В эпоху всеобщего разграбления древних усыпальниц
Египта, Греции и Рима поползли слухи о том, что в гробницах помимо всего
прочего находились чудесные лампы, которые горели со времени погребения
и самоуничтожались или тухли, когда в захоронение врывалась вооружённая
кирками и заступами толпа вандалов. Подобных сведений было так много,
что учёные заинтересовались этим вопросом и нашли достаточно
убедительные доказательства у античных и средневековых мыслителей
относительно правдивости утверждения о том, что древние мастера умели
изготовлять лампы, горящие без замены топлива и фитиля тысячелетиями.
Также было сделано открытие, что эти лампы не чадили, не считая лёгкого
облачка дыма при их разбивании или тушении, что объясняло одну из
загадок древнеегипетских пирамид: как мог живописец наносить фрески на
недоступные для света участки стен, не испортив при этом копотью
масляных ламп и факелов свою работу.
Свидетельства о вечно горящих лампах были собраны
вместе, обобщены и проанализированы. Подобная лампа была обнаружена в
гробнице дочери Цицерона – Туллиолы близ Аппиевой дороги во времена
папства Павла III. Эта лампа горела в герметически закрытом помещении,
то есть вдобавок ко всему ещё и без доступа кислорода, 1600 лет, освещая
погруженное в прозрачный раствор, препятствующий разложению, тело юной
девушки с длинными золотистыми волосами. Ворвавшийся в усыпальницу
ветерок затушил пламя лампы, зажечь которую вторично не удалось.
Такого же качества лампы находили по всему миру в
местах древнейших цивилизаций с высокоразвитой духовной культурой. О
вечно горящей лампе писал Плутарх, утверждая, что этот светильник висел
над дверью храма Юпитера-Аммона; святой Августин дополнял повествование,
упоминая в своих сочинениях древнеегипетскую «дьявольскую» лампу,
которую не гасили ни вода, ни ветер, в храме Венеры. В 1401 году близ
Рима была обнаружена вечно горящая лампа, стоящая в изголовье саркофага
Полланта, сына Эвандра, которая горела, если считать датой её зажжения
время захоронения, более 2000 лет. Подобная лампа имелась и в безымянной
мраморной гробнице, найденной в 1500 году на острове Несида в
Неаполитанском заливе. Ещё одна вечно горящая лампа имелась и в Эдессе
(Антиохии) во времена правления императора Юстиниана (VI век). Она
находилась в защищённой от стихий нише над городскими воротами и горела,
судя по выбитой на ней дате зажжения, более 500 лет, пока не была
разбита солдатами. Несколько ламп было найдено и на территории Англии,
самая примечательная из которых находилась в гробнице одного адепта
ордена розенкрейцеров, которую при вторжении извне должен был разбить
длинным металлическим копьём механический рыцарь. Помимо стран Европы и
южного и восточного Средиземноморья вечно горящие лампы были обнаружены в
индийских и китайских храмах, храмах Мемфиса и даже в Центральной и
Южной Америке.
К сожалению, ни одна из таких ламп не была
представлена учёным в целом виде, а то, что попало в их руки, совершенно
не походило на осколки ламп в нормальном понимании этого слова. Но
трудности не остановили исследователей, которые хотели раскрыть секрет
вечного топлива, а, напротив, подстегнули их к эксперименту.
Самую простую гипотезу выдвинул по этому поводу
учёный-иезуит Афанасий Кирхер. Вот что он пишет: «В Египте имеются
богатые местонахождения асфальта и нефти. Что делали хитроумные жрецы?
Они подсоединяли тайными трубами участки источника нефти к одной или
нескольким лампам с асбестовыми фитилями! Эти-то лампы и горели вечным
пламенем. С моей точки зрения (кстати, точка зрения Кирхера часто
менялась, поскольку в другой своей работе он пишет о том, что вечно
горящие лампы – это творение рук Дьявола) это наиболее верное решение
загадки сверхъестественного долготерпения этих ламп».
Всего о вечно горящих лампах было написано ни много,
ни мало около 200 работ. Возможность существования топлива, которое
возобновлялось с такой же скоростью, что и сгорало, была предметом
серьёзных споров в научных кругах средневековья. Единственное, в чём
сходились почти все по поводу вечно горящих ламп, было то, что фитили
этих ламп непременно должны были быть сделаны из огнеупорного асбеста,
который алхимики называли «шерстью» или «кожей саламандры». Все тот же
Кирхер в течение двух лет пытался получить из этого несокрушимого
материала масло, полагая, что оно тоже может быть неразрушимо, но после
оставил свои изыскания и пришёл к убеждению, что это невозможно.
