
Происходит
криминализация общественных отношений, экономики, государства,
растет влияние мафиозных организаций, коррупции в госаппарате.
Имеются и другие негативные процессы, которые учитель
охарактеризует, используя материалы массовой информации.
Ученые,
исследующие процесс реформ, отмечают, что основная причина
развивающегося кризиса состоит в том, что при осуществлении
реформ в условиях государственно-бюрократического социализма
были заимствованы на Западе стандартные, хотя и частично
адаптированные, методы, предназначенные скорее для индустриального
типа общества, находящегося на раннем или среднем этапе
своего развития, тогда как российское общество находится
на специфической стадии перехода к постиндустриальному
развитию.
Иными
словами, низкая результативность процесса реформирования,
огромные, ничем не оправданные издержки объясняются
несоответствием выбранных средств и методов экономических
преобразований объективным условиям российского общества,
логике его исторического развития (см.: Осипов Г. В.,
Левашов В. К., Хлопьев А. Т.
Стратегия реформирования России (интеграционная концепция)
// Социально-политический журнал. — 1994. —
№ 1—2).
Отсутствие
в стране социокультурных предпосылок для утверждения
постиндустриальных ценностей приводит не только к тому,
что последние слабо влияют на широкие слои населения,
но и к тому, что они деформируются, порой обретая иное
содержание, выступая как совсем иные ценности. Это одна
из главных причин того, что богатый западный опыт приходит
к нам в далеко не лучших, примитивизированных, огрубленных
образцах. Поэтому на характер кризиса российского общества
оказывает влияние не столько конфликт между ценностями
индустриального и постиндустриального общества, сколько
конфликт между индустриальными ценностями и псевдоценностями
современного Запада
Вопрос,
поставленный в пособии: «Как выйти из современного
кризиса?» — может быть обсужден с учащимися.
Основой для обсуждения может стать и характеристика
современного российского общества, данная в учебном
пособии (первый абзац). Учащимся предлагается наполнить
конкретным содержанием каждый из элементов указанного
утверждения. |