Святые и чудеса, которые они творят, – неотъемлемая
часть индийских религиозных традиций и фольклора. Все это редко удаётся
увидеть и осмыслить западным Учёным. Индия таит в себе много загадок, и
два опытных парапсихолога, доктор Эрлендур Гаральдссон и Карлис Озис,
получили возможность встретиться одним из самых известных и популярных
индийских шри – Шри Сатья Сай Бабой. Его чудеса исцеления привлекают
множество паломников и последователей; а учение воспринимают с интересом
в Индии и за её пределами. «Материализации», о которых рассказали Озис и
Гаральдссон, – лишь одно проявление бесчисленного множества магических и
психокинетических способностей Сай Бабы. Доктор Гаральдссон – профессор
отделения психологии Исландского университета в Рейкьявике; доктор Озис
– член Американского общества психических исследований в Нью-Йорке. Вот
что они рассказали.
Легенды о загадочных возникновениях или
исчезновениях объектов известны многим народам. Этот феномен
подразумевает, что объект появляется или исчезает без всяких на то
физических причин. Когда речь идёт о возникновении некоего объекта, мы
называем это материализацией. Когда уже существующий объект перемещается
в пространстве из одного места в другое без всяких вспомогательных
средств, этот феномен называется телепортацией.
Телепортация – частое явление в случаях с
полтергейстом. Материализация человеческих форм происходит в присутствии
медиумов. В индийской научно-популярной литературе можно прочитать о
сотворении неживых объектов, обычно амулетов, сделанных из ценных
материалов и обладающих магическими свойствами, например способных
обеспечить контакт с гуру.
Исчезновение и возникновение предметов, конечно,
зачастую бывает обычным трюком, которым пользуются выступающие перед
зрителями фокусники. С помощью потрясающей ловкости рук, отвлечения
внимания, скрытых приспособлений они заставляют предметы «исчезать» и
снова «появляться», и зрители при этом ничего не замечают. Заявляя, что
демонстрируют экстраординарный «феномен», шоумены на религиозных
собраниях вызывают «духов» и «демонов».
При ближайшем рассмотрении все эти материализации и
телепортации легко объяснить естественными способами, разоблачив фокус.
Но известны и случая, которым нельзя найти разумного объяснения. В
целом, однако, несмотря на кропотливые исследования в этой области
учёными начала века, все заявления о материализации и тому подобных
феноменах не воспринимаются всерьёз практически никем из современных
парапсихологов и считаются фальсификацией.
Мы тоже придерживались такой точки зрения и не
придавали большого значения подобным явлениям до нашей встречи с Шри
Сатья Сай Бабой, религиозным деятелем пятидесяти с лишним лет, который
проживает в штате Андхра Прадеш в Южной Индии и имеет множество
последователей.
Его ученики и многие другие очевидцы
свидетельствовали не только о его различных психокинетических
способностях, таких, как материализация, телепортация и исцеление, но и о
многих формах экстрасенсорного восприятия и внетелесных проекций. О нём
написано несколько научно-популярных книг. Впервые мы узнали об этих
феноменах, когда исследовали видения в Индии в 1972-1973 годах.
Во время последующих визитов в Индию в конце 1973-го
и начале 1975 года мы встречались с Сай Бабой несколько раз, а также
беседовали со многими людьми, включая индийских учёных, которые были
свидетелями этих феноменов или даже испытали их воздействие на себе.
Гаральдссон посетил Индию ещё раз в 1976 году для дальнейших
исследований и интервью с Сай Бабой. Таким образом, мы имели возможность
побеседовать с самим Сай Бабой и наблюдать его чудеса. Он знал
английский язык, но часто предпочитал пользоваться услугами переводчика.
Он был склонен преуменьшать свои собственные способности, называя их
«маленькими трюками», и постоянно подчёркивал значимость Духовного и
Нравственного начала. Наша просьба продемонстрировать что-нибудь была
отвергнута, так как Саи Баба пользовался своим даром только для того,
чтобы помочь своим прихожанам в беде или обратить в веру ярых
агностиков, но никогда в демонстрационных целях. В течение одиннадцати
наших бесед с Сай Бабой, он, однако, возможно помимо своего желания, все
же показал нам то, благодаря чему стал знаменитым в Индии.
