1. «Слово о
полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы. 2.
Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А. Жуковского
«Светлана». 3. С какой
целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает
«обыкновенность»
своего героя?
1. Черты
классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество
одного из
поэтов по выбору экзаменуемого). 2. Роль
эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике
повести Н.В.
Гоголя «Шинель». 3. В чем смысл
названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
1. Тема
маленького человека в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». 2. «Письмо
Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С.
Пушкина
«Евгений Онегин». 3. Почему
мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде
«роя»?
1. Тематика
и образы романтической поэзии В.А. Жуковского. 2. Смешное и
грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». 3. Как можно
объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».)
1.
Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.
Фонвизина
«Недоросль». 2. Портрет
Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя
времени».
(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) 3. Почему
после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко
изменилась? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
1. Образ
Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума». 2.
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и
идейный смысл. 3. За что
автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М.
Карамзина
«Бедная Лиза».)
1. Образ
Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума». 2.
Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у
Христа
на елке». 3. В чем
прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина
«Станционный
смотритель».)
1. Тема
«дружества» и образы друзей в лирике А.С. Пушкина. 2. Монолог
Липочки (начало I действия) в комедии А.Н. Островского «Свои люди —
сочтемся!»
как средство характеристики героини. 3. Что значит
«жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
1. Тема
любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина. 2. Образ
«ретивого начальника» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на
воеводстве»
(часть II «Топтыгин 2-ой»). 3. Почему
Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М.Ю.
Лермонтова
«Герой нашего времени».)
1. Образ
«вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина. 2. Сцена
бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала». 3. Как
характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в
финале
пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
1. «Русский
бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка».) 2.
Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:
художественное
своеобразие и идейный смысл. 3. Почему
подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному?
(По
комедии А.С. Грибоедове «Горе от ума».)
1. Истоки
характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений
Онегин». 2.
Историческое и философское звучание басни И.А. Крылова «Волк на
псарне». 3. Почему на
протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести
Н.М.
Карамзина «Бедная Лиза».)
1. Быт и
нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 2. Тема
человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Заря прощается с
землею...». 3. Почему
опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии
Н.В.
Гоголя «Ревизор».)
1. Образ
Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С.
Пушкина
«Евгений Онегин».) 2. Рассказ
Хлестакова о петербургской жизни в III действии
как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 3. В чем
ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Премудрый пескарь».)
1. Страдания
одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова. 2. Сцена
финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в
рассказе М. Горького «Челкаш». 3. Как
проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как то его
характеризует?
(По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
1. Мир
природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова. 2. Монолог
Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума». 3. Весел или
печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Салтыкова-Щедрина?
1. Поэма
М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. 2. Диалог
Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества.
(По
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). 3. Почему
рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели
Павлуши?
1. Смысл
названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего
времени». 2. Тема
родины в стихотворении А.А. Блока «Россия». 3. Как
меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С.
Грибоедова
«Горе от ума»?
1. Женские
образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2.
Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не
плачу...». 3. Каково
отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою
повествования?
1. Тема
судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Идея и
образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». 3. Почему
выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии
А.С.
Грибоедова «Горе от ума».)
1.
Своеобразие конфликт» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 2. Роль
сцены кулачного боя а развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. 3. Почему
образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических
образов русской литературы?
1. Тема
города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Эпизод
схватки с барсом и ого роль в раскрытии характера главного героя поэмы
М.Ю.
Лермонтова «Мцыри». 3. Каковы
жизненные принципы Митрофана и отношение- к ним автора? (По комедии Д.М.
Фонвизина «Недоросль».)
1. Помещичья
Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 2.
Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И.
Тютчева
«Есть в осени первоначальной...». 3. Что
привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести
А.С.
Пушкина «Выстрел».)
1. Образ
Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 2.
Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий
Теркин»
(глава «Поединок»).
3. Произошло
ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа?
(По
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
1. Обличение
общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова. 2. Диалог
Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов
рассказа М.А.
Шолохова «Судьба человека». 3. В чем
смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?