Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 07:30:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Рыночные отношения в современной экономике

      Этот раздел — центральная часть большой темы. Его задача — раскрыть механизм рынка, высокую эффективность рыночной экономики.

      Одновременно урок показывает учащимся, что рынок не идеальный механизм, он имеет и негативные стороны. Отсюда следует вывод о необходимости государственного регулирования экономики, направленного на устранение или смягчение нежелательных последствий рынка. Важно подвести учащихся к пониманию существенных различий административно-командных методов управления директивной (командной) экономикой и экономических методов воздействия на рыночную экономику. На основе анализа содержания урока учащиеся приходят к выводу о том, что современная рыночная экономика — это эффективное производство, отработанный механизм координации деятельности товаропроизводителей и потребителей, который развивается вместе с обществом.

      Особая значимость этой темы и объем учебной информации делают целесообразным планирование ее изучения как минимум на три учебных часа (включая вопрос об экономических реформах в России).

      План изучения нового материала

      1. Рыночная экономика.

      2. Деньги. Банки, их роль в рыночной экономике.

      3. Конкуренция и монополия.

      4. Экономика и государство.

      5. Современный рынок.

      1. Урок начинается с сопоставления двух экономических систем: командной и рыночной. Опыт показал, что учащиеся слабо представляют себе организацию экономической жизни, сложившуюся в 30-х гг. в СССР и существовавшую до 80-х гг. Сравнению двух экономических систем может помочь таблица:

Сравнительный анализ экономических систем

№ п/п

Командная экономика

Рыночная экономика

1

Государственная собственность на все или почти все материальные ресурсы, предприятия

Различные формы собственности, включая частную

2

Централизованное планирование. Государственные органы управляют экономикой через разработку и реализацию планов

Свобода предпринимательства. Ограниченная роль государства

3

Прямое распределение экономических ресурсов, финансов, продукции

Предприниматели самостоятельно решают вопросы снабжения, производства и сбыта продукции

4

Экономический порядок обеспечивается путем введения жестких административных и уголовно-правовых мер. Принуждение к труду

Личный интерес как главный мотив экономического поведения

5

Фиксированные цены и унифицированная зарплата

Цены и зарплата определяются на основе рыночной конкуренции

      Подробнее см.: Белова В. Введение в экономику. — М., 1994; Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. — М., 1991; Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. — М., 1992. — Т. 1.

      Целесообразно показать, кто принимает решение по следующим вопросам:

      1. Когда, в каком количестве и какие товары производить? 2. Как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью какой технологии)? 3. Для какого потребителя производятся товары? В командной экономике эти решения принимают государственные органы, в рыночной — частные предприниматели.

      В учебном пособии речь идет о нерегулируемом спросе, предложении и ценах. Следует пояснить, что в условиях свободного рынка это означает, что государство не принимает решений по названным показателям. Заметим, что в первой части § 34 учебного пособия речь идет о свободном, или «чистом», рынке (как и о «чистой» модели командной, или плановой, экономики). В реальной действительности экономические системы располагаются между названными крайностями — при том, однако, что в каждом случае доминируют либо рыночные, либо плановые регуляторы экономической жизни.

      Возможна организация самостоятельной работы учащихся с текстом «Способы организации экономики» (Хрестоматия, с. 107). Учащимся предлагается подумать над вопросом: чем отличается рыночная экономика от командной?

      В условиях плановой экономики, чтобы управлять огромным хозяйством страны, рассчитывать плановые показатели, распределять обширную массу разнообразных товаров, необходимо собрать и проанализировать огромную информацию о состоянии хозяйства и имеющихся ресурсах, оценить миллионы различных изменяющихся факторов, прежде чем принять решение. Это ведет к разбуханию централизованного планирующего и распределяющего аппарата, разрастанию армии чиновников. Проходящая через многие инстанции информация нередко деформируется, что ведет к ошибкам в планировании.