Встречи с Сай Бабой обычно не организуются заранее.
Те, кто хотел бы встретиться с ним – а это, как правило, несколько сотен
людей, – собираются возле его дома в ашраме. Дважды в день он быстро
обходит собравшихся и выбирает тех, с кем он желает говорить. Многие
ждут неделями, и все равно не удостаиваются беседы наедине или группой.
«Переговорная» комната Сай Бабы, где и происходили те феномены, о
которых мы хотим рассказать, оказалась совсем пустой, с бетонными
стенами и полом, без ковров или каких-либо украшений. Единственным
предметом мебели было кресло. Посетители во время беседы сидели,
скрестив ноги, на полу. Иногда Сай Баба принимал только одних нас,
иногда число присутствующих доходило до девяти человек. Мы стали
свидетелями 21 феномена исчезновения и возникновения объектов, правда,
ни один из этих случаев не удалось проконтролировать. Ниже мы опишем
четыре примера и попытаемся дать им оценку.
В первом случае мы стали свидетелями таинственного
появления рудракши, которая похожа на жёлудь, около дюйма в диаметре, с
красивой поверхностью, похожей на камень абрикосового цвета. Сперва Сай
Баба подарил нам обоим вибути (святой прах, это можно сравнить с
церемонией причащения в христианстве, когда верующие вкушают хлеб и
вино). Вибути возник после некоторых манипуляций правой рукой,
обращённой ладонью вниз, – небольших круговых движений, продолжавшихся
две-три секунды. После краткой беседы он подарил одному из нас (Озису)
золотой перстень (позже его осмотрел ювелир, который подтвердил, что он
сделан из золота. Перстень был оценен в 100 долларов), снова проделав ту
же манипуляцию рукой.
Во время спора с Сай Бабой о ценности научных
изысканий и экспериментов он перевёл беседу в своё любимое русло, поведя
разговор о духовной аскетии, которая, по его мнению, должна «слиться» с
повседневной обыденной жизнью, как «двойная рудракша». Мы не поняли,
что это значит, не помог нам и переводчик Сай Баба сделал несколько
попыток объяснить нам значение этих слов, наконец умолк и несколько
раздражённо сжал кулак и взмахнул рукой. Когда он разжат кулак, на его
ладони лежала сросшаяся рудракша, как нам объяснили индийские ботаники,
очень редкое явление в природе, примерно как сросшиеся апельсины или
яблоки.
Мы внимательно наблюдали за Сай Бабой. После Д.ого
как мы выразили своё восхищение рудракшей, Сай Баба снова взял её и,
повернувшись к Гаральдссону, сказал, что хочет сделать ему подарок. Он
зажал рудракшу между ладонями, подул на них и снова раскрыл руки. На его
ладонях по-прежнему лежала двойная рудракша, но теперь на каждой
стороне её имелись золотые узорчатые щитки. Щитки были около дюйма в
диаметре и скреплялись золотыми цепочками. Сверху каждого щитка был
золотой крест, к которому прикреплён маленький рубин. Позади креста
виднелось отверстие, чтобы повесить этот амулет на цепочку и носить на
шее. (Ювелир оценил это украшение в 80 долларов и сказал, что оно
содержит 22 карата золота. Маленький рубин был исследован лабораторией
по оценке ювелирных изделий при лондонской Торгово-промышленной палате.
Из-за закрытой оправы на тыльной стороне камня было невозможно
определить, подлинный ли он. Исследование рудракши под микроскопом
показало, что это действительно настоящий плод.) Многие, хотя и не все,
украшения, которые Сай Баба дарит людям, как говорят, сделаны из
драгоценных металлов и камней.
Сай Баба всегда одет в цельнокроеную робу с
рукавами, доходящими до запястий. Мы наблюдали за его руками очень
пристально и не заметили, чтобы он что-то вынимал из рукавов, из своей
пышной шевелюры или из какого-либо укрытия.
