Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 20.05.2024, 00:07:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС [25]
РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС [24]
ИНФОРМАТИКА 9 КЛАСС [20]
БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС [25]
ХИМИЯ 9 КЛАСС [26]
ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС [25]
ИСТОРИЯ РОССИИ 9 КЛАСС [24]
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ [46]
ОБЖ 9 КЛАСС [0]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 КЛАСС [20]
ФИЗКУЛЬТУРА 9 КЛАСС [25]

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 6

Культура и быт населения Руси в XIV–XVI веках. Памятники литературы, зодчества, живописи.

    Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в.
    
     В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
    
     Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» — слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246 г.), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни (« Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. — казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-царя. Победа в Куликовской битве 1380 г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщи-на» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томные «Великие Четьи-Минеи». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», принадлежащий перу духовника Ивана Грозного Сильвестра, — книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
    
     В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорскии, Васси-ан Патрикеев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564—1577 гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «само-державства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Фило-фей).
    
     Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол».
    
     В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордынского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367 г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV — начале XVI в. ставятся новые красно-кирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фи-ораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484— 1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555—1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается.
    
     Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

Октябрь 1917 года. Создание Советского государства. Брестский мир. 

В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в Петрограде победило вооруженное восстание, руководимое Военно-революционным комитетом Петроградского Совета и начатое по решению ЦК РСДРП(б) от 10 октября. Временное правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов заявил о переходе всей власти Советам. Октябрьская революция свершилась. Казавшаяся невозможной перспектива прихода к власти крайне левых сил, победы курса на социализм и диктатуру пролетариата восторжествовала.
    
     Революция была следствием кризиса, обострявшегося в августе—октябре 1917 г. буквально день ото дня. На фоне стремительно ухудшавшейся экономической ситуации (инфляция, перебои со снабжением, продовольственный кризис, рост безработицы, попытки введения карточной системы распределения) росло число забастовщиков, которые переходили к установлению рабочего контроля или рабочего управления на предприятиях. В деревне начинался стихийный «черный передел» земли, горели помещичьи усадьбы. Солдаты прибегали к насилию по отношению к офицерам. Паралич власти становился все очевиднее. Директория во главе с А. Ф. Керенским, учрежденная после провала «корниловщины», бездействовала, неотложные вопросы не решались. Усилия меньшевиков, эсеров, кадетов, других социалистических и либеральных партий были направлены на выработку становившегося все более нереальным компромисса (созыв в сентябре Всероссийского демократического совещания и в октябре — Временного Совета Российской республики, или предпарламента). Активность большевиков, производивших впечатление решительной и монолитной силы (на самом деле противоречий в руководстве партии было немало), приносила свои плоды. В сентябре произошла большевизация Петроградского (его председателем стал сторонник курса на вооруженное восстание Л. Д. Троцкий) и Московского Советов. В армии и на флоте влияние большевиков стало преобладающим. Простые решения, предложенные ими (передать власть Советам, установить диктатуру пролетариата, выйти из войны, национализировать крупную промышленность и банки, распределить землю между крестьянами и др.), воспринимались уставшими от неразберихи, склонными к агрессии и насилию массами с энтузиазмом.
    
     Объективные условия для нового революционного взрыва были подготовлены. Субъективная готовность руководства партии большевиков, ее лидера В. И. Ленина также была высока. В июле 1917 г. Ленин выдвинул лозунг подготовки к вооруженному восстанию. В начале августа он был подтвержден VI съездом РСДРП(б). В сентябре Ленин перевел вопрос о вооруженном восстании в практическую плоскость (письма в ЦК), но не был поддержан. 10 и 16 октября ЦК партии отверг возражения некоторых его членов (Каменев, Зиновьев) и начал готовить восстание. 24—25 октября были захвачены ключевые объекты столицы, а в ночь на 26 октября II Всероссийский съезд Советов объявил о победе социалистической революции.
    
