Может показаться, что все здесь нижеизложенное – не
более чем легенда или сказка. Но тем не менее все это – реальные
события, происшедшие в 90-е годы прошлого века. Их в своих мемуарах,
вышедших в 1929 году в Париже, описывает бывший глава московской сыскной
полиции, а позже заведующий всем уголовным розыском Российской империи
Аркадий Францевич Кошко.
Случай этот произошёл сто лет назад в
Санкт-Петербурге. На чердаке одного из домов по Среднему проспекту, что
на Васильевском острове, был обнаружен труп 14-летней девочки. Ребёнок
был задушен, и не оставалось сомнений – перед смертью жертва была
изнасилована. Весь город бурлил: газеты пестрели статьями, волновалась
общественность, полиция сбилась с ног. Но шло время, а убийца так и не
был найден.
Потрясение от этого преступления было так велико,
что питерский художник Б. решил изобразить на холсте своё видение
убийства. Полотно привлекало людей своей экспрессией: на картине в
мельчайших подробностях был изображён чердак, воспроизведён портрет
убитого ребёнка. Лишь в одном художник отошёл от истины: руководствуясь
своим воображением, он на заднем плане нарисовал убийцу убегающим с
места своего преступления. Ладонью правой руки он открывал чердачную
дверь, полуобернувшись на свою жертву. Это был отвратительный горбун:
безобразное лицо, огромный рот, маленькие злые глаза, оттопыренные уши,
рыжая борода… Картина получилась великолепная и даже удостоилась премии.
Естественно, что все ещё взбудораженный неутихшими слухами об убийстве
обыватель валом валил, чтобы посмотреть на полотно. И вот однажды среди
толпы, глазеющей на холст, раздался дикий крик, и какой-то мужчина, упав
на землю, забился в судорогах. Подбежавшие к нему на помощь были
потрясены: это был… горбун с картины художника Б.! Его перенесли в
ближайшую аптеку, где он, придя в себя, потребовал доставить его в
полицию и там сознался в совершении убийства и рассказал о его причинах.
«С того самого дня, – говорил он, – образ задушенной
девочки меня неотступно преследовал, я день и ночь слышал её
душераздирающие крики… Как могло это случиться – кто мог зарисовать меня
в эту страшную минуту? Ума не приложу! Это какое-то наваждение,
какая-то чертовщина».
Начальник петербургской сыскной полиции Чулицкий в
чудеса не верил, а потому решил… арестовать художника Б. по обвинению
либо в соучастии, либо в сокрытии преступления. Ведь как ещё можно было
объяснить его «ясновидение»? По возвращении из Италии художник был взят
под стражу, но увы – оказалось, что у него не только стопроцентное
алиби, но он даже не был знаком с горбуном-убийцей. А предположить, что
сам горбун предложил себя в качестве «натурщика», – абсурд.
Наконец, благодаря рассказу самого художника, тайна
разъяснилась. Б. рассказал, что, как и многие другие, он был потрясён
случившимся. Несколько раз он ездил на место преступления и сделал
подробные зарисовки обстановки на чердаке, в покойницкой писал лицо
убитой девочки, со слов полиции он знал, в какой позе лежало тело…
«Мне недоставало главного действующего лица –
скрывающегося убийцы, – рассказывал Б. – Воображение моё рисовало его
почему-то физически отвратительным, чем-то вроде Квазимодо. Лелея мысль
подыскать Квазимодо, я зашёл в трактир. И вдруг, на моё счастье, входит
человек, удивительно отвечающий образу, наметившемуся в моём
воображении.»
Б. вынул блокнот и принялся осторожно зарисовывать
горбуна, но тот торопился и, допив заказанный чай, быстро вышел. Но у
трактирщика художник узнал, что этот посетитель постоянно заходит в
трактир и примерно в одно и то же время. Так за пять вечеров художник,
рисуя убийцу мнимого, сделал портрет настоящего преступника. Горбун был
приговорён к 20 годам каторги: казнили в то время чрезвычайно редко. Так
«великая сила искусства» помогла раскрыть одно из самых кошмарных
преступлений конца XIX века.
|