Эта история началась в забытой Богом глуши, в
непроходимых джунглях Британского Гондураса (ныне Белиз), на полуострове
Юкатан, южнее гватемальской провинции Петен, в 1924 году. Группа
археологов под руководством Ф. А. Митчелла-Хеджеса проводила во влажном
тропическом лесу раскопки древнего города майя. Для облегчения раскопок
нанятые экспедицией рабочие подожгли лес на заранее обозначенной
территории. Когда дым рассеялся, под слоем пепла на площади в 33 гектара
открылись остатки пирамиды, каменные стены и огромный амфитеатр с
местами для сидения, рассчитанный на тысячи зрителей. Этот древний город
Митчелл-Хеджес назвал Лубаатун – Город упавших камней.
В конце следующего сезона раскопок к экспедиции
присоединилась дочь Митчелла-Хеджеса – Энн, которая извлекла в апреле
1927 года (в день своего 17-летия) из-под рухнувших со стены на алтарь
камней предмет, ставший сенсацией. Энн обнаружила человеческий череп из
полированного кварца! Нижняя челюсть отсутствовала, но спустя три месяца
отыскалась и она в семи-восьми метрах от места, где лежал череп.
Для археологов нет ничего необычного в том, что
Древние применяли кварц для украшения своих произведений искусства или
религиозного культа. У египетских мумий, например, кварц использовался
для изображения «третьего глаза». В музее мексиканского города Оахака
представлена целая коллекция кварцевых безделушек: зубчатые колёсики,
шпильки и т. п.
В 1964 году, спустя пять лет после кончины отца, Энн
передала череп для изучения искусствоведу Ф. Дорланду. Он сделал
несколько гипсовых копий черепа и огромное количество фотоснимков с
использованием микроскопа и специальных насадок. По обмерам череп имел
152,4 х 203,4 миллиметра и весил 5,13 килограмма. Дорланд установил, что
череп был изготовлен из цельного кристалла кварца! Поверхность не имела
ни малейших следов какой-либо обработки металлическими инструментами и
была, по-видимому, отполированная специальной пастой, секрет которой не
дошёл до нас. Удивительно, что в древности у кого-то нашлось так много
свободного времени для изготовления и полировки черепа. Даже по самым
скромным подсчётам, на эту работу необходимо было потратить не менее 300
лет!…
Внутри затылочной части черепа Дорланд обнаружил
целую систему призм и каналов. Благодаря ей, череп и его глазницы
начинали светиться, когда под ним устанавливали внешний источник света,
например факелу или свечу. Морфологические особенности указывают на то,
что череп – женский. С помощью нити, продетой через узкие отверстия,
нижняя челюсть могла двигаться. Представим, какой эффект мог вызвать
такой череп в храме при его демонстрации толпе, находящейся в экстазе?!
Перед тем как возвратить бесценную находку
владелице, Дорланд решил показать череп фирме «Хьюлет-Паккард»,
считавшейся авторитетным экспертом по кварцам и являющейся широко
известным производителем кварцевых генераторов. Отзыв инженера фирмы Л.
Барре достоин того, чтобы привести его практически полностью:
"…Мы изучали череп по всем трём оптическим осям и
обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков. Поскольку каждый
сросток имеет собственные оси, мы смогли определить, сколько имеется
сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что они растут из одного
центра и составляют единый сплошной кристалл. Мы также обнаружили, что
череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По
шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твёрдость, равную семи
(уступая лишь топазу, корунду и алмазу). Что касается обработки, то его
ничем, кроме алмаза, нельзя резать. Но древние как-то сумели обработать
его. И не только сам череп – они вырезали из этого же куска нижнюю
челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твёрдости
материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они
состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения.
Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжений
кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать – он
просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска
хрусталя настолько осторожно, как будто он вообще не притрагивался к
нему в процессе резки.
При исследовании поверхности черепа мы обнаружили
свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная
отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы,
вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч
света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и
вы можете увидеть всю комнату… Я не думаю, что ещё кто-либо в фирме
«Хьюлетг-Паккард» разобрался в устройстве черепа лучше, чем я сам…"
Фирма же «Хьюлет-Паккард» дала, хотя и в не очень
официальном стиле, следующее заключение: «Проклятая штуковина вообще не
должна была существовать на свете. Те, кто её высекал, не имел ни
малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси
симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!»