Мы, конечно, не могли проверить одежду Сай Бабы.
Случайно, однако, нам представилась возможность рассмотреть поближе две
робы из тех, какие он обычно носил. По словам очевидцев, он всегда носил
одну и ту одежду и, когда одна роба изнашивалась, выбрасывал её. Две
робы, которые мы видели, не содержали никаких карманов или скрытых
мешков.
Мы познакомились с профессором химии из Банга,
доктором Д. К. Банержи. Однажды Сай Баба неожидано заехал к нему домой и
«сотворил» для него и его жены несколько предметов, что обычно делал
везде, куда приходил. Перед тем как отправиться спать, Сай Баба попросил
миссис Банержи постирать его робу, что она и сделала. Воспользовавшись
случаем, она, доктор Банержи и его коллега, доктор химии из Иллинойса П.
К. Бхаттачарья, тщательно исследовали робу и не обнаружили в ней
никаких карманов. Доктор Банержи в прошлом был заведующим отделением
органической химии во Всеиндийском научно-исследовательском институте,
который является ведущим научным учреждением в Индии. Эти трое людей
рассказали нам о вышеописанном случае в ходе двух независимых интервью.
Во время третьей беседы полуденное солнце ярко
светило в окно переговорной комнаты, где несколько человек сидели на
полу вокруг Сай Бабы. Гаральдссон видел, как просвечивают солнечные лучи
сквозь тонкие шёлковые рукава робы Сай Бабы, который сидел в кресле
примерно в пяти-шести футах от него. Большая часть времени прошла в
дискуссии, но Сай Баба все же сотворил несколько предметов, которые
подарил присутствующим. Так как Сай Баба сидел в кресле, его руки
находились на уровне голов собравшихся. Солнце, сиявшее сквозь рукава
его одежды, отметило бы скрытые объекты тенью, но в них ничего не было.
А теперь мы хотим поподробней рассказать о золотом
перстне, который Сай Баба подарил Озису при нашем первом визите. На
перстне было большое, покрытое эмалью цветное изображение Сай Бабы.
Рисунок был вставлен в перстень и имел овальную форму, примерно два
сантиметра длиной и полтора шириной. К перстню он крепился при помощи
золотого ободка с четырьмя выступающими зубцами. Изображение держалось в
перстне надёжно, как если бы они оба были сделаны из единого куска.
Во время нашего второго визита, когда мы пытались
убедить Сай Бабу принять участие в эксперименте, он, потеряв терпение,
сказал Озису: «Взгляни на свой перстень». Изображение исчезло. Мы
посмотрели на пол, но нигде не было видно и следа его. Ободок и зубцы,
которые должны были удерживать рисунок, остались неповреждёнными; мы
исследовали их позже с помощью уличительного стекла. Чтобы извлечь
рисунок, нужно было отогнуть хотя бы один зубец и немного сам ободок, но
ничего этого сделано не было. Можно было также извлечь рисунок, разбив
его в перстне.
Когда Сай Баба обратил наше внимание на исчезновение
картинки, мы сидели на полу в нескольких футах от него. Мы не делали
резких движений руками, а он не приближался и не дотрагивался до нас. Мы
сидели, скрестив ноги, руки Озиса лежали на бёдрах, и Гаральдссон видел
изображение Сай Бабы на перстне во время беседы. Гаральдссон сначала
подумал, что картинка почему-то стала прозрачной. Доктор Д. Сабнани из
Гонконга и миссис Л. Хирдарамани с Цейлона, которых мы встретили в
первый раз на этой беседе, тоже подтвердили, что видели большой золотой
перстень с изображением Сай Бабы на левой руке Озиса. Когда обнаружилось
исчезновение картинки, Сай Баба с усмешкой заметил: «Вот вам и
эксперимент».
