ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 17
БИЛЕТ №17
1. Техника
двигательного действия. Основные этапы её формирования в процессе
самостоятельных занятий физической культурой
Процесс обучения технике движений (двигательному
действию), свойственной определённому виду спорта и необходимой в нём, называется
технической подготовкой. Принято различать общую и специальную техническую
подготовку. Общая подготовка направлена на овладение разнообразными
двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная
техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде
спорта.
Надо иметь в виду то, что под «спортивной техникой»
понимают определённый способ выполнения двигательного действия, который
характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом
своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата;
Роль спортивной техники в различных видах спорта
различна. Исходя из особенностей двигательного действия и способов оценки
спортивных достижений, выделяют следующие группы видов спорта с характерной для
них спортивной техникой:
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, прыжки,
метания и др.). Характерная особенность этих видов - кратковременность и максимальная
мощность усилий. Техника направлена на то, чтобы обеспечить спортсмену
возможность в процессе решения двигательной задачи развивать наиболее мощные
усилия в основной фазе движения, в нужном направлении, при полноценном
использовании внутренних и внешних сил, действующих на его тело.
2. Виды с преимущественным проявлением выносливости
(бег на длинные дистанции, лыжные гонки и др.). Техника направлена на
экономизацию расхода физических сил и повышение эффективности оптимальных
рабочих усилий.
3. Виды спорта, связанные с оценкой результатов
соревнований на точность и выразительность движений по заданной программе
(спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Техника здесь
приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивного
достижения. Физическая подготовка тут играет подсобную роль и служит лишь для
совершенствования техники движений.
4. Виды, характеризующиеся активным взаимодействием
спортсменов (личного и командного характера) при переменных условиях
двигательной деятельности (баскетбол, футбол, волейбол и др.) Техника призвана
решать ряд следующих сложных задач: повышение эффективности использования
максимальных усилий, экономизации рабочих усилий, повышение быстроты, точности
действий в условиях меняющейся обстановки спортивной борьбы.
Условно различают три этапа в построении процесса
освоения двигательного действия;
1) начальное разучивание;
2) углубленное, детализированное разучивание;
3) закрепление и дальнейшее совершенствование
двигательного действия.
Целью первого этапа освоения двигательного действия
является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения
выполнять его в «грубой» форме, второго - довести первоначальное «грубое»
владение техникой действия до относительно совершенного, а третьего -
обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях.
2. Основные
нарушения правил игры в футбол.
В инструкции о «Нарушении правил и
недисциплинированном поведении игроков» говорится о запрещённых приёмах игры,
противоречащих самому духу игры в футбол, о других нарушениях, ограничивающих
действия игроков, а также о нормах поведения футболистов на поле, нарушение
которых квалифицируется как недисциплинированное поведение, за что игроки и
команда несут определённое наказание.
Футбол игра атлетическая, и в непосредственной борьбе
за мяч в рамках правила игрокам разрешается применять силовые приёмы, но лишь с
тем, чтобы овладеть мячом. К таким приёмам относится нападение на соперника, т.
е. толчок соперника плечом в плечо или, если он блокирует подход к мячу, в
разрешённую область спины.
Перечень нарушений правил, умышленно совершённых одним
из игроков, за которые команда наказывается штрафным или 11-метровым ударом,
можно разделить на две основные группы:
I. Нарушения, связанные с игрой мячом руками.
II. Нарушения, связанные с неправильными приёмами,
допущенными в отношении соперника, а именно:
1) удар или попытка ударить ногой соперника;
2) попытка свалить соперника при помощи ноги
(подножка), или наклонившись перед ним или за ним;
3) прыжок на соперника;
4) грубое или опасное нападение на соперника;
5) толчок плечом сзади не блокирующего соперника;
6) удар или попытка ударить соперника рукой;
7) держание соперника чем-либо (руками, ногами);
8) толчок соперника руками, бедром.
За все перечисленные нарушения, умышленно совершённые
игроком команды в пределах своей штрафной площади, противоположная команда
получает право на 11-метровый удар. Как штрафной, так и 11-метровый удары
назначаются независимо от того, где находился мяч в момент нарушения, лишь бы
он был в игре. В зависимости от серьёзности проступка игрок получает
предупреждение или удаляется с поля.
В случае, если вратарь умышленно бросает мяч в
соперника, то вратарь удаляется с поля и назначается 11-метровый удар.
К недисциплинированному поведению игроков может
относиться:
1) симуляция повреждения;
2) помеха выполнению свободного, штрафного и других
ударов, вводящих мяч в игру;
3) умышленная затяжка времени игры;
4) выражение словами или жестом недовольства любым
решением судьи;
5) окрики соперника с тем, чтобы ввести его в
заблуждение и самому овладеть мячом;
6) апелляция к зрителям;
7) непристойные и оскорбительные выражения и действия
в адрес игроков, судей или любых других лиц и т. д.
Нет нужды перечислять все возможные случаи
недисциплинированного поведения. Право оценивать поведение игрока на поле и
степень его виновности предоставлено только судье. В зависимости от серьёзности
проступка игрок получает предупреждение или удаляется с поля.
3. Составьте
план самостоятельных занятий по развитию скорости бега. Обоснуйте состав
упражнений, их последовательность, дозировку и режимы нагрузки.
Длина и частота шагов - компоненты скорости бега на
любые дистанции. На длину шага оказывают влияние два момента: первый - длина
ног, а второй - скорость перемещения в пространстве.
В беге на короткие дистанции повышение скорости
достигается главным образом за счёт темпа. Но вместе с тем чрезмерное увеличение
темпа, как и длины шага, ведёт к снижению скорости.
Лучшее время для занятий - вторая половина дня, через
1,5 -2 часа после еды. Занятия должны состоять из вводной и подготовительной
части, основной части и заключительной. На первых занятиях не следует
увлекаться сложными и трудными упражнениями.
План самостоятельных занятий по развитию скорости бега
Вводная и подготовительная части
1. Бег в медленном темпе - 6 - 8 мин.
2. Бег с преодолением различных препятствий - 3-5 мин.
3. Упражнения в движении:
а) подскоки на двух ногах с незначительным
продвижением вперёд и круговым вращением рук (с нарастающим темпом) - 10-20 м;
б) подскоки с ноги на ногу с продвижением вперёд -
15-20 м; г) подскоки на левой ноге с продвижением вперёд - 15-25 м.
4. Специальные беговые упражнения:
а) бег с высоким подниманием бедра;
б) семенящий бег;
в) прыжкообразный бег (2 серии по 15 м с переходом на
бег с ускорением по 15-20 м).
5. Упражнения на гибкость и растягивание.
Основная часть
1. Бег из различных положений (стоя, лёжа, стоя на
коленях сидя) на 60 м с максимальной скоростью 4-6 раз (2-5 серий. Отдых между
сериями 2-5 мин).
2. Челночный бег 2х 10 м, 3 х 10 м, 4 х Юм. От линии
старта бежать 10 м, заступить за линию, ограничивающую отрезок, повернуться
кругом и бежать обратно (2 х Юм, 3x10 м и т. д. означает пробегание дистанции
2-3 раза без остановки).
3. Прыжки с места в длину (5-8 прыжков).
4. Прыжки со скакалкой в темпе (2-3 раза по 10-15 с).
5. Метание теннисных мячей в цель, находящуюся на
расстоянии 6-8 м. Цель - круг, нарисованный на стене (диаметром 20-50 см).
6. Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками
(6-8 раз).
7. Выпрыгивание вверх, из низкого приседа (6-8 раз).
Отдохнуть 1-2 мин. и снова повторить.