Во времена конкистадоров, высаживающиеся в Новом Свете с
кораблей испанские монахи с удивлением отмечали, что символ креста был
известен индейцам майя ещё в 1 тысячелетии н. э. Крест как объект
поклонения и сейчас можно видеть в древних индейских храмах Паленке.
Индейцы охотно включили христианский крест в свою религиозную символику.
С индейским культом креста связана судьба
Кинтана-Роо (Мексика) – одного из самых труднодоступных районов
полуострова Юкатан, где живут потомки древнего народа индейцев майя.
Белые пришельцы многократно пытались проникнуть в
дебри Кинтана-Роо. Эти проникновения участились в первой половине XIX
века. Они несли с собой все «прелести цивилизации». Тогда, в 1847 году, в
деревне Чан вдруг заговорил крест, вырезанный из ствола огромного
дерева. Голос, идущий изнутри креста, повелел: «Поднимитесь на великую
священную войну против белых! Прогоните их от границ, от берегов
Кинтана-Роо. Соединитесь со своими братьями на всём Юкатане… Крест будет
сопровождать вас». Глас креста потряс слышавших его индейцев. В Чане
собрались все индейцы Кинтана-Роо, они стояли коленопреклонёнными перед
крестом. Тогда голос зазвучал вновь…
Повинуясь зову креста, майя напали на белых, и
восстание распространилось по всему Юкатану. «Говорящий крест» из Чана
всё время вмешивался в судьбу майя. Он пророчествовал, предсказывал,
советовал, отдавал приказы, а по одному из его повелений в Чане было
устроено святилище Креста. Вскоре в Чане появились ещё два говорящих
креста. Бывшая деревня стала городом Чан-Санта-Крус.
Самое удивительное – кресты действительно говорили!
Спрятаться внутри них или за ними человеку было попросту невозможно, а
магнитофонов в то время, естественно, не было. Необъяснимость появления
говорящих крестов" состояла ещё и в том, что этот феномен вообще лежит
вне культурной традиции майя. Ни фольклор, ни религия этого народа, как,
впрочем, и его соседей, не знает ничего подобного.
В результате «Войны крестов» индейская территория
стал: фактически независимым государством. Правительство в Мехико много
раз пыталось вернуть эти земли под своё управление. В 1899 году диктатор
Порфирио Диас направил карательную экспедицию, которая захватила
священный город майя, но индейцы унесли кресты в глубь сельвы.
Начавшаяся в 1910 году революция, а затем гражданская война в Мексике
отвлекли внимание от Юкатана, и в 1915 году индейцы майя вернулись в
свою столицу. Здесь снова прозвучал голос крестов: они повелевали
убивать каждого белого, ступившего на землю Кинтана-Роо.
Только в 1935 году мексиканское правительство пошло
на мир с индейцами. Их вождь официально был произведён в генералы,
награждён орденом и назначен правителем свободной индейской территории.
Его преемники по сей день беспрепятственно избираются индейцами, а
центральное правительство не вмешивается в их жизнь. Майя верят, что
мирный договор 1935 года принёс им победу над Мексикой и над всем миром
белых.
А что же «говорящие кресты»? Они перенесены в новую
столицу майя – Чампон, где по сей день находятся в святилище. Культ
говорящих крестов является официальной религией свободной индейской
территории. Но голоса их давно не слышно… |