Во время нашей следующей беседы, через два дня, Сай
Баба спросил Озиса, желает ли он вернуть картинку. Тот ответил
утвердительно. По просьбе Сай Бабы Озис отдал ему перстень, он взял его в
руку и спросил: «Ты хочешь ту же картинку или другую?» – «Ту же», –
ответил Озис. Сай Баба зажал перстень в кулаке, поднёс ко рту на
расстояние сантиметров десять и слегка подул, потом протянул руку и
разжал кулак. Перстень был по-прежнему на месте. И на нём была та же
самая картинка; но сам перстень изменился. Однако первый случай с
исчезновением картинки был более примечательным, чем её появление вновь,
о чём мы немногое можем рассказать.
В ходе этой беседы мы стали свидетелями ещё одного
Феномена. С нами были юрист из Лос-Анджелеса с женой, мистер и миссис
Кристал. Приближалась 33-я годовщина их свадьбы, и Сай Баба, казалось,
был "Радован этим событием. Он взмахнул рукой, и когда разжал кулак, на
его ладони лежало золотое кольцо. Он дал его миссис Кристал и попросил
надеть на палец мужа, как это обычно делают во время брачной церемонии у
индийцев. Рука Сай Бабы была по-прежнему протянута к нам, и он не
дотрагивался до одежды или каких-либо предметов. Мы внимательно
наблюдали за ним. Внезапно Сай Баба снова помахал рукой две-три секунды,
повернул руку ладонью вниз и быстро сжал кулак. Его рука находилась
почти параллельно земле, и при таком положении было очень неудобно
доставать что-либо из рукава. Мы пристально смотрели, как Сай Баба
медленно разжал кулак: на ладони лежало большое двойное ожерелье. Его
длина составляла примерно сантиметров сорок, и в нём имелось много
разнообразных камней. К ожерелью было прикреплено изображение Сай Бабы,
окаймлённое золотой розеткой, около пяти сантиметров в диаметре. Это
ожерелье он подарил миссис Кристал.
Четвёртый случай материализации, о котором нам
хотелось рассказать, произошёл на открытом воздухе. Мы сидели на земле в
ряд вместе с другими людьми, мимо нас шёл Сай Баба. Он остановился
против профессора Хасры, друга доктора Банержи, о котором мы упоминали
выше, сидевшего вторым слева от Озиса и третьим от Гаральдссона. Сай
Баба взмахнул правой рукой. Так как мы сидели, а он стоял, то его руки
находились чуть выше уровня наших глаз.
Ладонь Сай Бабы была раскрыта и обращена к земле,
пальцы вытянуты, и он производил быстрые круговые движения рукой. Во
время этих манипуляций мы заметили, как возле его ладони возникла некая
серая субстанция. Она находилась ниже ладони, и Сай Баба схватил её, как
будто для того, чтобы не дать ей упасть. Озис, сидевший чуть ближе к
Сай Бабе, отметил, что вначале субстанция появилась в виде гранул,
похожих на очень крупный песок. Затем Сай Баба высыпал гранулы на ладони
профессора Хасры и доктора Банержи, и большая их часть превратилась в
пепел, которым каждый из них посыпал себе лоб. Очевидно, гранулы были
очень хрупкими и потеряли бы свою структуру, произведённую быстрыми
движениями рук мага, которые остались незамеченными для нас («рука
быстрее глаза»). Когда Озис заметил вибути (святой прах), гранулы были
целыми. Сай Баба часто производил такие материализации, когда проходил
вдоль ряда людей. Мы наблюдали много подобных случаев, но только один
раз с такого близкого расстояния.
Эти паранормальные исчезновения и появления
предметов явились сложной проблемой для исследователей, так как те
обстоятельства, при которых они происходили, исключали возможность
каких-либо разумных объяснений. Мы намеревались провести съёмку камерой
или установить запечатанные или закрытые вместилища, где должны были
появляться предметы. К сожалению, нам не разрешили использовать их в
переговорной комнате Сай Бабы. Мы засняли его на открытом воздухе, когда
он производил прах, но с недостаточно близкого расстояния, и поэтому
кадры не годились для серьёзного анализа. Все, чему мы стали
свидетелями, происходило большей частью спонтанно. Поэтому наши
заключения не были достаточными.