     II съезд Советов в отсутствие правых эсеров, меньшевиков, представителей других социалистических партий (они покинули заседание, протестуя против свержения Временного правительства) принял Декрет о мире (выход России из империалистической войны), Декрет о земле (ликвидация помещичьего землевладения, передача земли крестьянам на уравнительных началах), Декрет о власти (установление власти Советов, образование Совета Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным, в основном из большевиков). Во ВЦИК были избраны большевики и левые эсеры.
    
     Период с октября 1917 до весны 1918 г. называют по-разному: «пролог Гражданской войны», «красногвардейская атака на капитал», «триумфальное шествие советской власти». Каждое из названий акцентирует внимание на важных аспектах происходившего. Раскол общества, рост насилия, непримиримость сторон вели к Гражданской войне. Стремительная национализация крупной промышленности, банков, транспорта и были атакой на капитал. Наконец, триумфальное шествие советской власти выражалось в быстром и повсеместном переходе власти на местах в руки Советов. К марту 1918 г. почти на всей территории России установилась советская власть. С самого начала ее основой стала партия большевиков: отвергнув предложение левых партий о создании «однородного социалистического правительства» (его поддерживала часть большевистского руководства), Ленин твердо отстаивал курс на формирование однопартийного СНК (исключением было участие в нем левых эсеров в ноябре 1917— марте 1918г.).
    
     О решимости большевиков советизировать Россию ясно свидетельствовал разгон Учредительного собрания (декрет СНК, 6 января 1918 г.). Выборы, проведенные 12 ноября 1917 г., принесли победу социалистическим партиям, но большинство голосов получили не большевики (23%), а эсеры (около 40%). Собравшемуся 5 января 1918 г. Учредительному собранию был поставлен ультиматум: одобрить принятую накануне ВЦИКом «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (главный тезис — о переходе всей полноты власти Советам). Отказ стал предлогом для разгона. Парламентская демократия, по убеждению большевиков, была несовместима с диктатурой пролетариата и построением социализма.
    
     В июле 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР: принцип всевластия Советов, задачи установления диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, наделение основными политическими правами лишь трудящихся, утверждение названия государства — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).
    
     Жизненно важным для нового режима в первые месяцы его существования был вопрос о мире с Германией. Декрет о мире предлагал немедленно заключить мир без аннексий и контрибуций. 19 ноября 1917 г. начались переговоры с Германией, которые в январе 1918 г. приобрели характер переговоров о сепаратном мире (страны Антанты в контакты с большевистским руководством не вступали). Германия потребовала значительных территориальных уступок. Переговоры были приостановлены. Борьба внутри ВЦИКа, СНК и руководства большевистской партии выявила три позиции: В. И. Ленина (мир «похабен и унизителен», но он необходим ради спасения революции); Н. И. Бухарина и «левых коммунистов» (мир заключать нельзя, необходимо объявить революционную войну против Германии, которая приведет к мировой революции); Л. Д. Троцкого («ни мира, ни войны» — мир не заключать, войну не вести). 18 февраля 1918 г. в условиях германского наступления Троцкий, возглавлявший советскую делегацию, прервал переговоры. Военные успехи Германии позволили ей выдвинуть крайне жесткий ультиматум, который в конечном счете был принят. 3 марта новая делегация подписала в Брест-Литовске договор о прекращении войны ценой потери Финляндии, Прибалтики, части Белоруссии, Карса, Батума, Ардагана, вывода войск с Украины, выплаты многомиллиардных контрибуций.
    
     Брестский мир позволил большевикам остаться у власти. Вместе с тем он привел не только к территориальным и материальным потерям, но и к началу иностранной интервенции, военно-политической блокаде России, к углублению раскола в обществе, стал шагом к началу Гражданской войны.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ 9 КЛАСС | Добавил: tineydgers (14.05.2011)
Просмотров: 1269 | Теги: ответы на экзаменационные билеты, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ, экзамен в 9 классе, устная итоговая аттестация, типовые задания | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0