Технология изготовления хрустального черепа так и
остаётся пока неразгаданной. Но это не единственная тайна странной
находки. Совершенно непонятно, кто мог в древности изготовить настолько
совершенную вещь. Сам В. А. Митчелл-Хеджес, будучи сторонником гипотезы о
существовании затонувшей Атлантиды, считал хрустальный череп ювелирным
изделием атлантов. С другой стороны, территория, на которой оно было
найдено, в древности принадлежала народу майя – создателю не менее
загадочной цивилизации. И, наконец, «закоренелые» сторонники гипотезы
космических палеоконтактов считают череп творением рук (щупалец, клешнёй
и т. п.) инопланетян. Однако трудно предполагать, что космические
пришельцы, если и прилетали в древности на нашу планету, тратили
драгоценное время и силы на полировку хрустальной безделушки.
Похоже, что сторонники трех перечисленных гипотез
все же ошибаются в одном – в исключительности этого черепа. На самом
деле существует его «собрат», найденный в конце 80-х годов прошлого века
в Мексике одним из солдат императора Максимилиана. В настоящее время
«мексиканский» хрустальный череп экспонируется в Британском музее.
«Дубликат» значительно отличается от лубаатунского «оригинала» –
несмотря на сходство в размерах, он менее прозрачный, менее детальный, а
нижняя челюсть слита с ним. Ещё одна грубая «копия» хрустального черепа
находится в Музее человека в Париже. Это череп ацтекского бога
подземного царства и смерти.
Кроме того, небольшие хрустальные черепа, не
способные давать каких-либо интересных оптических эффектов, в XV-XVI
веках были распространены в Италии и Южной Америке.
Так кому же нужен был «главный» хрустальный череп?
Каким целям он служил? Может быть, первые хрустальные изделия древности
были только пробными шагами неизвестных мастеров к совершенству и
познанию прекрасного? Да и можно ли вообще говорить о каком-то
прикладном назначении черепа? Возможно, он вообще был высочайшим
произведением искусства. Ведь никому в голову не приходит использовать,
например, картину «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи в «прикладных
целях». Так, наверно, было и с черепом, который только века спустя
догадались использовать при религиозных церемониях. Трудно допустить,
чтобы жрецы майя на протяжении 10-12 поколений вытачивали блестящую
игрушку для одурачивания индейцев через 300 лет! А может, они владели
забытой ныне технологией ускоренной обработки кварца, невзирая на
оптические оси? Знали же майя и другие древние народы технологию
размягчения обычного камня и гранита, секрет, который ныне также утерян.
Об этом остаётся только гадать…
Таинственная пушка.
В пространстве акватории между Ямайкой и Гаити
водолазы подняли со дна океана два десятка пушек – арсенал затонувшего
когда-то парусника. Не такая уж редкая археологическая находка. И никто
не придавал ей особого значения до той поры, пока не был проведён
тщательный анализ пушечного металла. Тут-то учёные и зачесали в
затылках. Оказалось, 20 пушек отлиты из обычной орудийной бронзы, но
зато в 21-й добавкой к меди послужила платина! И немало – в орудии
содержалось почти три с половиной килограмма благородного металла.
Это была не единственная загадка. Удалось
установить, что пушка изготовлена в 1631 году на литейном заводе одного
из мексиканских городов. Сделали её наверняка по заказу испанцев. Но в
отличие от других орудий, на которых изображены чисто военные или
христианские символы, эта украшена изображением ацтекского бога Солнца.
Неужели пушку отлили индейцы? А если да, то не
использовали ли они какие-либо платиновые изделия, посвящённые богу
Солнца? А если это предположение правильное (и даже неправильное – все
равно платина в сплаве присутствует), то как вообще можно объяснить
способность ацтеков плавить платину в XVII веке (а то и раньше), если
этот металл был открыт в 1740 году, а способ его обработки изобрели лишь
в 1826-м?
Впрочем, не только ацтеки подбрасывают загадки
металлургам. В частности, считалось, что до открытия Америки Старый Свет
вообще не знал платины. Но вот в 1901 году французский химик Пьер
Бертло исследовал статуэтку 700 года до н.э. И обнаружил, что
выполненная на ней методом инкрустации надпись сделана тоже из
платинового сплава. Впору вновь вести речи об инопланетянах, научивших
наших предков строить высокотемпературные плавильные печи… |