Попытаемся гипотетически объяснить те явления, очевидцами которых мы были.
1. Мы могли находиться в отчасти бессознательном
состоянии типа массового гипноза, и нам внушили, что мы должны видеть
то, чего на самом деле не было, и не обращать внимания на реальные
события. Например, Карл Ветт подобным образом объяснил индийский трюк с
верёвкой, который он наблюдал. Мы оба психологи и можем со всей
уверенностью заявить, что не подвергались никакого рода психическим
воздействиям во время бесед с Сай Бабой. Мы всегда контролировали себя.
Более того, те объекты, которые появлялись в процессе материализации
(двойная рудракша и золотой перстень), до сих пор находятся у нас.
2. У мага в переговорной комнате мог быть помощник.
Но это невозможно, так как материализация происходила и тогда, когда мы
оставались наедине с Сай Бабой. Кроме того, сидя, тем более на некотором
Расстоянии от остальных, очень трудно произвести какой-либо трюк. На
встречах присутствовали посетили, которые каждый раз менялись.
3. В переговорной комнате могли находиться
какие-либо приспособления, с помощью которых появлялись объекты. В
комнате не было никаких предметов, которые могли бы использоваться
подобным образом. Сай Баба обычно сидел, скрестив ноги, на бетонном полу
вне досягаемости от любых предметов, таких, например, как сумка для
покупок, стоявшая на подоконнике внутри которой можно было бы скрыть
упаковки вибути или что-нибудь ещё. Сай Баба каждый раз при наших
встречах менял своё местоположение, то есть не был привязан к
определённому месту. К тому же он производил материализацию и на
открытом пространстве.
4. Сай Баба мог укрывать предметы на себе и затем
ловкими движениями извлекать их. Мы знали о подозрениях, что, возможно,
он прячет предметы в рукавах своей робы, скрытых карманах и даже в
волосах. Однако мы не знаем ни одного человека, который мог бы
подтвердить эту гипотезу.
Мы считаем, что первые три предположения беспочвенны
и их необходимо отбросить. Однако последняя гипотеза о ловкости рук
требует более тщательного анализа, так как маги обычно именно таким
образом «производят» различные предметы.
Теперь вернёмся к нашим наблюдениям над Сай Бабой.
Мы видели приблизительно 20 раз, как в его руках появлялись и исчезали
различные объекты. Всегда это происходило неожиданно, так что мы не
имели возможности проверить его или приготовиться к тому, что
произойдёт. Поэтому у нас не было сколь-либо серьёзных оснований
принимать все увиденное за чистую монету. Надо сказать, что при
сложившихся обстоятельствах мы не могли провести проверку на наличие или
отсутствие каких-либо магических приспособлений.
Следующие факты дают нам основание считать феномены, которые демонстрировал Сай Баба, действительно паранормальными.
1. На протяжении многих лет Сай Баба демонстрировал
свои чудеса, и не было ни разу выявлено какого-либо мошенничества. По
словам тех, кто давно знает Сай Бабу, паранормальные явления происходили
с ним приблизительно сорок лет, с самого детства. Большинство людей, с
кем мы встречались, даже те, кто видел Бабу лишь однажды, заявляли, что
они были свидетелями феномена материализации. Мы не встретили ни одного
очевидца, который бы утверждал, что чудеса Cай Бабы могли быть объяснены
естественными способами.
2. Свидетельства о других психических феноменах,
таких, как внечувственное восприятие, передача посланий во сне,
исцеление, внетелесные проекции, перемещение тяжёлых объектов.
3. Различные обстоятельства, при которых появлялись
предметы: во время частных бесед, в автомобиле, на улице, в различных
домах и т. д. Почти каждый раз, когда мы видели Сай Бабу, он творил
чудеса.
4. Материализация в ответ на определённые
обстоятельства или по просьбе посетителя. Мы опрашивали многих
свидетелей, которые заявляли, что Сай Баба по их просьбе производил
статуэтку божества, кольцо с изображением почитаемого посетителем
божества и т. д.
