Петр I
и его преобразования в первой четверти XVIII века.
Петр I вступил на престол в 1682 г., начал править самостоятельно с
1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во
мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его
деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками
и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества
царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность,
жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, открытость,
свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но
реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в.
определились со всей очевидностью.
Возможными реформы делали процессы, набравшие силу в правление
отца Петра I Алексея Михайловича. В социально-экономической сфере:
начало формирования единого российского рынка, успехи внешней
торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма
(защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В
сфере государственного устройства: торжество абсолютистских
тенденций, прекращение деятельности Земских соборов,
усовершенствование системы центральных органов власти и управления.
В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему
комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и
дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском
направлениях. В духовной сфере: обмирщение культуры, усиление
европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ
Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не
менее не устраняли главного — отставание России от
западноевропейских держав не сокращалось. Нетерпимость положения
начинала осознаваться, понимание необходимости реформ становилось
все более широким. «Собирались в дорогу, но ждали кого-то, ждали
вождя, вождь явился» (С. М. Соловьев).
Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни —
экономика, социальные
отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь,
культура и быт. До середины 1710-х гг. они проводились без ясного
плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем
реформы приобрели более целостный характер.
Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство
всячески способствовало росту мануфактур в металлургии,
кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном
производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал,
Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного
производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на
себя роль активного и деятельного участника экономических процессов.
На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные
предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки
частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой,
крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия
рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило, применив
традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к
мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг,
нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со
старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ
в целом. Другим инструментом влияния государства на экономическое
развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма
(учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше
денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на
товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление
льгот владельцам мануфактур.
Петр I полностью изменил систему государственного управления.
Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700 г., в
1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной,
административной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили
девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В
1717—1718 гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала
10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская,
Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др.
Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от
приказов коллегии строились на принципах коллегиальности,
разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В
систему государственного управления внедрялись бюрократические
механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции,
низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции),
бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости. С
принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных
служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов и
открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы
продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился
чиновник, получивший VIII класс по штатской службе), бюрократическая
машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной
службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по
которому все земли передавались по наследству лишь одному из
сыновей. Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового
территориального деления страны на восемь губерний во главе с
губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой
полномочий в отношении вверенного им населения. Позднее губернское
деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с
воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение
церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для
управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со
светским обер-прокурором.
Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской
системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную
военную службу от определенного числа крестьян и других податных
сословий. В 1699—1725 гг. были проведены 53 рекрутских набора в
армию и на военный флот, который был создан Петром, — всего более
200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным
уставам и наставлениям.
Содержание армии, строительство мануфактур, активная внешняя
политика требовали огромных денег. До 1724 г. вводились все новые
налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую бумагу и др. В 1724 г.
после переписи населения мужское население податных сословий было
обложено душевой податью. Ее размеры определялись просто: сумма
расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых
мужчин и выводилась искомая цифра.
Сказанным преобразования не исчерпываются (о культуре и быте
см. билет № 10, о внешней политике — билет № 11). Их основные цели
понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть
отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать
страну великой державой. Эти цели в значительной степени были
достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России
империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались
серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой
на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей
эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой
стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий
усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в
том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на
европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям.
Насилие было признано главным мотором исторического развития страны.
Противоречивость преобразований породила споры о Петре I,
значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и
славянофилов середины XIX в. создала устойчивые стереотипы.
Царь-преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь,
— и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории
развития, насадивший продажную бюрократию и укрепившей подлое
крепостничество. Истина, наверное, посредине, но в чем она состоит,
историки определяют по-разному. Советская
страна в годы нэпа. Образование СССР.
Россия вышла из Гражданской войны 1918— 1920 гг. в состоянии
«человека, избитого до полусмерти» (В. И. Ленин). Кризис имел
всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по
некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий
транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, из-меряемая
тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система)
дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни,
деклассирование, высокая смертность, голод) и политическим
напряжением (недоверие к советской власти, усиление
антибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были
восстание крестьян в Тамбовской губернии (антонов-щина) и восстание
матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических
свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.
Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о
крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного,
стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной
1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической
политике (нэп) — новой потому, что она признавала необходимость
маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности,
торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и
частному капиталу. Принципиально цели не изменились — переход к
коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но
методы этого перехода были отчасти пересмотрены.
Нэп включал в себя ряд мер: замена продразверстки меньшим по
размеру продналогом, допущение свободы торговли продуктами
сельскохозяйственного производства; денационализация мелкой и
средней промышленности при сохранении за государством так называемых
командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность,
нефтедобыча и др.); объединение крупных предприятий в тресты,
работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету
народного хозяйства; отмена трудовой повинности и трудовой
мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и
качества продукции; разрешение свободы частного капитала в
промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с
ограничениями), поощрение кооперации; допущение иностранного
капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой
систем; проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии,
вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты — червонца.
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут
довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного
производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая
система, улучшилось материальное положение населения. Вместе с тем
успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению
историка В. П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости:
задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в
начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма
серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов:
сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных
товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/1928) и
породили острую борьбу в руководстве партии и государства (см. билет
№ 10). Противоречия нэпа проявлялись в:
экономике (техническая отсталость промышленности — высокие
темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении
производственных мощностей — нехватка капиталов внутри страны,
невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений,
абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских
хозяйств на селе);
социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа
значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение
временности своего положения у многих представителей нэпманской
буржуазии); политике (понимание нэпа как временного отступления,
маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение
многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности,
торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным
с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой:
экономика, основанная на частичном признании рынка и частной
собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения
однопартийного политического режима, программные цели которого
состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной
собственности. Официально о конце нэпа было объявлено в декабре 1929
г.
Тогда же была отмечена седьмая годовщина подписания договора о
создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР, декабрь
1922). Его подписали представители четырех советских республик:
РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан,
Армения и Грузия). Эти государства образовали в годы Гражданской
войны военно-политический союз, создав систему межгосударственных
договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих
форм экономического и политического объединения активизировались.
Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим
традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное
культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних
врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических
систем, возникших после Октября 1917 г., на партийное единство:
стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили
в состав РКП(б). Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и
националистические настроения части местной элиты, и стремление
центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый
порядок управления, игнорируя мнение республик.
В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению
ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав
РСФСР на правах автономий (проект авто-номизации И. В. Сталина).
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И.
Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия
заключают договор об образовании союза (федерации). Именно этот
проект лежал в основе Договора, подписанного 27 декабря и
поддержанного I Всесоюзным съездом Советов 30 декабря 1922 г. Съезд
принял также Декларацию об образовании СССР. В ведение Союза
передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли,
транспорта, бюджета, связи, денежного обращения. Вопросы
просвещения, юстиции, здравоохранения и др. оставались в ведении
союзных республик. Они имели право выхода из Союза. Учреждался
высший орган союзного государства — Всесоюзный I съезд Советов и
Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов, действовавший в
период между съездами. Он состоял из Совета Союза и Совета
Национальностей. Высший исполнительный орган — Совет Народных
Комиссаров СССР. Конституция СССР 1924 г. закрепила эти нормы.
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена
новая форма совместного сосуществования народов, длительное время
входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные
принципы устройства посте пенно вытеснялись иными — унитарными. |