1. РОЖДЕНИЕ
ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА.
В течение
XVII–XVIII вв. в эволюционном направлении социально—политической
мысли возникли и закрепились две основные тенденции – консервативная и
либеральная. Первоначально они сложились в Англии – стране наиболее давних и
устойчивых политических традиций. Сам термин «либерализм» появился в Испании лишь в начале XIX в.
Но либеральная традиция возникла еще в середине XVII в., во времена борьбы
английского парламента за свои права.
Соблюдение этих свобод,
уважение неотъемлемых прав личности лежат в основе либерализма. Своего рода
«набор» этих прав к тому времени уже формировался вместе с развитием общества.
Первым из них было право на свободу вероисповедания. Вопрос о нем еще в
XVI в. был решительно поставлен Реформацией, приведшей к распространению в
Европе протестантских религий. Затем, в XVII–XVIII вв., на первый план
вышла проблема обоснования и закрепления права человека на собственность, а
также на частное предпринимательство. Наиболее убедительно обосновал это право
Джон Локк. Его принято считать «отцом либерализма». Еще до Локка о естественных
правах человека, включая право на собственность, писали английские мыслители Джеймс
Гаррингтон (1611–1677) и Джон
Мильтон (1608–1674). Право человека
на собственность, обоснованное Локком и его единомышленниками, затем было
закреплено в законодательстве ведущих европейских держав и США. Но формального
признания за личностью этого права было недостаточно для того, чтобы
собственность появилась у всех. Да и размеры ее не могли быть одинаковыми.
Таким образом, жизнь
делала насущной проблему расширения прав личности. Основным должно было стать
право влиять на политику государства, т. е. право избирать и быть
избранным в государственные органы управления. За это право боролись участники
европейских революций в XVIII в., а затем в следующем – XIX в.
Еще раньше возникли традиции
консерватизма (от лат. conservatio – «охранять, сохранять»), суть которых
состоит в сохранении сложившегося традиционного общества, всего старого и
надежного, проверенного опытом десятилетий и веков. Поэтому практика
консерватизма существует примерно столько же, сколько существуют государство и
политика. Но консерватизм как учение, претворяемое в политике продуманно и
планомерно, а не просто из желания ничего не менять, сложился только ко второй
половине XVIII в., когда в Англии уже примерно столетие существовала
партия тори, консервативная по своей сущности. Основные принципы консерватизма
сформулировал английский публицист и философ Эдмунт Берк (1729–1797). Он настаивал на незыблемости освещенных опытом
традиций, ибо только опираясь на них, можно сохранить стабильность и мир в
обществе. Никакие реформы, считал Берк, не должны посягать на вековые устои.
Идеал реформы он видел в английской «Славной революции». Поначалу Берк
придерживался либеральных взглядов, но, когда вспыхнула революция во Франции, он
резко осудил притязания буржуазии на власть и «кровожадность черни».
Под влиянием серии
революций в Европе позднее, в XIX в., произошло сближение позиций
либерализма и консерватизма. Ряд либералов перешли на позиции консерватизма.
Тогда же на первый план выступило противостояние эволюционного и революционного
направлений социально—политической мысли, породившее еще одно течение – радикализм.
Он предполагал самую решительную
борьбу за буржуазные реформы, став в своем роде развитием либерализма.
Некоторые мыслители того времени говорили, что либерализм – это умеренный
радикализм.
2. РОЖДЕНИЕ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
К середине XVIII в.
в Англии совокупность происходивших в обществе изменений привела к
зарождению новой индустриальной цивилизации. Ее название связано с одним из
важнейших факторов тех лет – индустриализацией. Под индустриализацией принято понимать процесс
активного внедрения машин в самые разные отрасли производства. Индустриализация
стала возможной благодаря промышленному перевороту. Постепенно этот процесс
охватил все ведущие европейские страны, а также США.
Одной из основных и
важнейших примет новой цивилизации, не утратившей своего значения и в наши дни,
стала модернизация. Что касается модернизации, то под ней принято понимать
сформировавшееся в рассматриваемый исторический период стремление овладеть всем
самым новым, самым современным из общего комплекса достижений человеческой
мысли. В буквальном переводе слово «модернизация» означает «осовременивание».
В начальный период
существования индустриальной цивилизации ведущие страны сами создавали все
новое и современное в промышленном производстве, культуре, технике, пролагая
путь в неизведанные области науки и экономики. Задача государств, идущих следом
за ними, была проще – для них модернизация сводилась к скорейшему освоению
достижений и опыта в целом передовых стран. Но содержание индустриальной
цивилизации не исчерпывалось внедрением в производство машин и модернизацией. В
более широком смысле можно сказать, что модернизация охватывала все области
жизни нового индустриального общества. Это подразумевало и секуляризацию
сознания (или иначе «обмирщение»), и рост городов, и широчайший круг идей и
научных достижений, заложенных веком Просвещения, и новые течения в
политической жизни, и многое другое. Главным явлением новой цивилизации стало
принципиальное изменение сознания человека, ментальности формирующихся обществ.
Индустриальное общество все больше и больше пронизывал дух предпринимательства,
призывавший людей неустанно трудиться, совершать великие открытия и гениальные
изобретения, в поисках лучшей жизни покидать родные места и переселяться за
моря и океаны. Человек индустриальной цивилизации стремился к гарантированному
законом владению частной собственностью, и это было вполне естественным
чувством. Собственность человека – это то, что он создал или заработал своим
трудом, энергией и талантом. Это то, что он передаст своим детям и внукам.
Неприкосновенность собственности – один из основных принципов буржуазного
общества. В индустриальном обществе вчерашние крестьяне и ремесленники
становились торговцами и предпринимателями, делали военную, а порой даже
политическую карьеру. Поначалу совершить такое восхождение, сделать карьеру
удавалось единицам, затем – десяткам, сотням, тысячам. Наиболее яркий пример
этого явило развитие индустриального общества в Северной Америке. Происходило
расширение политических, юридических и экономических прав и свобод.
Люди не просто дорожили
этими правами – их считали основой, гарантией существования. Из—за посягательства
короля на права парламента вспыхнули революция и гражданская война в Англии.
Буржуазно—демократические права и свободы, их постоянное совершенствование
обеспечивали стабильность и устойчивость индустриальной цивилизации.
Распространение индустриальной цивилизации по другим странам мира происходило
или в результате колонизации, или в ходе взаимной торговли и экономического
сотрудничества. |