      В условиях свободного рынка, как уже отмечалось, решения принимает предприниматель, руководствуясь личными интересами. Носителем информации выступают прежде всего цены.

      В следующей части урока в соответствии с текстом учебного пособия разъясняется влияние спроса и предложения на движение цен и далее — на поведение предпринимателей. Эту часть темы учащиеся, как правило, понимают без затруднений. Однако необходимо дать им более полное представление о механизме рыночного регулирования экономики.

      Любой предприниматель заинтересован в получении прибыли, т. е. в какой-то прибавке к вложенным в предприятие средствам. Именно расчеты на прибыль побуждают его вкладывать капитал, рисковать своими деньгами. Если бы не возможность получения прибыли, собственник не пошел бы на рынок, не обременял бы себя заботами о производстве.

      Как образуется прибыль? Предприниматель затрачивает определенные средства, чтобы обеспечить материальные условия производства (оборудование, сырье, энергия и т. п.), а также выплатить заработную плату работникам. Эти расходы (затраты) называются издержками производства. Издержки показывают, во что обошлось предприятию производство данного товара. После реализации (продажи) товара предприятие получает выручку. Прибыль образуется после вычета издержек из суммы общей выручки. Если выручка, которая зависит от цен, образующихся в зависимости от соотношения спроса и предложения, окажется ниже издержек, предприятие будет работать с убытком. В этом случае предпринимателю грозит разорение.

      Важно подчеркнуть, что заинтересованность каждого предпринимателя в прибыли диктуется не только естественным стремлением увеличивать ее объем, но и угрозой разорения, если выручка окажется ниже издержек.

      Эту часть урока можно провести с использованием конкретных цифр, отражающих издержки, выручку, прибыль при производстве какого-либо товара.

      Следующая часть урока может быть организована как беседа с учащимися. Как предприниматель может увеличить прибыль? Что он должен делать, чтобы не допустить краха предприятия? Как показывает опыт, предложенные учащимися способы целесообразно записать на доске, а затем обсудить. Например, предлагается увеличить цену на свои товары. При обсуждении выясняется, что цена складывается на рынке и ее произвольное увеличение приведет к тому, что аналогичный товар купят у других предпринимателей, не завышающих цену. Некоторые учащиеся предлагают сделать товар более привлекательным за счет повышения качества, оформления и т. п., и это предложение обсуждается. Основное внимание в конце концов сосредоточивается на снижении издержек. Каковы пути понижения издержек? Предложение уменьшить зарплату работающих, как правило, учащимися отвергается исходя из предположения о сплоченном сопротивлении рабочих. Но предложение уменьшить объем средств, выплачиваемых в качестве зарплаты, за счет сокращения числа работающих принимается. Возникает следующий вопрос: как сократить число занятых на производстве при сохранении объема производства товаров? Учащиеся выходят на проблему производительности труда, затем обновления техники и технологии, экономии материальных ресурсов и т. д.

      Обсуждение позволяет сделать важный для данного урока вывод: рынок не только «сигналит» предпринимателю, что, в каком количестве, для кого производить, но и заставляет его постоянно решать вопрос о том, как производить, т. е. заставляет обновлять технику и технологию, экономить все виды ресурсов, повышать производительность труда.

      Предприниматель в этих условиях будет производить товары, нужные потребителю, непрерывно совершенствовать производство. Но этот эффект достигается при условии свободной конкуренции.

      Изучение затронутых выше вопросов может быть осуществлено с привлечением текстов: «Спрос, предложение, цена — элементы рыночного механизма» (задание учащимся: расскажите, как взаимодействуют основные элементы рынка); «Как работает рыночный механизм?» (вопрос учащимся содержится в самом документе: каким образом работает рыночный механизм?); «Цена — основной регулятор экономики» (вопрос учащимся: почему рыночная экономика оказалась более эффективной, чем командная?). Названные тексты имеются в Хрестоматии (с. 179—181).

