Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 08:13:11
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
1 ЧАСТЬ [21]
2 ЧАСТЬ [30]

Социальный статус личности

      Содержание этой подтемы позволяет продолжить начатое в подтеме «Человек в системе экономических отношений» рассмотрение многообразных связей и отношений человека в современном обществе. Завершая тему «Цивилизация и социальное развитие», настоящая подтема изучается с опорой на представления о социальной структуре и национальных отношениях современного общества. Главные выводы, к которым должны прийти учащиеся, усвоив содержание темы:

      — любому человеку предстоит выступать во множестве социальных ролей, что предполагает знания общественных требований к выполнению каждой из них;

      — главное, что определяет положение человека в обществе сегодня, — это образование, квалификация, другие личные социально значимые качества;

      — социальный статус личности и успешное ее функционирование в различных социальных ролях во многом зависят от понимания личностью важнейших свойств меняющейся социальной среды, умения применять типичные способы социальной деятельности.

      План изучения нового материала

      1. Социальные роли личности.

      2. Социальный статус личности.

      3. Социальная адаптация. Два типа адаптации.

      4. Социальные гарантии.

      1. Урок начинается с актуализации понятия «личность». Если учащиеся затрудняются в раскрытии этого понятия, целесообразно предложить им повторно обратиться к § 2 учебного пособия. Здесь представлены два подхода к интерпретации понятия «личность», один из которых рассматривает личность через набор функций или ролей.

      Учащимся предлагается назвать те социальные роли, в которых они выступают. Обычно называют роли ученика, сына (дочери), брата (сестры), но не всегда — роли покупателя, пациента поликлиники и т. п. К числу типичных ролей личности учитель может отнести роли труженика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина. Эти пять ролей записываются на доске.

      Далее анализируется определение понятия «социальная роль», суть которого — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции (например, позиции семьянина, собственника квартиры, инженера на промышленном предприятии, потребителя электроэнергии, избирателя на выборах представительского органа власти и т. п.). Что представляют собой упомянутые в определении требования? Это могут быть предписания, пожелания, ожидания соответствующего поведения. Иными словами: что нужно делать человеку в определенной роли («социальные функции»), как он в этой роли должен себя вести («образцы поведения»), чего от него ждут?

      Учащимся предлагается сформулировать требования к социальной роли ученика и обсудить их. Дается задание: в классе (или дома), выбрав одну из обозначенных на доске типичных социальных ролей, сформулировать требования к ней.

      Возможно и заполнение таблицы:

Социальные роли

Виды деятельности

Гражданин

Общественно-политическая

      При этом учащиеся опираются на ранее изученный материал (§ 4 «Многообразие деятельности»).

      Далее ставится вопрос:

      При каких условиях личность в определенной роли сможет выполнить социальные требования к ней, соответствовать ожиданиям общества? Ответ на этот вопрос станет одним из главных выводов в изучаемой подтеме.

      2. Рассмотрение второго вопроса начинается с анализа определения, которое целесообразно записать на доске, — социальный статус, т. е. определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Сначала раскрывается смысл латинского слова status (позиция, состояние, положение). Далее предлагается напомнить, что означает экономическая, политическая и профессиональная дифференциация общества, каковы основные элементы социальной структуры общества (§ 37 учебного пособия). Затем раскрывается связь занимаемой личностью позиции с другими позициями (позиция продавца связана с позицией покупателя, позиция родителей — с позицией детей и т. п.). Наконец, внимание учащихся привлекается к системе прав и обязанностей, через которые осуществляется связь между личностями, имеющими различный статус (права и обязанности продавца в отношениях с покупателем; права и обязанности покупателя в отношениях с продавцом).

      Каждому статусу соответствует определенный «ролевой набор» (термин, введенный американским исследователем Р. Мертоном). Это означает, что с одним статусом может быть связана совокупность ролей. Например, статус учителя включает в себя и роль преподавателя одной из учебных дисциплин, и роль классного руководителя, и роль консультанта для родителей, и, возможно, роль педагога-методиста, помогающего начинающим учителям, и т. п.

      Социальный статус в социологии рассматривается как интегральный показатель положения личности, охватывающий: профессию; квалификацию; должность; характер реально выполняемой работы; материальное положение; политическое влияние; партийную и профсоюзную принадлежность; деловые связи; национальность; религиозность; возраст; семейное положение; родственные связи и многое другое.

      Вопрос о престиже и авторитете освещается в соответствии с текстом § 39 учебного пособия. Целесообразно обратить внимание на то, что престижным может быть тот или иной вид деятельности, связанной с социальным статусом, а авторитетным — определенный человек, что связано с его личным статусом, т. е. с положением в малой группе, с тем, как его оценивают члены группы в зависимости от его личных качеств.

      Если авторитет человека зависит от его личных качеств, то в какой мере от этого зависит, занимает ли он престижное положение в обществе? Для ответа на этот вопрос учащимся предлагается проанализировать приведенные выше показатели положения личности в обществе. Среди них обнаруживаются такие, которые не зависят от воли человека и присущи ему от рождения, например пол, возраст. Другие показатели во многом зависят от самого человека (семейное положение, профессия, квалификация и т. п.). Итак, возможно ли изменение положения человека в обществе? Напомним, что в § 37 этот вопрос уже рассматривался (тексты «Социальная мобильность» и «Социальные „лифты"»). Здесь же акцент делается на собственные усилия, направленные на то, чтобы получить лучшее образование, квалификацию, научиться творчески выполнять свою работу, развить в себе умения организаторские и общения с другими людьми и т. д. Таким образом, учащиеся приходят ко второму важному выводу из содержания подтемы.

      3. Третий вопрос плана подтемы целесообразно изучить непосредственно по тексту пособия («Социальная адаптация»). Учащимся предлагается продумать ответы на вопросы: почему значение социальной адаптации возрастает в условиях реформирования общества? Как меняется среда, в которой проходит жизнь и деятельность человека, под влиянием научно-технической революции? Какое влияние на социальную среду оказывает переход от командно-административной экономики к рыночной? Каковы последствия неприспособленности человека к новым условиям? Какой тип адаптации предпочтителен? Почему? Какие социальные средства помогают человеку приспособиться к меняющейся социальной среде? На основе ответа о необходимости понимать свойства новой социальной среды, овладевать типичными для нее способами социальной деятельности формулируется третий основной вывод данной подтемы.

      4. Четвертый вопрос плана требует обращения к тексту Конституции РФ. Организуется работа со ст. 37—42, характеризующими такие права человека и гражданина, которые имеют прямое отношение и к его социальному статусу, и к вопросу о социальных гарантиях. Предлагается выделить в тексте положения, указывающие на правовые и материальные средства, обеспечивающие реализацию провозглашенных прав.

      Целесообразно привлечь материалы, отражающие состояние социальной сферы и содержащие данные об изменениях и проблемах, имеющихся в этой области.

      В домашнее задание, наряду с материалом пособия, полезно включить вопрос:

      Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере?

Категория: 2 ЧАСТЬ | Добавил: tineydgers (18.10.2014)
Просмотров: 606 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, методика преподавания обществознани, МО учителей обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0