Со времён средневековья сохранилось несколько формул
приготовления вечного топлива, но ни одна из них не принесла ожидаемых
результатов. Например, Е. П. Блаватская, известная своими работами в
области мистики и оккультизма, в книге «Разоблачённая Изида» приводит
следующую последовательность действий, позаимствованную ею в свою
очередь из сочинения Титенхайма: «Сера. Квасцы. Сделать возгонку до
серного цвета. Добавить венецианскую кристаллическую буру в порошке,
после чего полить спиртом высокой очистки, выпарить и осадок добавить к
новой порции. Повторять до тех пор, пока сера не станет мягкой, как
воск, и не будет дымиться. Выложить на медную тарелку. Это для питания.
Фитиль приготовляется таким образом: снять нить асбеста толщиной со
средний палец и длиной с мизинец, положить в венецианский сосуд, залить
приготовленной серной ваксой, поставить в песок на двадцать четыре часа и
подогревать так, чтобы из серы выходили пузырьки. Фитиль при этом
просалится и смажется, после чего заложить его в стеклянный сосуд,
подобный створчатой раковине, так, чтобы небольшая часть его была над
серной ваксой. Затем поставить сосуд в горячий песок так, чтобы вакса
размягчилась и была равномерно распределена по фитилю. И если после
этого зажечь фитиль, он будет гореть вечно, и лампу можно ставить там,
где вам угодно».
Даже слабо знакомый с премудростями химических
процессов человек найдёт в этом рецепте немало курьёзов, может быть,
добавленных умышленно, и поймёт, что сделанная таким образом лампа
вообще навряд ли будет гореть.
Но лампы все же существовали! О них складывались
легенды. В частности, небезынтересно «приобщить» к этому «делу»
многочисленные восточные сказания о джиннах, обитающих именно в лампах, и
западные легенды о заключённых в бутыли и другие ёмкости душах людей и
духов, которые всегда излучали вокруг себя свечение. Если принять во
внимание все сопутствующие вечно горящим лампам характеристики, а именно
– само вечногорение, отсутствие копоти, невосприимчивость к отсутствию
кислорода и странный вид этих изделий древности, то «приобщение» к
секрету этих ламп, легенд о джиннах и духах уже не будет казаться
какой-то нелепостью. Более того, изучив верования Древних народов, в
частности Египта, можно жить, что исходящий от ламп свет не имел
никакого отношения к огню или электричеству (такая версия высказывалась в
конце XIX – начале XX столетия). Чтобы обосновать это утверждение,
стоит вспомнить о самом ритуальном погребении. Особенно это касается
бальзамирования, ведь вечно горящие лампы находили только в тех местах,
где сохранению тела покойного придавалось первостепенное значение.
Известно, что внутренние органы усопшего изымались
из тела и помещались в специальные сосуды, устанавливаемые подле
саркофага. Дальнейшее исследование этого вопроса станет ещё интереснее,
если принять во внимание, что во времена древних царств к известным
сегодня внутренним органам причислялся ещё один, скрывающийся за
терминами «роза сердца», «жемчужина в цветке лотоса», «внутренний храм»,
«огонь изнутри», «божественная искра», «огонь сердца» и т. д., который
непосредственно «делал» живое – живым: «И создал Бог человека из праха
земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, дал ему дух свободный,
разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал
человек с бессмертной душою».
На понятии «бессмертная душа» держится практически
любое учение о Духе, как доисторического времени, так и современной нам
эпохи, будь то религия, оккультизм или эзотерика в своём глобальном
объёме. Из всего этого можно сделать гипотетический вывод: в вечно
горящих лампах вообще не было ни масла, ни нефти, ни фитиля – в них были
заключены жизненные силы или души покойных, сияющие, словно маленькие
Солнца, и, естественно, не дающие ни гари, ни копоти, поскольку они –
частички самого Бога, сотворившего мир посредством Небесного огня –
Шамаим. Само собой разумеется, что подобное сокровище необходимо было
охранять, дабы оно не попало в руки врагов, потому-то и были установлены
всевозможные устройства, разбивающие лампу при вторжении вандалов.
Конечно, такой достаточно вольный подход к теме
вечно горящих ламп можно оспорить, приведя те же древние трактаты,
согласно которым душа после смерти должна соединиться с Богом. Но это
верно лишь в том случае, если не принимать во внимание бальзамирование
или какое-либо другое действие, оберегающее тело покойного от тления.
Для чего это делалось? Ответ можно найти в
«Египетской Книге мёртвых», в которой есть глава «О восхождении к
Свету», зная текст которой фараон в любое время мог выйти из своей
гробницы и возвратиться потом назад, не опасаясь, что его не примут
стражи потустороннего мира. Главный вывод, который можно почерпнуть из
этого священного писания древних египтян, – это то, что фараону для
выхода в материальный мир была необходима жизненная сила, которая и
находилась подле мумии в стеклянном сосуде, принимаемом из-за свечения
за лампу.
Так что «приобщение» к делу «заточенных джиннов»
сыграло кое-какую роль в разоблачении загадки вечно горящих ламп. Хотя о
«разоблачении» говорить пока рано, по крайней мере до тех пор, пока в
тени незнания будет находиться другой секрет – секрет бессмертия
человеческой души.
|