      По вопросу о структуре рынка можно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебного пособия (фрагмент о рынках товаров, труда, капитала и т. п.) и текстом «Структура рынка» (Хрестоматия, с. 182—183). 3адание: сопоставьте два текста и определите, какие дополнительные сведения содержит текст в Хрестоматии по сравнению с учебным пособием.

      2. Особого внимания требует вопрос о деньгах.

      Учащиеся имеют опыт обращения с деньгами. Кроме того, в курсе истории они знакомились с происхождением денег и изменением денежных систем. Уместны вопросы:

      Как возникли деньги? Что использовалось для обмена на товары до появления металлических денег? Когда и почему появились банки?

      Можно организовать работу с определением терминов «деньги» и «банки» (Краткий экономический словарь школьника. — М., 1993). Опираясь на эти определения, учитель дает развернутые пояснения.

      Банки характеризуются как финансовые организации, производящие, хранящие, предоставляющие, распределяющие, обменивающие, контролирующие денежные средства, обращение денег и ценных бумаг, т. е. банк — это учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.

      В рыночной экономике широко распространен кредит (предоставление ссуд, займов), который может понадобиться, например, предпринимателю, испытывающему нужду в деньгах. Кредит должен быть возвращен с процентами. Банковский процент для банкира является источником дохода.

      3. Изучение вопроса о конкуренции и монополии осуществляется по основному тексту учебного пособия.

      Изучение особенностей рыночной экономики позволит сделать выводы о ее достоинствах. Она:

      — направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

      — поощряет рациональную и эффективную хозяйственную деятельность;

      — быстро откликается на потребности в новых товарах;

      — оптимально использует результаты научно-технической революции;

      — способна удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.

      Однако рыночное регулирование не идеально. Рынку присущи и негативные стороны, которые тоже необходимо раскрыть на уроке. Он:

      — не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

      — не стимулирует крупные проекты, не дающие быстрой выгоды;

      — не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;

      — подвержен нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами;

      — несет в себе опасность безработицы;

      — может значительно усилить имущественную дифференциацию.

      Эти положения учитель разъясняет учащимся, и на этой основе делается вывод, что для преодоления или смягчения негативных последствий рынка необходимо вмешательство государства.

      4. Вопрос о государственном регулировании может быть рассмотрен в процессе работы учащихся с учебным пособием («Рынок и государство») — первый вариант. Здесь уместно задать вопрос:

      Чем государственное воздействие на рыночную экономику отличается от государственного воздействия на командную экономику?

      Второй вариант — с помощью изучения текстов «Экономическая роль государства» и «Государственное регулирование экономики: индикативное и стратегическое планирование» (Хрестоматия, с. 185). В этом случае ставится вопрос: каковы методы государственного регулирования рыночной экономики?

      Первый вариант предполагает комментарий учителя, второй — требует дополнительных разъяснений.

      В итоге учащиеся приходят к выводу, что в командной экономике государство использует главным образом административные методы управления, а в рыночной — преимущественно экономические методы регулирования.

      5. Затем изучаются особенности современного рынка. Рынок конца ХХ в. заметно отличается от рынка ХIX в. или начала ХХ в. Наряду с рыночным механизмом и государственным регулированием рассматривается регулирующая деятельность фирм (предприятий). Вопрос о маркетинге может быть изучен с помощью текстов «Что такое маркетинг» и «Управление маркетингом» (Хрестоматия, с. 183—184). Учитель использует эти материалы в своем объяснении, или учащиеся изучают текст самостоятельно. Перед ними ставятся вопросы: в чем суть маркетинга? Какую роль он играет в современной рыночной экономике?

      В заключительной части темы характеризуется «смешанная экономика». Тексты под таким названием имеются в Хрестоматии (с. 177—178). Учащимся предлагается подумать, в чем заключаются преимущества смешанной экономики. Обсуждение этого вопроса позволяет закрепить и обобщить все изученное в этой теме.

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 645 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0