Мона Лиза загадочно улыбается не только со стены
парижского Лувра, но и со стены одной квартиры Кенсингтоне, что в
Лондоне. Последняя вовсе не репродукция, уверяет её владелец доктор
Генри Палицер, а другая версия, написанная самим мастером, Леонардо да
Винчи.
В то время как существует более 60 изображений Моны
Лизы, занесённых в каталоги по всему миру, доктор Палицер, изобретатель,
учёный и ценители искусства, убеждён в подлинности именно его Монь
Лизы.
Он утверждает, что Леонардо обычно делал по край ней
мере две версии написанных им портретов. Натурщицей для этой картины
была Мона Лиза дель Джокондо, жена флорентийского дворянина.
В то время она скорбела по своей умершей маленькой дочери и носила прозрачную вуаль, когда позировала.
Леонардо работал над портретом четыре года и, когда
завершил его, оставил в семье Джокондо. Потом незадолго до отъезда во
Францию по приглашению Франциска 1, правителя Флоренции, Джулиано де
Медичи попросил Леонардо написать портрет его тогдашней любовницы
Констанции д'Авалос. По странному совпадению Констанция не просто
напоминала внешностью Мону Лизу, но также имела прозвище «Джоконда» –
которое означает приблизительно «улыбчивая».
Леонардо переписал вторую версию своей Моны Лизы дель Джокондо, придав портрету черты Констанции.
Но когда он закончил работу, Медичи оставил свою возлюбленную, поскольку зашла речь о выгодном браке, и не выкупил картину.
Этот второй портрет, говорит доктор Палицер, вместе с
другими непроданными работами Леонардо взял с собой в Париж. Именно эта
версия – портрет Констанции – заявляет доктор Палицер, украшает стены
Лувра.
Другой портрет – жены Джокондо, которая была на 19
лет моложе «Джоконды» – оставался в семье флорентийцев, пока не попал в
Англию и не был куплен в начале этого века Уильямом Блейкером,
собирателем произведений искусств и хранителем музея искусств Холберн
Менстри, в Бете, а потом куплен швейцарским синдикатом, членом которого
являлся доктор Палицер.
Доктор Палицер исследовал картину с помощью техники
микроскопической фотографии и заявил, что отпечатки пальцев на холсте
совпадают с отпечатками на подлинных работах Леонардо.
Другое доказательство подлинности картины –
набросок, сделанный рукой Рафаэля в то время, когда Леонардо работал над
портретом в своей студии. На этом Сброске видны детали, например две
колонны на нём плане, которые мы наблюдаем на лондонской картине, но не
на луврской.
К тому же юная девушка на лондонском портрете носит прекрасную прозрачную траурную вуаль.
Одной из характерных черт Леонардо как живописца
было то, что он работал левой рукой и иногда смазывал краску правой,
чтобы добиться нужного эффекта. Таким образом, на его полотнах отчётливо
видны отпечатки его пальцев, которые и служат свидетельством
подлинности картин.
Эксперты сравнили отпечатки на портрете Моны Лизы,
приобретённом швейцарским синдикатом и лондонским учёным доктором
Палицером, с отпечатками на других работах Леонардо. Экспертиза
показала, что эта работа действительно принадлежит кисти мастера.
Портрет, который имеет сходство с находящимся в Лувре, написан с Моны
Лизы дель Джокондо.
|