5. Материализация больших объектов, например чаши
размером с обеденную тарелку или корзины со сладостями сорока
сантиметров в диаметре.
6. Материализация на расстоянии от Сай Бабы.
Например, появление чёток на переднем стекле автомобиля, движущегося по
дороге, святого праха на рисунках Сай Бабы (о чём свидетельствовали два
научных сотрудника), фрукты, возникающие прямо в руке посетителя.
7. Несколько ведущих индийских учёных скрупулёзно
исследовали феномен Сай Бабы и пришли к убеждению, что никакого
мошенничества нет. Среди них были доктор С. Бхагавантам, бывший директор
Всеиндийского научно-исследовательского института и известный индийский
физик-ядерщик. Мы уже упоминали доктора Д. К. Банержи и химика доктора
П. К. Бхаттачарью. Хотим также упомянуть доктора К. Венкатессана из того
института, который прежде работал в Массачусетском технологическом
институте и в Стенфордском университете, доктора В. К. Гокака, бывшего
проректора университета в Бангалоре. Мы встречались со всеми людьми, и
они рассказывали нам о феноменах, которые наблюдали лично при разных
обстоятельствах.
Особого интереса заслуживает мысль о специальном
одеянии, где можно скрыть предметы. Сай Баба носил робу с рукавами такой
же длины и ширины, что и западные пиджаки. Эта одежда застёгивалась на
пуговицы на груди, в ней не было видимых отверстий или карманов; сшита
она из единого куска ткани. Как уже говорилось выше, мы получили
возможность рассмотреть одну из роб вблизи и не обнаружили ни одного
кармана, перевязи, подозрительных швов или других потайных мест.
Несколько свидетелей указали на тот факт, что
отдельные объекты, которые творил Сай Баба, например прах, испачкали бы
его робу, будь они скрыты в ней. За один день он однажды производил прах
четыре раза, чему мы были свидетелями. После каждой материализации его
руки были в пепле, но ни мы, ни другие свидетели не заметили пепла на
его одежде.
Иногда Сай Баба производил целую груду праха,
которую приходилось держать двумя ладонями, как утверждают учительница
из колледжа и её муж-психолог. Среди других объектов материализации
можно упомянуть индийские сладости и еду, приготовленную в масле; все
это непременно испачкало бы одежду. Один из нас – Гаральдссон – был
свидетелем материализации растительного масла, а один врач наблюдал, как
амрита, тоже жидкость, проистекала из рук Сай Бабы.
Мы проконсультировались с Дугласом Хеннингом,
профессиональным магом, живущим в Нью-Йорке, который давал невероятные
представления в больших городах разных стран. Его рекомендовали нам как
одного из самых искусных фокусников в мире. Он посмотрел фильм о Сай
Бабе и высказал своё мнение. Он был уверен, что с помощью своего
мастерства мог бы повторить все, что видел в фильме. Однако признал, что
эпизод с перстнем наиболее невероятный и находится за пределами его
возможностей. Он также заметил, что если Сай Баба производил предметы по
требованию, то это недоступно ни одному магу в мире.
Мы также беседовали с индийским зубным техником,
учившимся в Великобритании, доктором Эрухом Дибундой, который увлекался
магией и написал две книги на эту тему. Он путешествовал с Сай Бабой и
41-60 раз снимал его на видеоплёнку, но не заподозрил никакого обмана.
Конечно, самым потрясающим из всего, что мы видели,
было исчезновение изображения Сай Бабы с перстня. Это никак не могло
быть результатом ловкости рук, ибо ни Сай Баба, ни другие люди, которые
могли быть его помощниками, не приближались к перстню. Мы не можем найти
разумного объяснения этому инциденту.
Мы осознаем, что без серии документированных
экспериментов невозможно найти Целительные доказательства. Однако нам
кажется, что разнообразие и уникальность феноменов, демонстрируемых Сай
Бабой, может стать превосходным материалом для дальнейших исследований. |