1. ПРОСВЕЩЕНИЕ В
АНГЛИИ.
В Англии зародились многие
идеи, характерные для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея
«естественного человека», выдвинутая
Гоббсом. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается
в некую абстракцию «человека вообще» – существо, в основе своей разумного,
доброго и общественного. Мыслители новой буржуазной Англии как бы реабилитируют
«естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической, и в
религиозной области.
Англия – родина деизма
– веры в «духовное существо»
Англия является родиной
деизма, т. е. рационалистической веры в «верховное существо», правящее
миром, сообразно созданным им «естественным» – физическим и нравственным –
законам.
Идея «естественного
человека» в просветительском ее понимании лежит в основе философии Джона
Локка (1632–1704) – первого крупного
мыслителя новой буржуазной Англии. Политические взгляды Локка изложены им в
«Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же
время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит
из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что
объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного
соглашения – общественного договора.
Локк в основу своей теории
государства кладет принцип политического суверенитета народа, признавая за ним
право сменять государственную власть, если она нарушает общественный договор и
посягает на естественные права человека – личную свободу и собственность.
Политическая теория Локка
оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского
континента. Она получила дальнейшее развитие у Руссо и отразилась в
законодательстве Французской буржуазной революции.
В XVIII в. возникла
классическая английская политическая экономия. Крупнейшим ее представителем был
Адам Смит (1723–1790). Экономическое учение Смита развивается в общем
русле идей английского Просвещения. В обществе свободной конкуренции А. Смит
видит порядок, как бы установленный самой природой. Он верит в возможность
примирения всех частных интересов и выступает против всякого вмешательства
государства в экономическую жизнь страны.
Представителями
радикально—демократического направления в английском Просвещении были Томас
Пэн, Прайс, Пристли и особенно Годвин, являвшийся для своего времени наиболее
последовательным противником английского общественного строя. В своем труде «О
политической справедливости» Уильям Годвин (1756–1836) рассматривает государственную власть лишь как
неизбежное зло, которое должно исчезнуть в результате «умственного и
нравственного прогресса». Единственно допустимой формой государства, по
Годвину, является демократия, обеспечивающая полное равенство всех граждан перед
законом.
Обострение общественных
противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском
Просвещении нового литературного направления – сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к
чувству как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения
в разумности нового строя жизни. Ранним проявлением этих настроений в
английской литературе была т. н. кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга,
Крабба и др. Особое место в английской литературе эпохи Просвещения занимает
крестьянская поэзия в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса
(1759–1796), который прославлял труд
крестьянина, осуждал религиозный фанатизм, власть денег и пороки сословного
общества.
2. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО
ФРАНЦИИ.
Особое место среди
французских мыслителей XVIII в. занимает по своим классовым позициям
ранний провозвестник материалистического мировоззрения, утопический коммунист Жан
Мелье (1664–1729). В оставленном им
единственном произведении – «Завещании» он подвергает острой критике не только
общественные отношения феодальной Франции, но и основы классового общества в
целом. По своим философским взглядам Мелье является материалистом и атеистом.
Другой представитель
французского Просвещения Шарль Луи Монтескье стоял на позициях деизма, признавал
существование Бога как разумного первоначала и творца мира. Однако, пытаясь
вскрыть закономерности общественного развития, он в противоположность
религиозно—идеалистическим представлениям стремился найти основы общества в
пределах естественных связей, не обращаясь к Богу.
Политические воззрения
Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной
и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга
инстанциями, носили прогрессивный характер, т. к. были направлены против
феодально—абсолютистских порядков. Общественное учение было изложено Монтескье
в сочинении «О духе законов».
Самым выдающимся вождем
умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) –
(1694–1778). Вольтер в сотрудничестве
с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Вольтер
находился на позициях деизма – Бог является для Вольтера пер—водвигателем и
законодателем Вселенной, ее высшим разумным творческим началом. Вольтер считал,
что вера в Бога необходима как основа морали и узда для народных масс. Вольтер
видит истоки религии в невежестве людей и в корыстных интересах церковников,
которые применяют самые жестокие средства (инквизицию), чтобы в союзе с
аристократией охранять свою власть и свои богатства.
Новый этап в развитии
французского Просвещения
Новым этапом в развитии
французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан—Жака Руссо
(1712–1778), идеолога революционной
мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях «О причинах неравенства»,
«Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др., оказали
впоследствии, в период Великой французской революции 1789–1794 гг.,
значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Руссо своим идейным
предшественником. В сочинении «О причинах неравенства» Руссо обосновывает
правомерность народного восстания, имеющего целью ниспровержение деспотического
строя. Руссо стоит за частную собственность, более равномерно распределенную, с
исключением крайностей богатства и бедности.
Задача объяснить природу
из нее самой и рассматривать человека как часть природы привлекала умы
виднейших французских мыслителей эпохи Просвещения. В соответствии с успехами
естественных наук они дальше развили учение материалистов XVII в. Материя
первична, она несотворима, неуничтожима и является единственной реальностью,
основой многообразия всего существующего. Сознание рассматривается как продукт
материи, одно из свойств ее, присущее высокоразвитым организмам.
Французские
просветители—материалисты
Выдающимися французскими
мыслителями—материалистами были: Дени Дидро (1713–1784), врач Жюльен Офре,
Ламетри (1709–1751), Поль Гольбах (1723–1789), Клод Андриан Гельвеций
(1715–1771). Расцвет деятельности
французских материалистов относится к 50–60–м гг. XVIII в. и тесно
связан с изданием «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которая стала
идейным средоточием всего лагеря просветителей. |