Билет № 4
1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов.
Сравнение клеток растений и животных.
Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник
М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что
клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют
сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная
информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток.
Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в
многоклеточном организме их работа скоординирована.
Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:
- Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной
толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая
клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна
изменять форму.
- В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты,
лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие
хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен
автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов
ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют
готовые органические вещества.
- Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным
соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются
мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
- Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных
– гликоген.
2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди
гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их
определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и
раскройте их значение.
Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых
заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии,
старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как
симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными
минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая
поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют
безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому
способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить
длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела.
Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света,
необходимого для фотосинтеза.
Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях),
листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и
кустистые (олений мох – ягель).
Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по
отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.
Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию
видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.
3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких
продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном
канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните,
почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно
присутствовать белки.
Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба,
яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты,
особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые
из них макаронные изделия.
В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты.
Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих
является мочевина, удаляемая через почки.
Белки выполняют в организме важнейшие функции:
- структурную – белки входят в состав всех
органоидов клетки;
- ферментативную (каталитическую) – например,
пищеварительные ферменты;
- двигательную – в составе мышечных волокон;
- транспортную – гемоглобин крови переносит
кислород ко всем клеткам организма;
- энергетическую – хотя есть мнение, что
при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот,
токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает
силу и выносливость человека.
У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что
помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах
повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с
пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе
детей может быть причиной низкого роста.
|